МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ рф
Департамент по рыболовству
Балтийская государственная
академия рыбопромыслового флота
Контрольная работа по конфликтологии
Выполнил: курсант заочного отделения
экономического факультета
специальности 061100
шифр ЭЗС 1 538
вариант № 8
Миклашевская Н.Я.
Дата выполнения:
5 ноября 1999г.
Калининград 1999
Жизненная практика людей показывает,
что межличностные отношения
протекают зачастую в условиях конфликтов,
которые являются неотъемлимой частью
человеческий отношений и поэтому существуют
столько, сколько существует человек.
Современные исследования немецких, австрийских,
американских социологов начала ХХ века:
Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель,
рассматривают конфликты как неизбежное
явление в общественной жизни, вытекающее
из свойств человеческой природы и присущего
личности инстинкта агрессивности. Конфликт
– это «столкновение противоположных
позиций, мнений, оценок и идей, которые
люди пытаются разрешить с помощью убеждения
или действия на фоне проявления эмоций»
[2, c.52]. Основой любого конфликта является
накопившиеся противоречия, объективные
и субъективные, реальные и иллюзорные.
Конфликт – это «важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия», это форма отношения
между потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими
ценностями и нормами, интересами и потребностями.
[2, c.105]. Существенной стороной социального
конфликта является то, что его субъекты
действуют в рамках некоторой более широкой
системы связей, которая модифицируется
(укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта. Всякая организация проходит
в своем развитии через серию внутренних
конфликтов, она не может существовать
без определенной напряженности и без
столкновения между позициями, представленными
в ней, между группировками людей.
Расхождения во взглядах
– неизбежный результат того, что
у людей есть свои представления
о том, что правильно, а что нет. В конфликтной
ситуации происходит столкновение интересов
нескольких сторон, преследующих различные
цели и имеющих для достижения некоторый
набор альтернатив, каждая из которых
приводит к одному (или одному из нескольких)
возможному исходу. Поэтому, характерной
чертой конфликта является неопределенность
его исхода.
Конфликты могут быть скрытыми или
явными, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия, обусловленное
наличием разнообразных мнений, взглядов,
идей, интересов, точек зрения. Однако
оно не всегда выражается в форме явного
столкновения. Это происходит только тогда,
когда «существующие противоречия, разногласия
нарушают нормальное взаимодействие людей,
препятствуют достижению поставленных
целей» [3, c.25]. В таком случае люди просто
бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать
разногласия, вступать в открытое конфликтное
взаимодействие.
Каждая из участвующих в конфликте
сторон делает все, чтобы была принята
ее точка зрения или цель, и мешает
другой стороне делать то же самое.
Конфликт «обычно ассоциируется с агрессией,
спорами, враждебностью, напряжением и
другими эмоционально-негативными явлениями.
Но … конфликт помогает выявить разнообразие
точек зрения, дает дополнительную энергию,
позволяет проанализировать большое количество
альтернатив и т.д.» [2,c.97]. Как замечает
В. Франк, «не всякий конфликт обязательно
невротичен, огромное количество конфликтов
нормально и вполне естественно, точно
ток же и страдание не всегда является
патологическим явлением» [7, c.11]. Тот, кто
опирается на сотрудничество, не старается
добиться своей цели за счет других, а
ищет решения проблемы, устраивающего
всех. Лучший девиз при возникновении
и решении конфликта: «Не ты против меня,
а мы вместе против проблемы» [2,c.97]. Это
делает процесс выработки решения группой
или отдельными руководителями более
эффективным, дает возможность людям выразить
свои мысли и чувства, удовлетворить потребности
в уважении и власти. Это также помогает
более эффективно выполнять планы, проекты
и в результате создает условия для интенсивного
развития организации.
При оценке последствий
конфликта большую трудность
вызывает субъективность суждений индивидов.
Например, реконструкция предприятия,
ставшая возможной в результате
производственного (социально-трудового) конфликта – объективно положительное
явление, но с точки зрения части работников,
вынужденных уволиться с предприятия
в результате сокращения штатов, данный
конфликт будет оценен как негативный.
Позитивное или негативное воздействие
конфликта во многом обусловлено также
той социальной системой, в которой присутствует
конфликт. «В свободно структурированных
группах и открытых обществах, где конфликт
считается нормой и где существует многообразные
механизмы его урегулирования, конфликт,
как правило, способствует большей жизнеспособности,
динамизму и восприимчивости к прогрессу»
[1, c.120].
Существует 2 группы конфликтов:
- функциональные (положительные) – ведут к повышению эффективности организации. При функциональных конфликтах «оппоненты не выходят за рамки этических норм, совместно ищут решение назревших проблем и рассматривают разумные аргументы» [2, c.104].
- дисфункциональные (негативные) – приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушают групповое сотрудничество. Возникают вследствие социально-психологической несовместимости людей, затрудняют принятие необходимых решений.
Попадание конфликта
в одну из этих групп во многом зависит
от умений решать проблемы межличностных
отношений у руководителя. «Эффективный
менеджер регулирует неизбежные конфликты в рамках организации таким образом,
что большинство участников, вовлеченных
в процесс принятия решения, остаются
убежденными, что вопрос решился по справедливости»
[5,c.37]. Именно степень эффективности управления
конфликтом воздействует на последствия,
которые станут дисфункциональными или
функциональными.
Как и сами конфликты
функции конфликтов можно рассматривать
с двух точек зрения – как положительные
или отрицательные.
К позитивным
функциям конфликта относятся:
- Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. «Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям» [1, c.120]. Образно говоря, конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты, обновляя существующие.
- Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. «В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом» [1, c.121]. Поддерживает баланс сил, в том числе и власти.
- Конфликт «многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу», то есть .обладает инновационной функцией. [1, c.120]. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт «улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения» [2, c.61].
- В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
- Конфликт имеет информативную функцию, т.к. способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Информативная сторона имеет две стороны, сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая функция выражается в том, что «администрация начинает обращать внимание на нетерпимые условия труда, произвол, различного рода злоупотребления. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации» [6, c.198]. Коммуникативная сторона выражается в том ,что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя информационный потенциал, стороны усиливают коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объем информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода их конфликта.
- Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. Производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействия между ними. Это явление получило наименование эффекта группового фаворитизма[2,c.61]. Суть его заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам общественной группы в противовес членам другой группы. Этот эффект может действовать в самых разных ситуациях социального взаимодействия, как бы устанавливая в любом случае «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям интерпретируются как «свои» или «чужие».
Позитивные функции конфликтов
обусловливают и функциональные
последствия их преодоления. «Очерчивая
приемлемый для всех сторон путь решения
проблемы, позволяют приобщить к
этому процессу широкий круг людей
и устранить трудности в осуществлении
решений – враждебность, несправедливость,
и вынужденность поступать против воли» [2,c.90]. В последствии при этом более
вероятно сотрудничество между сторонами,
чем антагонизм. Позитивные функции конфликтов
снижают возможность группового мышления
и синдрома покорности, когда подчиненные
не высказывают идей, которые, по их мнению,
противоречат идеям руководителей. При
функциональном решении конфликта симптомы
отделяются от причин и разрабатываются
добавочные альтернативные критерии оценки.
- Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. [3, c.25-26]. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем.
Негативные
функции конфликта:
- Конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности.
- Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок.
- Когда борьба ведется насильственными методами.
- Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери.
- Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.
Следует еще подчеркнуть, что к
отмеченным выше позитивным и негативным
функциям не следует подходить
с оценочными категориями, так как «их
ценность ситуативна» [2, c.61]. Все трансформации, происходящие
во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны.
«Только послеконфликтный анализ может
вывести реальную направленность конфликта» [2, c.61]. Так, функциональный конфликт может
перерасти в дисфункциональный, особенно
при его подавлении: загнанные вглубь
противоречия накапливаются, а если проявляются
в форме явного конфликта, то могут привести
к серьезным потрясениям. Несомненно одно:
конфликт есть нормальное явление и самой
большой ошибкой является игнорирование
их, стремление представить ситуацию таким
образом, что все идет гладко. Но лучшей
стратегией решения конфликтов является
та, которая вовлекает в решение сложной
ситуации как можно большее количество
сторон с целью выявления всех мотивов
и позволяет сделать тот или иной выбор
наиболее оптимальным [5, c.47]. Эта должна
быть стратегия сотрудничества, так как
именно она делает чаще всего конфликты
функциональными.
Не стоит вводить общество в
заблуждение с помощью мифа о всеобщей
гармонии интересов. Общество достигнет
более эффективных результатов в своих
действиях, если мне будет закрывать глаза
на конфликты, а будет следовать определенным
правилам, направленным на их регулирование.
«Как известно, жемчужина рождается, если
в раковину моллюска попадает раздражающая
его песчинка», и истина рождается в споре,
суть в том, чтобы в этом споре не допускать
насилия, а если оно и произошло, «найти
средства выхода из тупиковых ситуаций»
[2, с.104-105].
Стратегию, которая исключает не только
поражение, но указывает направление мобилизации
социальной энергии, при которой каждая
сторона уходит удовлетворенной интересно
и на множестве примеров описывают Х. Корнелиус
и Ш.Фэйер в книге «Выиграть может каждый.
Как разрешать конфликты». Вслед за авторами
можно воскликнуть: «Даже ссора может
стать источником развлечения!» [4, с.14].
Но подобное преобразование конфликта
есть своего рода искусство, которое требует
особых навыков. «Мы должны уяснить себе
прежде всего, что наши ссоры и разногласия
суть часть жизни и что ошибочно пытаться
избежать их» [4, с.14].
Список использованной литературы:
- Козырев Г.И. Конфликтология. Социальные конфликты в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания, 1999, №1, с.103-121.
- Уткин Э.А. Конфликтология. Теория
и практика. – М.: Ассоциация авторов и
издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС,
1998. – 264с.
- В. Розанова. «Шок будущего» или психологические основы организационного конфликта при смене приоритетов фирмы.// Управление персоналом, 1999, №7, с. 23-30.
- Х. Корнелиус, Ш. Фэйер. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. Пер. с англ., М., АО Стрингер, 1992. – 116с.
- Шеллинг Т. Стратегия конфликта// Социально-политический журнал, 1998, №6, с. 36-48.
- Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе, Л., Лениздат,
1990. – 387с.