Лингвистическая конфликтология как новая область междисциплинарных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:23, автореферат

Описание работы

Конфликты неизбежно возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой [1, 135], они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти [2, 13]. Изучение конфликта привлекало внимание учёных, философов, религиозных деятелей, начиная с древних времён. В то время учёные пытались осмыслить природу конфликтов, связать свои рассуждения о социальных конфликтах и войнах как их проявлении с общей системой взглядов на природу мироздания, стремились постигнуть совокупность причин социальных конфликтов.

Файлы: 1 файл

dadyan-4.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Дадян С.Р.

Ростов-на-Дону, ЮФУ

Научный руководитель - профессор,

доктор филол. наук - Боева-Омелечко Н.Б.

 

Конфликты неизбежно  возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой [1, 135], они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти [2, 13]. Изучение конфликта привлекало внимание учёных, философов, религиозных деятелей, начиная с древних времён. В то время учёные пытались осмыслить природу конфликтов, связать свои рассуждения о социальных конфликтах и войнах как их проявлении с общей системой взглядов на природу мироздания, стремились постигнуть совокупность причин социальных конфликтов.

Конфликтам уделяли внимание такие великие умы Древнего мира, как Конфуций, Гераклит, Аристотель, Платон, в эпоху Возрождения известные гуманисты, английские демократы, французские просветители, а также на рубеже ХVIII – XIX века немецкие философы. В конце XIX - начале XX века явление конфликта рассматривалось представителями различных наук: социологами Г. Зиммелем, Л. Козером, юристом Л. Гумпловичем, экономистами Д. Смоллом, У. Самнером и многими другими.

Степень интереса к исследованию конфликта  значительно менялась в разные периоды времени – от признания важности и позитивной ценности конфликта до минимального внимания к нему со стороны социальных аналитиков.

Современная конфликтология как самостоятельная научная дисциплина, как особое интеллектуальное образование и направление общественного познания сложилась в 50-60-е годы ХХ века в недрах, существенно отличающихся друг от друга по содержанию и методологии наук [3, 74], а именно социологии, политологии, психологии личности, социальной психологии и психологии общения. Сегодня она претендует на статус самостоятельной науки.

Особенностью конфликтологии является её комплексный характер, поскольку  конфликты имеют место во всех сферах жизни и на всех уровнях  её организации и развития. Следовательно, феномен конфликта теоретически интересен для целого ряда наук, таких как философия, политология, социальная экономика, юриспруденция, этика, психология и военная наука [4, 65], и находит развитие во множестве теорий и исследованиях упомянутых научных дисциплин, рассматривающих те или иные аспекты природы конфликта [5, 23].

Общая цель для  всех смежных наук, занимающихся изучением  конфликта, состоит в выявлении  и объяснении механизмов, управляющих  социальными процессами, связанными с конфликтами и их динамикой [6, 8].

Конфликтология – это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов. Данная научная дисциплина решает вопросы разрешения конфликтов и их предотвращения, а в некоторых случаях и организации конфликтных ситуаций с целью преодоления их отрицательных последствий и использования конкретных элементов для повышения эффективности деятельности социальных систем. Главным образом конфликтология рассматривает поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений [7, 10]. Иными словами, конфликтология – наука о психогигиене социальных и межличностных отношений [8, 5].

Поскольку проблема конфликта как жизненного феномена стоит на оси пересечения интересов ученых разных научных областей и её изучают юристы, социологи, психологи, педагоги, возникают новые научные области в исследовании конфликта. Так, совсем недавно родилась юрислингвистика, объектом изучения которой являются теоретически и практические  проблемы взаимодействия языка и права, лингвистики и юриспруденции в аспекте регулирования различного рода социальных конфликтов, связанных с использованием языка в разных сферах социальной жизни. Успешно развивается юридическая конфликтология, педагогическая конфликтология [9, 17].

До настоящего времени не существует единой и общепринятой для всех наук дефиниции конфликта как объекта научного изучения [10, 19].

Каждая наука  наделяет рассматриваемое понятие своим специфическим смыслом, но, в то же время, результаты исследований свидетельствуют об универсальности конфликта как явления, а также типичности его характеристик для различных аспектов жизни [11, 65].

На современном  этапе появилась необходимость в исследовании лингвистической стороны конфликта, поскольку масштабы отдельных конфликтов и их последствия неуклонно возрастают по мере прогресса общества. Разрастающие и набирающие силу интересы у разных людей не только не совпадают, но и нередко сталкиваются. Интересы одного человека становятся преградой для реализации интересов другого. Данные столкновения и определяют выбор соответствующих лингвистических средств говорящих в коммуникативном акте.

Развитие такой  науки как лингвистическая конфликтология дала бы возможность не только правильно организовать эффективное речевое воздействие в период развития конфликта, но и продемонстрировала бы наилучший способ противостояния коммуниканта лингвистическому манипулированию своих оппонентов.

Изучение таких  фундаментальных понятий конфликтологии как конфликт, конфликтная ситуация, конфликтоноситель или конфликтант, конфликтоген в рамках лингвистики позволяет выделить языковые маркеры, характеризующие речевое поведение участников в той или иной психопрагмалингвистической конфликтной ситуации (острой, смягчённой и предельно ослабленной), каждая из которых имеет свои особенности.

В психолингвистике и лингвистике понятие конфликта  тесно связано с понятием речевого конфликта.

Речевая конфликтология еще только зарождается. Она должна вобрать в себя достижения многих наук и создать целостную картину коммуникативного поведения народа. Сложность и многогранность объекта исследования предполагает создание новой интегральной науки на стыке социологии и культурологии, психологии и психолингвистики, теории коммуникаций и теории речевой культуры, лингводидактики и собственно лингвистики [12, 18].

В ходе конфликта  речевое поведение коммуникантов  представляет собой противоположные программы, определяющие выбор конфликтных речевых стратегий и соответствующих речевых тактик, которым свойственно коммуникативное напряжение, выражающееся в стремлении одного из собеседников изменить поведение другого коммуниканта.

Речевой конфликт является предметом лингвопрагматики, социолингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, языковой конфликт - предметом исследования системной лингвистики.

Если  лингвистический аспект позволяет  выделить набор языковых маркеров типичных для конфликтных диалогов, то при исследовании прагматического аспекта конфликтной диалогической речи можно отметить основные типы речевых актов, характерные для такой речи, а именно речевые акты приказа, отказа, несогласия, опровержения, упрёка и обвинения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решения в конфликтных ситуациях / Учеб. пособие. СПб.: ООО Издательство «Росток», 2003.
  1. Ликсон Ч. Конфликт семь шагов к миру. Санкт-Петербург, 1997.
  1. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2002.
  3. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «ЭКМОС», 2001.
  4. Горбунова М. Ю. Конфликтология: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
  6. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология. – «ГЛАГОЛЪ»: Екатеринбург, 1995.
  7. Третьякова В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения: Дис. …док. филол. наук. – Екатеринбург, 2003.
  8. Непшекуева Т.С. Внутриличностный конфликт как лингвистический феномен: Дис. …док. филол. наук. – Краснодар, 2006.
  9. Анисимова А. Т. Лингвистические проекции конфликта: Дис. … канд. филол. наук. – Краснодар, 2004.
  10. Третьякова В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения: Дис. …док. филол. наук. – Екатеринбург, 2003.

 


Информация о работе Лингвистическая конфликтология как новая область междисциплинарных исследований