Н.А. Рубакин – видный деятель современного библиотековедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 02:38, реферат

Описание работы

Важнейшей частью библиотековедения как науки является концепция читателя. Понимание его роли в эволюции библиотеки как социального института, осознание сущности взаимоотношений читателя и книги заложено в творческом наследии Н.А.Рубакина, прежде всего в его фундаментальной работе «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» Выдающийся библиотековед, человек огромной эрудиции, «последний энциклопедист» – как его называли, оставил после себя 350 журнальных статей, 280 книг и брошюр, изданных на 28 языках, тысячи составленных им библиографических списков для своих корреспондентов. Все они были посвящены, по сути дела, одной теме: изучению книги, читателя, автора.

Файлы: 1 файл

Реферат по библиотековедению.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ БИИН

Специальность: «библиотечно-информационая деятельность»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по теме 

«Н.А. Рубакин – видный деятель современного библиотековедения»

 

 

 

Выполнил: студентка Старикова Е.А.

Руководитель: преподаватель  Л.И. Сальникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011г.

 

 

Важнейшей частью библиотековедения как науки является концепция читателя. Понимание его роли в эволюции библиотеки как социального института, осознание сущности взаимоотношений читателя и книги заложено в творческом наследии Н.А.Рубакина, прежде всего в его фундаментальной работе «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» Выдающийся библиотековед, человек огромной эрудиции, «последний энциклопедист» – как его называли, оставил после себя 350 журнальных статей, 280 книг и брошюр, изданных на 28 языках, тысячи составленных им библиографических списков для своих корреспондентов. Все они были посвящены, по сути дела, одной теме: изучению книги, читателя, автора.

В 1922 г. во Франции на французском языке вышел его двухтомный труд «Введение в библиологическую психологию». Позже, в 1929 г., уже в России была опубликована книга «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию». Н.А.Рубакин был первым, кто поставил изучение читателя на научную основу. Ему принадлежит первенство во введении в научный оборот термина «библиологическая психология». Он стал первым, кто пристально вгляделся во взаимоотношения читателя и текста, книги. Библиологическая концепция Н.А.Рубакина затрагивает комплекс вопросов, связанных с восприятием, пониманием, памятью и т.д. По словам автора интереснейшей книги о Н.А.Рубакине «Под шифром “РБ”» известного писателя Л.Разгона, «в библиопсихологию Рубакин втискивал биологию, физиологию, рефлексологию». Таким образом, Рубакин был первым, кто осмыслил чтение как психологический и социально-психологический феномен и процесс. Этой работе в большой степени способствовало блестящее знание Рубакиным достижений как отечественной, так и европейской, и особенно немецкой, науки в области философии, физиологии, биологии и т.д.; хорошо знал работы О.Конта, Э.Маха, Э.Геннекена, Р.Семона, В.Гумбольдта, а также Г.Спенсера, Г.Тэна. Именно их работы, наряду с работами его современников и соотечественников – И.Павлова, И.Сеченова, В.Бехтерева, легли в основу главного тезиса Н.А.Рубакина: «Содержание книги – это то, что ею возбуждается <...> у всякой книги столько содержаний, сколько у неё читателей. Каждому читателю – его книгу!»

Опираясь на работы известных учёных, Н.А.Рубакин сформулировал основные законы библиопсихологии: закон Семона; закон Гумбольдта–Потебни; закон Тэна.

«Закон Семона» опирается на понятия мнемы, энграммы, эвфоний, заимствованные у крупного немецкого зоолога Р.Семона, открывшего т.н. «клеточную память» – мнему.

Мнема, по мысли учёного, накапливает все (физические, химические) процессы, идущие в живом организме, связанные с получением, переработкой и хранением информации. Термин «мнема», в известной степени, противостоял представлению о мышлении и памяти, полученному на основе учения об условных рефлексах и рефлекторной дуге. Для Рубакина очень важным был тот момент, что мнема объединяет и раздражение, и возбуждение, и физику, и психику, и сознание, и подсознание личности.

Энграмма – согласно Р.Семону – это след, или следовая реакция раздражения, ведущая к некоторым изменениям в организации материи мозга.

Экфория, т.е. внесение, – переход энграммы из потенциального в кинетическое состояние.

Мнематические явления – сложный психический процесс воспроизведения реальности под влиянием раздражений, идущих от письменной и звуковой речи, вообще от текста. Мнематические явления определяют все поведение индивида.

Таким образом, пытаясь описать мышление как некий комплекс, Н.А.Рубакин, опираясь на работы Р.Семона, рассуждал по схеме «раздражение – энграмма – повторное раздражение-экфория – мнематическая энграмма», и утверждал, что «каждый читатель в процессе чтения строит собственную проекцию читаемой книги».

«Закон Гумбольдта–Потебни» в формулировке Н.А.Рубакина имеет следующий вид: «Человеческая речь, так же как все элементы её вплоть до отдельного слова и даже звука или буквы, суть орудия только психических переживаний, в соответствии с особенностями той мнемы, в какой они возбуждаются, а не орудия переноса или передачи этих переживаний». Проще говоря – каждый понимает написанное и услышанное в зависимости от имеющегося социального и индивидуального опыта. Таким образом, по Рубакину, у книги столько содержаний, сколько у неё читателей.

Этот закон опирается на лингвофилософскую концепцию крупного немецкого учёного В.Гумбольдта. Его основной тезис, развернутый в работе «О различии и строении человеческих языков и его влияние на духовное различие рода человеческого» (1880), заключается в том, что «язык есть не результат деятельности, но сама деятельность»; «язык есть проявление духа народа»; «человек понимает самого себя лишь постольку, поскольку он проверил понятность своих слов на других»; «любое слово мыслится индивидом не точно так, как другим». Другой учёный, на чьи концепции опирается Н.А.Рубакин, – русский лингвист А.А.Потебня – так же понимает язык как «внешнее проявление духовной силы личности».

Рубакин считал, что «надо разграничить слово от его влияния». Одно и то же слово в разных ушах звучит по-разному. Каждое слово имеет бесконечно много смыслов, потому что в разных слушателях и читателях оно возбуждает самые разнообразные психические явления. Эти свои субъективные переживания читатель приписывает не себе, а слову.

Таким образом, опираясь на теорию В.Гумбольдта и А.А.Потебни, с одной стороны, отрицая объективное содержание книги, с другой стороны, как пишущий человек, понимающий, что некое «среднее значение» все же есть, Н.А.Рубакин вплотную подходит к проблеме формализации текста, которая сегодня представляется весьма актуальной.

«Закон Тэна» гласит: «Энграммы, непрерывно притекающие в мнему и обусловливающие собою качественную и количественную сторону экфорий, всегда находятся в функциональной зависимости, во-первых, с расой, во-вторых, с окружающей средой и, в-третьих, с моментом».

То есть, проще говоря, всякое понимание определяется генетикой человека, средой его бытования, временной характеристикой («моментом»). Рубакин поясняет это таким примером: восприятие одной и той же книги в разный период жизни читателя будет совершенно различен.

В сущности, «закон Тэна» есть лишь подтверждение «закона Гумбольдта–Потебни»: «наше знание есть незнание; наше понимание есть непонимание; изучение реальности – есть искажение её».

Таким образом, библиологическая теория Н.А.Рубакина есть результат творческой переработки взглядов российских и европейских, преимущественно немецких, философов, физиологов, лингвистов; привнесение их научных концепций на библиотековедческую почву; попытка объяснить сложнейшие и тончайшие взаимосвязи книги (текста) и читательского восприятия.

Работа  Рубакина над  проблемами  пропаганды книги и руководства чтением в связи с изучением психологии основных типов читателей, вылилась в создание  теории библиопсихологии («Психология читателя и книги», М.-Л., 1929). Лучше всего мысли и основные положения Рубакина изложены в его большом труде «Психология читателя и книги», изданном в Москве Государственным издательством в 1929 году. Правда, как говорил сам автор, после этого в библиопсихологию им было внесено много новых мыслей и фактов. Но все-таки основные положения этой теории, сформулированные ее создателем, остаются теми же.      Рубакин дает два определения библиопсихологии — одно, так сказать, предварительное, другое развернутое, полное. В самом же начале он ее определяет так: «библиологической психологией... мы называем психологию книжного дела в процессе его эволюции и диссолюции, то есть развития и упадка, в связи с условиями окружающей социальной среды — места и времени». «Библиопсихология есть наука о социальном психологическом воздействии». Одной из задач библиопсихологии ставится «объективное изучение поведения работников книжного дела во всех отраслях этого последнего». А так как в труде каждого работника имеются два элемента — элемент труда умственного и элемент труда физического, то надо изучать оба эти элемента. Расширяя, таким образом, объект изучения, Рубакин говорит, что под книжным делом надо понимать «не только совокупность книг и совокупность произведений печатного, рукописного и устного слова, но и совокупность всех трудовых процессов, которыми эти ценности созданы в прошлом, создаются в настоящем и будут создаваться в будущем». Книжное дело есть, таким образом, «труд и трудовой процесс. Психология книжного дела есть психология такого труда и процесса». В своей работе автор утверждает, что «такие явления, как литература, книга, писатель, читатель и все книжное дело, суть явления социальные, равно как и человеческий язык. Создавание, циркуляция, утилизация библиопсихологических ценностей — явления социальные. Нет и не может быть в области книжного дела ни одного психического явления, которое не было бы обусловлено социальным фактором. Как чтение, так и влияние книги предполагают для своего существования социальную среду, обусловливающую как их происхождение, так и их развитие и результаты... Подобно этому индивидуализация чтения и обучения предполагает существование социальной среды, в которой происходят эти явления и которые постоянно и неизбежно влияют на самую индивидуализацию».       До Рубакина никто, по существу, не подходил научно к вопросу об изучении книги, ее влияния на читателя, его восприятия книги. Работы Н.А.Рубакина чрезвычайно обогатили библиотековедение, показали перспективы его дальнейшего развития.1

На основании собственных наблюдений за чтением людей разных сословий, анализа обширного эмпирического материала, полученного Н.А.Рубакиным в ходе переписки с огромным числом читателей из разных уголков России, в конце 90-х гг. XIX в. – начале XX в. были написаны такие работы, как «Этюды о русской читающей публике» (1895); «Психология книжного влияния» (1910); «Практика самообразования» (1914); «О сбережении сил и времени в деле самообразования» (1914); «Этюды по психологии читательства» (1914); «Библиологическая психология как теория и практика книжного дела» (Прага, 1928)3; «Что такое библиологическая психология» (Л., 1924).

Также  необходимо отметить, что Рубакин Н.А. внёс значительный вклад в не только в теорию библиотековедения, но и в практику самообразования, основанную на его специальной библиотековедческой методике книжного ядра. 2 Ему же принадлежит инициатива учреждения при педагогическом музее особого отдела для самообразования. В качестве руководителя издательских фирм О.Н. Поповой, И.Д. Сытина и товарищества «Издатель», Рубакин много сделал для проведения в народную массу и в публику хорошего и серьезного чтения. Потребности читающей публики Рубакин изучал систематически, составив сначала «Программу по исследованию литературы для народа» (1889), а затем вступив в обширную корреспонденцию с лицами, отозвавшимися на программу. В связи с другими исследованиями русского книжного и библиотечного дела, это дало Рубакину материал для чрезвычайно интересных докладов и статей, изданных отдельно под заглавием: «Этюды о русской читающей публике».3

Убежденность в великой силе книги заставила Н.А. Рубакина использовать все средства для ее пропаганды. Библиография представляла для этой цели исключительно широкие возможности. Библиографией не только в широком, но и в узком смысле слова, Н.А. Рубакин занимался всю свою жизнь, хотя не считал себя библиографом - профессионалом.

Деятельность Рубакина в области библиографии началась в ранней юности. Первые его практические шаги выражались в составлении рекомендательных списков литературы, каталогов библиотеки.

В 1888 г. В Москве, под названием «Библиотека для народного училища. Опыт описательного каталога книг по школьному делу», вышла первая библиографическая работа Н.А. Рубакина, изданная под инициалами Н. Г. Много библиографического материала содержали его заметки и статьи о литературе для народа, печатавшиеся в «Русском богатстве» в конце 80-х - начале 90-х гг. в 1892 г. Ежемесячный журнал «Мир божий» публикует аннотированный «Библиографический листок». В 90-х гг. в различных журналах помещаются небольшие библиографические указатели на естественно - научные, исторические и педагогические темы. В 1892 г. В журнале «Мир божий», в котором Н.А. Рубакин вел отдел библиографии, был опубликован «Список руководств и пособий для наблюдения природы (астрономия, метеорология, минералогия, ботаника, физиология и другие аннотации)», а в 1893 г. Журнал «Детское чтение» выпустил отдельным изданием «Критический указатель детской и педагогической литературы», составленный Н.А. Рубакиным.

Позднее, когда Н.А. Рубакин начал издавать в различных издательствах научные и научно - популярные книги, он ввел в практику русского издательского дела рекомендательную внутрикнижную библиографию, используя этот метод как для своих книг, так и для книг других авторов.

В 1895 - 1905 гг. Н.А. Рубакин принимает участие в составлении и переиздании программ для самообразования, выпускающихся Отделом помощи самообразованию Педагогического музея военно-учебных заведений в Петербурге.

В 1895 г. В соавторстве с М.А. Антоновичем Н.А. Рубакин составил «Энциклопедическую программу для самообразования» по разделам: астрономия, история земли (геология), ботаника и зоология, общая физиология и физическая антропология. Эта программа вошла в 1-ое издание «Программ чтения для самообразования», выпущенное в Петербурге в 1895 г. Для 2-го издания этой программы, вышедшего в 1897 г., Н. А. Рубакин в соавторстве с М.А. Антоновичем и И.В. Мушкетовым составил такого же рода «Энциклопедическую программу» по разделу истории земли (физическая география и геология). Эти программы вновь перерабатывались и дополнялись авторами для 3-го (1891 г.), 4-го (1904 г.) и 5-го (1905 г.) изданий.

Список пособий для библиотекарей - яркое свидетельство того, что Н.А. Рубакин придавал библиографической подготовке библиотекаря первостепенное значение. Он считал чрезвычайно важным, чтобы библиотекарь хорошо разбирался в отраслевой библиографии, и она широко представлена в списке.

Значителен по объему в списке раздел библиографии журнальных статей. Автор называет в нем указатели статей, помещенных в журналах «Вестник Европы», «Русское богатство», «Мысль», «Отечественные записки», «Современник», «Исторический вестник» и другие. Н.А. Рубакин рекомендует также в каждой библиотеке иметь печатные каталоги различных библиотек, а также указатели книг, изъятых цензурой из обращения, списки книг, запрещенных к обращению в библиотеках, и списки книг, допущенных в публичные, народные и школьные библиотеки.

Также необходимо отметить и такое известное произведение  Н.А. Рубакина как библиографическое пособие    «Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей» (2 изд., т.1-3, 1911-15).  В приложениях к 1-му изданию «Среди книг» Рубакин дает библиографию библиотековедения - «Список пособий для библиотекарей», который начинается с изложения программы подготовки кадров библиотечных работников, наряду с этим он дает и ряд советов по организации библиотеки.Указатель «Среди книг» он рассматривал как «введение в изучение минимума» знаний о книгах. Первое издание указателя вышло в 1906 г. в одном томе. Работа над указателем проводилась в трудных условиях, когда Н.А. Рубакин жил за границей, вдали от больших русских книгохранилищ.  Что же представляет собой эта работа? 
      «Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей. Справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов» — так определяется характер этой книги в подзаголовке. 
      Первое издание «Среди книг» вышло в 1905 году, второе — в 1911 — 1915 годах (три тома). Второе издание значительно отличалось от первого. Если в первом рассматривалось около 7500 книг, то во втором около 20 тысяч. Кроме того, во втором издании многое было сделано, чтобы облегчить пользование книгой, сделать ее практически доступной даже для малоподготовленного читателя. 
      Первый том (мы рассматриваем второе издание) состоит из двух частей. Первая — теоретическая, «научно-библиологический очерк» о книжных богатствах, их изучении и распространении. Сам Рубакин рассматривает ее как попытку изложить основы книжного дела. Вторая часть собственно библиографическая. Она, в свою очередь, тоже состоит из двух частей: I — изящные искусства (в том числе беллетристика), литература, публицистика, этика в связи с их историей, теорией, критикой, II — общественные и естественные науки, математика, логика, гносеология, философия, детский, справочный и библиографический отделы и приложения (алфавитные указатели — именной и предметный). 
      Во второй части не просто перечисляются книги, размещенные по определенным отделам, но каждому отделу предпосланы предварительные замечания, в них дается характеристика литературы, собранной в данном отделе, характеристика авторов, исторические сведения, история идеи. 
      Библиографическая часть каждого отдела разбита на параграфы, в которых собраны книги, трактующие один вопрос.       Как отмечено в предисловии, книги расположены по степени относительной трудности в изложении и в понимании их. Римской цифрой I перед номером отмечены книги, доступные читателям, получившим образование ниже среднего и начальное, цифра III отмечает книги специальные, требующие от читателя значительной подготовки, и, наконец, цифра II указывает книги, доступные начинающим читателям со средним образованием.      В предварительных замечаниях, как правило, оговариваются книги, которые могут быть рекомендованы для сельских и фабричных, и общественных библиотек. 
      Таким образом, труд «Среди книг» представляет собой массовую программу самообразования для любого читателя. Читатель только должен научиться ею пользоваться. 
      «Среди книг» не могла бы быть, если бы Рубакин не писал своих научно-популярных книжек, не составлял тысячи индивидуальных и массовых рекомендательных каталогов и программ чтения, если бы не переписывался с тысячами читателей. «Среди книг» — это результат всей огромной работы, произведенной им в его долгой жизни. Это лучший памятник ему и всей его просветительной деятельности. Для составления «Среди книг» ему пришлось просмотреть, как он сам пишет, около 60 тысяч книг и отобрать из них лучшие. Но на деле надо учитывать и прочие книги, здесь им не упомянутые, а сам он считал, что на своем веку прочел и просмотрел не менее 200 тысяч книг. Вот какой колоссальный труд был им проделан!4

Информация о работе Н.А. Рубакин – видный деятель современного библиотековедения