Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 05:15, доклад
"Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми
манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
- Провоцирование ваших защитных реакций.
- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
"Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми
манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
- Провоцирование ваших защитных реакций.
- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
- Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
- Игра на вашей нетерпимости - "висящая морковка".
- Игра на вашем чувстве безысходности.
- Игра на чувстве жадности.
- Использование запланированных "трудных" уступок.
- Намеренное затягивание времени обсуждения.
- Провоцирование вашего интереса к партнеру "Убаюкивание", чтобы "убить" позднее.
Типы манипуляций
|
Тип |
Цель |
Анализ ситуации |
Техники |
1. |
Провоцирование ваших защитных реакций |
Ослабить вашу решимость |
Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины |
Не оправдываться. Смена рамки * |
2. |
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации |
Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам |
С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы |
Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: "Нет хладнокровия - нет преимущества" |
3. |
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество |
Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения |
Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен |
Хорошие отношения
не продаются и не покупаются. |
4. |
Игра на вашей нетерпимости -"висящая морковка" |
Получить дополнительные уступки |
Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок |
Твердо отстаивайте свои интересы |
5. |
Игра на вашем |
Заключить сделку, не учитывая интересы партнера |
Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации |
Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность |
6. |
Игра на чувстве жадности |
Втянуть собеседника в рискованную игру |
Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть |
Твердо оставаться на почве реальности, не дать "жадности затмить глаза" |
7. |
Использование запланированных "трудных уступок" |
Побудить партнера сделать ответную уступку |
Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах |
Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
8. |
Намеренное затягивание времени обсуждения |
Получить уступки
в |
Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения |
Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
9. |
Провоцирование вашего интереса к партнеру |
Произвести
хорошее впечатление, чтобы партнер
сам захотел развивать |
Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок |
Получить информацию из других источников |
10 |
"Убаюкивание", чтобы "убить" позднее |
Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру |
Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату |
Отказаться от предложения |
Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:
-Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
-Тряпка, слабак. Как правило, это "жертва" диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
-Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
-Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
-Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
-Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
-Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
-Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.