Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:09, курсовая работа
Актуальность темы: в зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов. Наиболее значительным и эффективным способом проверки научных гипотез является эксперимент. Социологический эксперимент представляет собой метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях общественных объектов. При этом социологи создают оптимальную экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не свойственным для повседневного течения событий.
Последовательный эксперимент по сравнению с параллельным более прост, поскольку не требует раздвоения внимания социолога и кропотливой процедуры подбора двух идентичных групп. Однако он не может обеспечить даже вероятностной частоты эксперимента, так как на объект кроме независимой переменной, определенной исследователем, могут воздействовать и другие побочные параметры. При наличии же контрольной группы частота эксперимента (в данном случае параллельного) значительно повышается в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
По характеру экспериментальной ситуации социологические эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Полевой эксперимент характеризуется максимально естественной ситуацией, а исследуемые с его помощью объекты находятся в обычных для себя условиях и сохраняют установившиеся ранее связи и отношения. В отличие от полевого лабораторный эксперимент представляет собой обследование в искусственной среде, куда объект переносится социологом. В случае проведения лабораторного эксперимента нарушается условие, предписывающее нежелательность информирования участников о проведении исследования. В то же время преимущества лабораторного эксперимента перед полевым состоят в том, что при его проведении исследуемый социальный объект можно в определенной мере оградить от воздействия на него побочных явлений.
Несмотря на специфику и особенности различных видов экспериментального метода социологическая наука выделяет следующие общие требования к проведению эксперимента независимо от его типов:
* наличие объекта исследования,
допускающего возможность
* описание объекта
* обязательное определение
и описание условий
* наличие четко
* предметное определение
понятий сформулированной
* обоснованное выделение независимой переменной (например, системы премирования) и зависимой переменной (например, общей производительности труда бригады);
* обязательное описание
специфических условий
Заключение
эксперимент социологический проведение требование
Успешное проведение социологического эксперимента требует, прежде всего предметного описания системы переменных, характеризующих поведение социального объекта. Переменная, действие которой заранее определяется социологом в соответствии с намеченной им программой социологического эксперимента, называется независимой. А фактор, изменения которого определяются действиями независимой переменной, называется зависимой переменной. Независимая переменная - относительно самостоятельный параметр, оказывающий специфическое, свойственное ему одному воздействие на исследуемый социальный объект. При этом независимой переменной не может выступать фактор совершенно случайный, легко изменяющийся под воздействием различных внешних условий и не оказывающий устойчивого, направленного и достаточного влияния на объект социологического исследования. При выборе независимых переменных необходимо также учитывать возможность их наблюдения, измерения и формализации. Одно из важнейших условий проведения чистого социологического эксперимента состоит в том, что испытуемые, как правило, не знают о его проведении.
Современное понимание сути социологического эксперимента сложилось в социологии далеко не сразу. Этот метод прошел длительный путь развития от простейших элементов испытания и проб в различных сферах человеческой деятельности до сложных и развитых современных форм, которые поставили социологический эксперимент в ряд наиболее важных методов социального познания.
Уже в древних обществах, как известно, особое место занимали испытания на зрелость, остатки которых сохранились в обычаях, ритуалах, обрядах и фольклоре ряда народов. Например, в древности широко применялись посвящения мужчин, женщин, воинов, вождей, жрецов, позднее испытаниям и различного рода проверкам подвергались чиновники, ученики, а также различные формы организации общественной жизнедеятельности. В древних обществах, в отличие от современного экспериментирования, такие испытания были тесно связаны с религией, традициями и обычаями, а порой являлись формами их проявления, поскольку носили нормативно-традиционный характер. Соответствие традициям было тогда основной целью испытания, а не внедрением в жизнь чего-либо нового. Поэтому испытания были ориентированы в значительной мере не на будущее (как современный эксперимент), а в прошлое. Тем самым новые социальные формы жизнедеятельности не открывались и "не забегали вперед", опережая уровень развития способов производства, что обеспечивало преемственность и целостность развития традиционного (древнего) общества. Вот почему столь замедлен ход социального времени древности. Оно словно заботилось о том, чтобы не рассыпать, не растерять и не погубить племена и народы совсем еще "юного человечества", потому, что прерванная нить традиции означала потерю вырабатываемых огромным трудом алгоритмов социально необходимых действий и поведения человечества.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ 1968. - 339 с.
2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь: Пер. с англ. М.: ЗАО "Издательство «Экономика», 2004. - С. 449.
3. Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование. - М., 1990.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
5. Воронов Ю.П. Районирование выборки в социологии. Новосибирск, 1990. - 75с.
6. Гидденс Э. Социология. - С.: Эдиториал УРСС, 1999. - 240 с.
7. Горшкова Ф.Э. Шереги М.К. Как провести социологическое исследование - М., 1990.
8. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 208 с.
9. Джамалудинов Г. Социология и интеграция социально - гуманирарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 - С. 29 - 31.
10. Пичхадзе Н.М. Журнал Социологические исследования, 1996. - 100 с.
11. Ромашовский Н.В. Тощенко Ж.Т. Журнал Социс. - 2007, № 6. - 160 с.
12. Ротман Д.Г., Дмитриев Е.И. Рейтинговые замеры: сущность и проблемы применения // Социология. 1998. № 2.
13. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983.
14. Тарнавский А. А. Социологические исследования Кемерово: Кузбассвуз издат, 2002. 100 с.
15. Татарова Г.Г. Методы социологического исследования: Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Изд. НОРМА, 2008, 205 с.
16. Таванин Е.П. Основы методики социологического исследования. Учебное пособие. М,1994, 227 с.
17. Фетисов В.Я. Социальная
жизнь как предмет
План
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………
Список использованной литературы………………………………...33
Введение
Современный этап развития российского общества
характеризуется
Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события – «отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения появления «отклика» с помощью посторонних влияний и конкурирующих каузальных гипотез1. Соответственно данные экспериментального исследования представляют собой наилучшее приближение к модели статистического вывода о наличии причинной взаимосвязи между воздействием и «откликом» или, в более привычных терминах, между независимой и зависимой переменными.
Задачей настоящей работы является изучение основных проблем развития социальной работы.
Цель работы – раскрытие понятия, разновидности, структуры, этапов организации и проведения социального эксперимента.
Гипотеза исследования – выявить понятие, разновидности, структуру, этапы организации и проведения социального эксперимента.
Объектом социальной работы является сторона, на которую направлено познание или деятельность.
Предметом исследования является социальный эксперимент.
Методы исследования. Использование
учебно-методической литературы.
Социальный эксперимент: понятие,
разновидности, структура, этапы организации
и проведения
Экспериментальный метод пришел в социальные науки из естественных наук, где он примерно с XVII века стал основным способом опытной проверки научных теорий2. Самым популярным видом эксперимента в точных науках был и остается лабораторный эксперимент, получивший распространение также в науках о человеческом поведении.
Лабораторный, или истинный, эк
На практике описанные требования к истинному эксперименту могут быть полностью воплощены лишь в бесконечном идеальном эксперименте, при проведении которого внешние, так называемые экзогенные переменные остаются неизменными, и изменяется лишь независимая переменная, что обеспечивает полную валидность выводов о изучаемом соотношении между независимой и зависимой переменными3. Идеальный эксперимент – это эталон, относительно которого могут оцениваться и сопоставляться эксперименты реальные, однако буквальное выполнение всех его требований обычно невозможно или даже бессмысленно с точки зрения конкретной научной задачи, стоящей перед исследователем.
Дональд Кэмпбелл приводит в качестве примера эксперимент Николсона и Карлслайла, которые продемонстрировали явление гидролиза, всего лишь «взяв в мае 1880 г. образец воды в районе Сохо (образец очень частный, характерный для местных условий и данного периода) и опустив в него весьма специфичный кусок медной проволоки, по которой пропускался электрический ток...» Влиянием посторонних факторов (прежде всего примесей) на протекание гидролиза в данном эксперименте можно было пренебречь, так как целью было подтверждение теоретически предсказанной закономерности, а не измерение скорости гидролиза или изучение особенностей его протекания в различных средах4.
В социальных науках от лабораторного
эксперимента принято отличать полевойэкспер
Для многих прикладных социологических исследований, ориентированных на разработку и оценку социальных программ, социальное экспериментирование столь же типично, сколь типичны лабораторные эксперименты для социальной психологии или социологии малых групп. Социальное экспериментирование позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, относящиеся преимущественно к сфере практической политики и администрирования – например, как влияет отмена смертной казни на показатели преступности, растет ли посещаемость музеев при снижении цен на входные билеты, во всех ли случаях повышение размера вознаграждения ведет к росту производительности труда и т. п.
Например, в исследовании воздействия детского сериала «Улица Сезам» на культурное и интеллектуальное развитие американских дошкольников полевой эксперимент охватил детей и родителей, проживавших в городах (Бостон, Дарэм, Феникс), а также в сельских районах Калифорнии и Филадельфии. В ходе эксперимента детей и их родителей побуждали к просмотру сериала (независимая переменная), фиксируя изменения в когнитивном развитии дошкольников с помощью тестов достижений и тестов общего развития (зависимые переменные). Двухлетний полевой эксперимент позволил продемонстрировать заметный обучающий эффект, связанный с просмотром сериала, особенно очевидный в группе детей из неблагополучных семей.
Полевой эксперимент – ведущий метод ориентированных на практику оценочных исследований (evaluative research)5. Однако далеко не всегда оценка эффективности новой, компьютеризованной системы обучения или, скажем, нового танкового прицела происходит в реальных полевых условиях. Иногда исследователи проводят эксперимент в условиях, имитирующих реальность или даже представляющих некоторые особенности реальной ситуации – обучения, вождения танка и т. п. – в преувеличенном, «очищенном» виде. Р. Готтсданкер предложил различать два типа полевых экспериментов – эксперименты, дублирующие реальный мир (т. е. уже описанные «натурные» эксперименты), и эксперименты, улучшающие реальный мир6. Эксперименты, улучшающие реальный мир, прежде всего позволяют повысить валидность и надежность данных. Так, данные «натурного» эксперимента по эффективности нового метода обучения вождению автомобиля будут подвержены влиянию множества трудно контролируемых различий в условиях видимости, ландшафте, состоянии дорог и используемых автомобилей, тогда как данные тренажерных испытаний будут меньше подвержены такого рода смещениям. Кроме того, надежность эксперимента в «улучшенных» условиях также повысится за счет возможности контролировать частоту «встречного движения» на экране тренажера, соблюдать четкий временной режим, исключающий утомление оператора, и т. д. Для того чтобы понять, чем руководствуются социологи, осуществляя выбор одного из перечисленных видов эксперимента и конкретного плана построения экспериментального исследования, нам следует сначала рассмотреть ключевые понятия и принципы, лежащие в основе современного подхода к социальному экспериментированию.
Информация о работе Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор