Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:15, курсовая работа
Во времена трансформации российской экономики начала активизироваться предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы так называемых «предпринимателей» - людей, обладающих «набором» личных и профессиональных качеств и действующих в определенной социальной среде. Поэтому актуальной проблемой является исследование этой относительно новой для России социальной группы, а также изучение отдельных лиц данной сферы.
Образ современного предпринимателя в целом.
Биография предпринимателя.
Анализ предпринимателя:
-Вербальные/невербальные средства передачи информации;
-Анализ внешности и речи;
-Речевые манипуляции;
- Жесты; мимика; внешний вид.
-Заключение.
Интересы
Объединение металлургических предприятий
в холдинг.
При активном участии Владимира Лисина
в 2001г. создано некоммерческое партнерство
«Русская сталь», в которое входят Новолипецкий
меткомбинат (НЛМК), «ЕвразХолдинг» (владеет
Нижнетагильским и Западно-Сибирским
меткомбинатами), трейдер «Белон», компании
«Кокс», «Тулачермет», «КМАруда». Некоторое
время назад появились сообщения о том,
что Владимир Лисин и Александр Абрамов
(владелец «ЕвразХолдинга») заявили о
возможности слияния предприятий - участников
консорциума.
В ноябре 2002г. появились сообщения о желании НЛМК консолидировать активы с Магнитогорским металлургическим комбинатом.
В декабре 2002г. в Твери открылся большой торговый центр «Олимп», принадлежащий Новолипецкому металлургическому комбинату. Если этот проект окажется успешным, НЛМК построит торговые центры и в других городах России.
В июле 2002г. Владимир Лисин вошел в совет директоров ГМК «Норильский никель». По сведениям газеты «Ведомости», кандидатуры Лисина и секретаря совета директоров НЛМК Сергея Челядина в совет директоров «Норникеля» были представлены двумя оффшорными компаниями - Mustill Enterprises и Encort Ltd., которые вместе владеют 2% акций ГМК. Сам Лисин заявил «Ведомостям», что комментировать свое выдвижение не будет, но все же добавил: «Главное - это рост стоимости акций компании». Однако многочисленные публикации в СМИ называли этот шаг Владимира Лисина выпадом в сторону «Интерроса», который, как известно, владеет контрольным пакетом «Норильского никеля».
В 1991 году Лисин ушел из Карагандинского металлургического комбината одновременно с Сосковцом, против которого и ряда других лиц главное управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией под руководством генерала Александра Гурова возбудило уголовное дело по фактам взяточничества и злоупотребления полномочиями. Тогда делу не дали ход, и Сосковец в 1991 году был назначен министром металлургии (последним в СССР), затем с февраля по сентябрь 1992 года занимал пост первого вице-премьера Казахстана, а осенью 1992 года вошел в правительство России, возглавив Комитет РФ по металлургии (Роскоммет) . Некоторые источники сообщают, что в конце своей карьеры на Карагандинском комбинате Лисин был назначен его генеральным директором, однако эту должность занял другой замдиректора Александр Свичинский (или Свечинский), который был расстрелян в 1992 году киллером по заказу Бориса Тимофеева, еще одного бывшего заместителя Сосковца.
По некоторым данным, в 1992 году вслед за Сосковцом Лисин перебрался в Москву (позже он опровергал предположения о том, что в столицу его позвал бывший начальник). Там он познакомился с американским бизнесменом советского происхождения - бывшим заведующим центральным гастрономом Одессы Сэмом (Семеном) Кислиным (Sam Kislin). Компания Кислина Trans Commodities (по некоторым данным, в ее руководство с 1992 года входили переехавшие в Москву уроженцы Ташкента Михаил Черной и его младший брат Лев, получившие через два года израильское гражданство) поставляла на металлургические заводы российское и импортное сырье. В какой-то момент сразу несколько заводов заявили Кислину, что не могут расплатиться с ним ни деньгами, ни металлом, так что бизнесмен мог потерять вложенные в дело 30 миллионов долларов. Лисин взялся решить эту проблему - и решил (он никогда не объяснял как именно, лишь в интервью журналу Forbes в конце 2004 года намекнул, что воспользовался своими связями), после чего Кислин стал сотрудничать с ним, и, по данным русской версии журнала Forbes, именно Лисин и Кислин первыми поставили на широкую ногу практику толлинга: в обмен на сырье они получали у заводов готовую продукцию (в основном черные металлы) и продавали ее на экспорт. Таможенные пошлины при этой схеме не уплачивались. Как утверждал Лисин, в те годы он практически единолично ("я один вместе с моим секретарем") контролировал до 50 процентов экспорта российского чугуна, и кроме государственных внешнеторговых объединений конкурентов у предпринимателя тогда не было. Обороты этого бизнеса измерялись сотнями миллионов долларов.
Вскоре после знакомства с Кислиным Лисин познакомился и с братьями Черными, причем СМИ утверждали, что бизнесмены сразу же придумали, как использовать его связи в металлургическом ведомстве. По версии же журнала "Лица", Сосковец, поддерживавший Черных, сам направил к ним своего человека - Лисина, а британская газета The Observer сообщала, будто Сосковец лично представил Лисина Льву Черному.
Стремительный взлет Trans Commodities Лисин объяснял тем, что Кислин принес в отрасль большие деньги как раз тогда, когда металлургия никого больше не интересовала. Правда, Лисин оставался лишь наемным работником в Trans Commodities, а статус партнера, кроме самого Кислина, имел только Михаил Черной. В книге "Российская преступность: Кто есть кто", выпущенной издательством "ЭКСМО" в 1997 году Александр Максимов утверждал, что схему толлинга разработали братья Черные, формально имевшие статус иностранцев. По его информации, сверхприбыли компании Кислина объяснялись тем, что "заграничное" сырье Черные ввозили из расположенного рядом с Красноярским алюминиевым заводом Ачинского глиноземного комбината, к тому же оплата переработки сырья была занижена в полтора раза, а перечисление денег постоянно задерживалось. Вообще же деньги для оплаты контрактов с заводами, по сведениям Максимова, бизнесмены получали от криминальных структур, "отмывая" тем самым их средства. О том, что Черные приобрели состояние благодаря махинациям с авизо, с помощью которых они смогли в значительной степени взять под контроль черную и цветную металлургию России в начале 1990-х годов, позже сообщала и "Независимая газета".
Сотрудничество Черных и Лисина с Кислиным было недолгим: Черным была зарегистрирована в княжестве Монако офшорная компания Trans-CIS Commodities Ltd. (ее вице-президентом стал Лисин), которая взяла под контроль практически весь бизнес Trans Commodities. Кислин пытался добиться "цивилизованного" раздела имущества с партнерами, однако, как писали в прессе, вместо этого ему предложили "серьезно подумать, если жена хочет видеть его самого и детей живыми". Кислин был даже вынужден отказаться от отступных и впоследствии жаловался на то, что в Trans-CIS Commodities Ltd. перешли некоторые его сотрудники (в их числе был Лисин). Впрочем, Кислин продолжил заниматься инвестициями в черную металлургию.
Цветными металлами Лисин и Черные вплотную занялись в конце того же 1992 года, когда Лев Черной привел в Россию еще двух иностранных инвесторов - британских торговцев цветными металлами братьев Симона (Simon) и Дэвида Рубенов (David Reuben). Братья Черные вместе с Дэвидом Рубеном (по другим сведениям, братья Рубены вместе с Львом Черным) создали группу Trans World Group (TWG), и Лисин стал ее сотрудником. Также вместе с TWG действовала Trans-CIS Commodities Ltd. Позже к группе присоединился и Олег Дерипаска (тогда - начинающий биржевик и генеральный директор компании "Росалюминпродукт"). Ему братья Черные поручили организовать скупку контрольного пакета акций Саянского алюминиевого завода.
В 1992 году Лисин поступил в Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова (РЭА) на специальность "экономика и управление". В том же году он вошел в состав совета директоров (то есть в органа, осуществляющего стратегическое управление предприятием ) АО "Саянский алюминиевый завод". С 1992 по 1993 годы Лисин возглавлял совет директоров, потом покинул пост председателя, но оставался членом совета по 1997 год включительно . Уже в 1993 году он получил в TWG статус партнера, и вскоре под контролем группы оказалось большинство крупнейших металлургических заводов страны. TWG стала третьим по величине поставщиком алюминия на мировой рынок (годовой объем продаж в 1993 году составлял, по разным оценкам, от четырех до пяти миллиардов долларов), причем группа в то время формально еще не владела ни одним заводом: схема толлинга позволяла контролировать предприятия, не покупая акции предприятий. Главным защитником толлинга в правительстве считался все тот же Сосковец, занявший кресло вице-премьера. Кроме того, в защиту толлинга выступали директора многих металлургических заводов.
Владелец НЛМК Владимир Лисин, состояние которого Forbes оценивает в $24 млрд, не видит привлекательных компаний для инвестиций в условиях падения рынков и оттока капитала из страны. «Сейчас все будет падать, но <вопрос в том> насколько долго будет падать и как долго будет выходить. Не думаю, что сейчас есть «золотая фишка», в которую надо вбрасывать», – поделился Лисин с журналистами (кстати, Bloomberg пишет, что миллиардер говорил о «голубой фишке»). По состоянию на 18:10 индекс ММВБ упал на 6,7%, акции НЛМК – на 11,8% (ранее Slon писал, что волна распродаж захватила все мировые рынки). По мнению Лисина, долговые проблемы Европы уже коснулись России: «Конечно, скажутся. Деньги в принципе в страну не идут, уже из страны идут. Привлечение капитала уже невозможно так просто». Но в целом предприниматель настроен оптимистично: «Не думаю, что повторится <кризис 2008 года>, он будет помягче».
Владимир Лисин собирается весной этого года провести IPO своего железнодорожного бизнеса. Это, конечно, не приватизация «Роснефти», но тоже событие знаковое. Если считать с кризиса 2008 года, то инвестиции Владимира Лисина, хозяина Новолипецкого меткомбината, в железнодорожные активы – самая крупная попытка диверсифицировать бизнес, предпринятая российским олигархом из первой десятки. Более того, можно сказать, что это самая крупная российская частная инвестиция последних нескольких лет. И, похоже, неудачная.
Лисин инвестировал $5,8 млрд, купив у РЖД 75% акций «Первой грузовой компании», крупнейшего в России оператора грузовых железнодорожных вагонов. Приобрел, как это водится теперь в такого рода сделках, с помощью кредитов государственных банков. Однако и свои $2 млрд стальной магнат также вложил в покупку.
Вместе с 230 тысячами вагонов Владимир Лисин заполучил 22% российских грузовых перевозок. С тех пор прошел год. В декабре 2012 года Лисин прикупил еще 25% ПГК, со скандалом оттеснив от участия в приватизации Евгения Евтушенкова с его АФК «Система». Интегрировал купленные активы в состав группы Univesal Cargo Logistic (UCL), куда, помимо железнодорожного бизнеса, входят шиппинговые компании и порты. Железнодорожный дивизион UCL – UCL rail, получил также те вагоны, которые раньше принадлежали Новолипецкому металлургическому комбинату.
С другой стороны, от части подвижного состава Лисин избавился – была продана часть нефтеналивных цистерн, UCL вышла из бизнеса компании «Русагротранс», крупнейшего в России перевозчика зерна по железной дороге. И вот теперь UCL rail готовит IPO, которое, как пишут «Ведомости», должно состояться в конце весны. Размещение должно показать, как инвесторы оценивают выбор Лисина. И, скорее всего, это будет скромная оценка.
В тех же «Ведомостях» приводятся оценки стоимости компании по итогам IPO – от $5,7 млрд до $7 млрд. И вряд ли стоимость бизнеса в ближайшие годы может радикально измениться. В кредитном отчете S&P, посвященном UCL rail и выпущенном в январе 2013 года, о перспективах компании говорится сдержанно – мол, выручка в 2013 году будет ниже, чем в 2012-м. А рост тарифов на железнодорожные перевозки не позволит покрыть падение их доходов из-за сокращения парка подвижного состава. Возможно, проблема не только в UCL Лисина, а в индустрии в целом. Global trans, крупнейшая по капитализации российская железнодорожная компания, акции которой уже торгуются на бирже, подешевела за год на 4%. Железнодорожные перевозки в России в январе 2013 года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 6,2%.
Десять лет назад мне довелось пообщаться с питерским бизнесменом Александром Несисом. Он еще не был тогда миллиардером, но о том, как в России зарабатываются деньги, представление имел. Иначе вряд ли смог к тому времени выстроить «Полиметалл», крупнейшую в России корпорацию по добыче серебра. Так вот, с точки зрения Несиса, в России, по большому счету, можно лишь «копать и возить».
Зарабатывать, иными словами, на инвестициях в добычу природных ископаемых, их переработке и вывозе на экспорт. Формула, казалось, убедительно описывала, где в российской экономике рождается добавленная стоимость. Однако пример Владимира Лисина свидетельствует о том, что сегодня эта максима подвергается эрозии.
Как известно, основу состояния Владимира Лисина составляет его 82%-ный пакет в Новолипецком металлургическом комбинате. НЛМК – это не только сталеплавильное производство. Лисин сам добывает руду, сам перерабатывает, а большая часть продукции уходит на экспорт. За те 15 лет, что бизнесмен контролирует компанию, она успела принести ему миллиарды долларов дивидендов. В 2010 году Лисин был признан богатейшим из российских бизнесменов. Однако за последние два года некогда самая дорогая металлургическая компания России подешевела на 20%. Причин много: плохая конъюнктура на европейском рынке, плохое состояние дел в европейских активах НЛМК, которые Лисин приобрел в 2000-е. Но факт налицо. «Копать» стало менее прибыльно.
Не лучше получается и с «возить». Принесут ли отдачу вложенные в покупку ПГК миллиарды, пока непонятно. Кроме низкой конъюнктуры рынка, делать бизнес на железнодорожных перевозках мешает непредсказуемость государственной политики. Ведь свои главные активы Лисин выкупил в ходе реформы РЖД. Однако чем она кончится, так до конца и непонятно. Итог таков, что сегодня Лисин уже не чемпион среди олигархов. Bloomberg, к примеру, ставит его лишь на четвертое место.
Когда Лисин купил «Первую грузовую компанию», кое-кто сравнил эту сделку с приобретением в 2010 году Уорреном Баффеттом железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe, второй в США по количеству перевозимых грузов. «Покупка BNSF – это ставка на экономическое будущее Соединенных Штатов. Железные дороги являются ключевыми в американской экономике, и их прибыль будет увеличиваться, если восстановление продолжится. Это игра ва-банк, но я люблю делать такие ставки», – суммировал Баффетт мотивы своего решения. Наверное, что-то похожее мог бы сказать и Лисин, если бы умел выражаться столь же изящно. Но пока кажется, что его ставка оказалась неверной. По крайней мере предстоящее IPO вряд ли поднимет его в списке Forbes.
Таблица состояния Владмира Лисина
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Состояние (млрд $) |
3,8 |
7,7 |
10,7 |
14,3 |
20,3 |
5,2 |
15,8 |
14,0 |
15,9 |
14,1 | |
Место (в мире) |
н.д. |
н.д. |
41 |
36 |
21 |
93 |
32 |
14 |
41 |
62 | |
Место (в России) |
|
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Информация о работе Образ современного российского препринимателя