Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 13:00, контрольная работа
Навыки управления, используемые консультантами в проектах, богаты и разнообразны; они собраны нами в этом курсе из многих направлений науки о бизнесе. Успешный консультант должен продемонстрировать способность анализировать информацию, руководить проектами, зачастую весьма сложными, плодотворно сотрудничать с людьми. Консультант должен уметь продемонстрировать все эти навыки и умения в профессиональном подходе и использовать преимущества новых возможностей для бизнеса, решая сложные бизнес-задачи.
Введение 3
1. Понятие метода консультирования 4
2. Классификация методов работы консультнта 5
3. Методы работы консультанта во время реализации консультационного проекта 11
Заключение 16
Список литературы 17
Для успешного применения метода процессного консультирования должны быть установлены эффективные доверительные отношения между клиентом и консультантом; руководство компании-клиента должно быть "предано идее" проекта и уметь передать эту преданность своим коллегам и сотрудникам; сотрудники компании-клиента должны посвятить проекту достаточно времени, отказавшись от распространенного принципа "вы специалист – вам виднее".
Обучающее консультирование добавляет к вышеперечисленным методы активного обучения управленческого персонала компании-клиента в ходе осуществления проекта. Классическим методом обучающего консультирования является так называемый лабораторный метод (метод Т-группы), где под "лабораторией консультирования" подразумевается обучающая среда, создающая возможность действий со стороны участников, имитирующих реальные управленческие ситуации и процессы.
При таком подходе необходимо, чтобы консультант следил за соблюдением следующих правил:
1) важна ответственность
2) необходимо наличие
3) следует помнить, что лабораторный метод - это "обучение реальности", т.е. он основывается на имитации реальных ситуаций.
Опыт работы в таких Т-группах может привести консультантов к расширению их ролей в жизни, что и происходит на практике, когда многие из процессно-ориентированных консультантов приходят в консультирование как бывшие участники Т-группы.
Многие консультанты по организационному развитию рекомендуют своим клиентам принять участие в некоторых формах лабораторного обучения. Основные цели при этом - обучить тому, как лучше взаимодействовать с другими, как разрешать поведенческие проблемы, а главное – обучить, как стать хорошим клиентом консультантов, и т.д.
Для достижения эффекта обучения необходимо "пропускать" данные через себя с целью их использования, т.к. в противном случае теряется чувство соответствия между опытом, приобретенным по лабораторной программе, и реальным миром.
Особенность лабораторного метода заключается в том, что обучаемый в лаборатории должен быть способен настроиться как на внутренние, им самим создаваемые идеи, которые являются его собственными ощущениями, так и на информацию, собираемую о внешнем мире посредством чувств, т.е. на свою работу с интуицией, которая необходима при переносе полученных при обучении знаний на другие ситуации, непосредственно не совпадающие с таковыми при обучении.
Существует множество эффективных лабораторных упражнений: межгрупповые, игры на формирование доверия, упражнения на общение и т.д. За всеми этими упражнениями можно смоделировать специфические ситуации, максимально улучшающие обучение и являющиеся наиболее общими в нелабораторных условиях.
Существует три вида обучающего консультирования в форме лаборатории:
- организационная лаборатория;
- лаборатория по разбору
- лаборатория по жизнедеятельности организации.8
В России лабораторный метод является наиболее эффективным способом применения обучающего консультирования. Он адаптирован для современных российских условий С.В. Хайнишем. Его метод включает следующие этапы:
1. Предварительная диагностика. Группа
экспертных и процессных
2. Консалтинг-семинар ("лаборатория"). Проводятся выездные семинары (3- 5 дней) для управленческого персонала клиентной организации с применением всех методов экспертного, процессного и обучающего консультирования.
3. Разработка рекомендаций. По итогам семинара систематизируются, вырабатываются и предлагаются решения для внедрения в клиентной организации.
Лабораторный метод как форма обучающего консультирования является наиболее эффективным в современных российских условиях, так как:
1) Он привычен для российских менеджеров, потому что похож на методы "экономической учебы" в советское время.
2) Лабораторный метод
3) Лабораторный метод моделирует
процесс каждодневного общения
клиента и потому более
4) Лабораторный метод более
Дидактический подход уводит от процесса обучения и возвращается к традиционной форме экспертного консультирования. Конечно, возможна комбинация трех названных форм консультирования (экспертного, процессного и обучающего) в рамках одного и того же проекта.
В России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование, тогда как в промышленно развитых странах с рыночной экономикой преимущественно осуществляется экспертно-процессное и процессно-обучающее консультирование. В первую очередь, это объясняется неподготовленностью самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, стремлением руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности итогами консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом без активного диалога с представителями клиентной организации.
Кроме того, в России в силу низкой квалификации менеджеров внедрение часто путают с получением конкретного результата от консультационного процесса, причем последний сводится обычно к денежному выражению – такая точка зрения вряд ли приемлема.
Работающие сегодня консультанты определяют консалтинг как чётко спроектированную деятельность консультантов, в ходе которой изменяется система управления консультируемой организации и возрастает эффективность коллективной деятельности её сотрудников.
Основным фактором успеха консультационного проекта является мастерство консультанта. Для эффективного ведения обсуждения он может использовать целый ряд приемов: от элементов лекции до "мозгового штурма" и работы в малых группах.
Существует большое количество методов консультирования, но самые значительные, на наш взгляд, можно объединить в следующие группы:
Поскольку методы являются основой конкурентных преимуществ консультанта, то они держатся в секрете. Но становятся доступными по мере их использования и передачи клиенту в процессе обучения и совместной работы при решении проблемы.
1 Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 2006. – С.45.
2 Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под редакцией А.П.Посадского. – М.: АСТ,1998. – С.77-78.
3 Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. – М.: «Инфра-М», 1999. – С.254-255.
4 Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. –С.134.
5 Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. – М., 2005. – С.90.
6 Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 2006. – С.87-88.
7 Пятенко С.В. Выбор аудитора и консультанта. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – С.55.
8 Румянцева З.П. Основы управленческого консультирования. В 2 ч. – М.: ГАУ, 1994. – С.214.