Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа
задачи:
а) Выявление и описание различных видов массовых коммуникаций
б) Проанализировать развитие массовых коммуникаций в различных типах общества
в) Определение влияния массовых коммуникаций на общество.
Введение……………………………………………………………….........3
1. Виды массовых коммуникаций.…………………………………….5
1.1 Устная фаза………………………………..5
1.2. Письменная фаза…………………………………………….5
1.3. Книжная фаза……………………………...6
1.4. Телекоммуникации…………………………...6
1.5 Компьютерная фаза..................................7
2. Массовые коммуникации в различных типах общества....9
2.1. Традиционное общество ………………………………………….…………9
2.2. Индустриальное общество ………………..10
2.3. Постиндустриальное общество ………....11
3. Средства массовых коммуникаций..............11
3.1 Морально-этические нормы в системе массовых коммуникаций....12
3.2 Результаты воздействия массовых коммуникаций........13
3.3 Манипуляция в СМК.......18
3.4 Воздействия массовой коммуникации......22
Заключение……………………………………………………………...…..22
Глоссарий…………………………………………………………………….27
Список используемых источников……………………………………..…28
Приложения………………………………………………………..……….29
Свой манипулятивный
потенциал телевидение
Одним из самых часто
встречающихся приемов
Давно было сформулированно такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение»[18]. Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.
Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…
Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».18
Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.
3.4 Воздействия массовой коммуникации
К негативным последствиям
можно отнести формирование у
аудитории потребности в
Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.19
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).
Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.
.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации.
Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Но новые технологии не будут автоматически заменять старые. Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе эти сферы вещания, скорее всего, приспособятся к новым экономическим условиям. Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой глобальной системы, и чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.
В то же время происходит и обратный процесс развитие массовых коммуникаций воздействует на общество, стимулируя его развитие. Следует отметить, что данное влияние отнюдь не всегда носит положительный характер.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Вербальные средства коммуникации |
Вербальные средства коммуникации - устная и письменная разновидности языка. |
2 |
Информационное взаимодействие |
процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них. |
3 |
Псевдокоммуникация |
коммуникация, в ходе которой происходит расхождение смысла переданной и полученной информации.Человеческая коммуникация всегда содержит элементы псевдокоммуникации, возникающие вследствие многозначности языка. |
4 |
Экспрессивная коммуникация |
коммуникация, относящаяся к субъективным переживаниям и установкам ее участников. |
5 |
Канал |
средство, с помощью которого передается сообщение |
6 |
Когнитивное сообщение |
сообщение, направленное на увеличение объема информации у реципиента. |
7 |
Коды |
правила организации знакового взаимодействия. |
8 |
Презентационные коды |
коды для сообщений, не способных существовать отдельно от коммуникатора и социальной ситуации. |
9 |
Репрезентационные коды |
коды для сообщений, способных существовать независимо от субъекта коммуникации. |
10 |
Сообщение |
информация, то есть закодированная идея, перемещаемая от источника к получателю. |
1 |
Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986 |
2 |
Александров В.Г. Интернет сегодня М,2003. |
3 |
Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003. |
4 |
Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002 |
5 |
Радио в Интернете", Виктория Сухарева, "Среда", № 10, Ноябрь, 1999 |
6 |
Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004 |
7 |
Ершов В.В. Современное общество и коммуникативная семантика. – Томск, 1998г |
8 |
Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966 |
9 |
Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000 |
10 |
Социология. Основы общей
теории, под редакцией Г. В. Осипова, |
А |
|
1 Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000
2 Социология. Основы общей теории, под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003
3 Потебня А Мысль и язык. Полн. собр. соч., т.1, М, 1999
4 Мартинес Э.Л. Внесловесный язык. // Культуры. Диалог народов мира. 1986, 2
5 Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988.
6 Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986
7 Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003.
8 Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002
9 Александров В.Г. Интернет сегодня М,2003.
10 Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004
11 Бабосов Е. М. Общая социология, Минск, 2004
12Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г.
13Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.
14 14. Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г
15 Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004
16 Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
17 Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986
18 Социология. Основы общей теории, под ред. Г.В.Осипова, «НОРМА», М., 2003
19 Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
Информация о работе Краткий обзор истории развития средств телекоммуникаций