Народное образование
и высшая школа. Восстановление разрушенных
и строительство новых школ позволили
уже к концу 40-х годов значительно
расширить контингент учащихся. Получили
развитие школы рабочей молодежи.
Они давали возможность завершить
школьное образование подросткам, вынужденным
в период войны прервать учебу. Для обеспечения
народного хозяйства квалифицированной
рабочей силой были увеличены масштабы
подготовки рабочих через школы фабрично-заводского
обучения, ремесленные и железнодорожные
училища. Только в 1946-1950 гг. они подготовили
около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен
прерванный войной переход к всеобщему
обязательному семилетнему обучению.
В конце 50-х годов для укрепления связей
школы с производством была проведена
перестройка народного образования. Существующая
семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю
политехническую школу, начальная четырехлетняя
-- заменялась трехлетней. Увеличивался
срок учебы в средней школе: она становилась
одиннадцатилетней. В процесс обучения
старшеклассников был включен труд на
производстве. Для этого на предприятиях
создавались учебные цеха и участки. Однако
перестройка школы оказалась несостоятельной,
неэффективной. Она привела к перегрузке
учебных программ и снижению общего уровня
образовательной подготовки учащихся.
В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть
школу к десятилетнему сроку обучения.
Растущая потребность в квалифицированных
специалистах способствовала расширению
масштабов и качества их подготовки. Были
открыты новые вузы и университеты во
Владивостоке, Новосибирске, Иркутске,
Нальчике и других городах. Только в 1950-1955
гг. начали действовать 50 новых вузов.
В 1959-1965 гг. высшие учебные заведения подготовили
и направили на работу в народное хозяйство
свыше 2,4 млн. выпускников. Усиление идеологической
работы не прошло бесследно для средней
и высшей школы. В них вводились новые
общественные дисциплины: «Обществоведение»
для учащихся старших классов и «Основы
научного коммунизма» для студентов вузов.
Такими путями предполагалось улучшить
коммунистическое воспитание подрастающего
поколения. Для повышения уровня политических
знаний взрослого населения расширялась
сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.
Развитие науки. Сразу
по окончании Великой Отечественной
войны началась работа по восстановлению
научных центров. Стали вновь действовать
Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии.
Были созданы Академии наук в Казахстане,
Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские
институты, в том числе атомной энергии,
физической химии, точной механики и вычислительной
техники. Создавались исследовательские
центры, связанные с отраслями, работающими
на оборону. Советские ученые осуществили
синтез управляемой ядерной реакции в
атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось
испытание атомной бомбы. Диктатура в
духовно-идеологической сфере тяжело
отражалась на развитии науки. С большими
трудностями сталкивались исследователи,
занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой,
генетикой. С ведома руководителей страны
был организован настоящий разгром ученых-
генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе
1948 г. они были объявлены лжеучеными, а
их труды -- вне закона. Реформы в общественно-политической
жизни периода хрущевской «оттепели»,
изменения в культурной политике создали
более благоприятные условия для развития
науки. Вступление Советского Союза в
эпоху научно-технической революции потребовало
расширения сети исследовательских учреждений,
создания новых отраслевых институтов.
В целях развития производительных сил
Сибири и Дальнего Востока было организовано
Сибирское отделение Академии наук СССР.
Увеличивались ассигнования на научные
цели. Научно-техническая революция потребовала
развития отраслей научных знаний, непосредственно
связанных с созданием новой техники,
с использованием атомной энергии для
нужд народного хозяйства. Уделялось большое
внимание развитию радиофизики, электроники,
теоретической физики. В 1954 г. в СССР начала
действовать первая промышленная электростанция
на атомной энергии. В подмосковном городе
Дубна бьш создан международный центр
для проведения исследований в области
ядерной физики и использования атомной
энергии в мирных целях. В становлении
Объединенного института ядерных исследований
участвовали известные физики А.П. Александров,
Д.И. Блохинцев, И.В. Курчатов. Проектированием
новых, сверхскоростных самолетов занимались
авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин
и др. Советские ученые успешно трудились
в ракетно-космической области. Под руководством
С.П. Королева были созданы баллистическая
ракета и пилотируемые космические корабли.
4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый
в мире искусственный спутник Земли. 12
апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил
полет вокруг Земного шара на космическом
корабле «Восток». В последующие годы
были проведены несколько полетов многоместных
космических кораблей. Полеты космонавтов
открывали возможности для дальнейшего
изучения космического пространства.
Исследователи добились значительных
результатов в области кибернетики, электроники
и вычислительной техники. За труды в области
квантовой электроники A.M. Прохоров и Н.Г.
Басов -- совместно с американским физиком
Ч. Таунсом -- были удостоены Нобелевской
премии. За крупные научные достижения
стали нобелевскими лауреатами академики
Н.Н. Семенов (совместно с американским
исследователем С. Хиншелвудом), Л.Д. Ландау,
П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. Результаты
исследовательских работ ученых-химиков
А.Н. Несмеянова и ИЛ. Кнунянца получили
широкое применение в народном хозяйстве.
Вошли в практику выступления советских
ученых на международных научных конгрессах
и конференциях. Становилось очевидным,
что разделявший Восток и Запад «железный
занавес» начинал разрушаться. XX съезд
КПСС создал предпосылки для формирования
новых подходов познания общества. Возможность
ознакомления с закрытыми прежде для исследователей
документами способствовала позитивным
сдвигам в общественных науках. Появились
интересные публикации по отечественной
истории. Их авторы пытались пересмотреть
некоторые догматические оценки событий
недавнего прошлого, ликвидировать «белые
пятна» в науке («Очерки исторической
науки в СССР», «История Великой Отечественной
войны Советского Союза. 1941-- 1945 гг.» и другие).
Но, как и прежде, на пути развития истории
(так же как философии и экономики) стояли
определенные установки и требования,
развитие науки первый полёт в космос
и в основном развитие вооружения. Например
автомат калашникова.