Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:02, контрольная работа
На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.
В книге В. Зигерта и Л. Ланг "Руководить без конфликтов" выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.
Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:
Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях — и 80% от объема исходной информации.
Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
В литературе по деловому общению 1
1 См.: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. — ЛГУ, 1991;
Мицич Я. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
выделены некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию.
Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы типа:
Каково ваше мнение ?
Каким образом ?
Сколько еще?
Почему?
Как? и т.п.
Информационный опрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на "да" или "нет", он закрывает диалог и его нельзя считать информационным, например, вопрос типа "Какие меры вы приняли, чтобы улучшить обслуживание?", относится к информационным, а вопрос "Вы действительно думаете, что приняли все меры?" к таковым не относится.
Закрытые вопросы, ответом на которые будут "да" или "нет", рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией.
Чтобы обеспечить
непрерывность открытого
Я никогда не буду иметь с ним дела!
Никогда?
Сейчас у меня нет для этого средств!
Нет средств?
Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл. Он дает значительно лучшие результаты, чем круговорот вопросов: "Почему?", которые обычно вызывают защитные реакции, отговорки, поиски причинности и могут привести к конфликту.
Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: при их помощи стремятся опережать высказывания партнера, а не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать налету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.
Умение слушать
– необходимое условие
Умение слушать, следовательно, эффективно
помогает собеседнику снизить уровень
эмоционального возбуждения и начать
“трезво” рассуждать по поводу возникшей
проблемы; повышает самооценку собеседника;
ослабляет воздействие стресса и психического
напряжения; развивает у человека чувство
уверенности в себе; способствует росту
искренности и взаимопонимания; демонстрирует
уважение к чувствам другого.
В процессе слушания могут возникнуть
барьеры, мешающие эффективной коммуникации.
К таким трудностям относятся: отвлечение
внимания; высокая скорость умственной
деятельности (мы думаем быстрее, чем говорим);
антипатия к чужим мыслям; избирательность
внимания; потребность в реплике. Для устранения
возможности искажения информации в процессе
слушания с говорящим устанавливается
обратная связь, которая может выступать
в двух формах: 1) “здесь и сейчас”; 2) по
конкретному вопросу. Обращаться нужно
к конкретному человеку, его высказываниям
и мыслям.
Исходная установка обратной связи –
корректность и доброжелательность. Не
следует самоутверждаться за счет других.
Обратную связь следует устанавливать
в том случае, если у партнера ощущается
потребность в ней. Для этого необходимо
знать, значимо ли для него Ваше мнение.
Иногда партнеру достаточно Вашего взгляда,
жеста. Не следует говорить о том, что Вас
не интересует, отражать чувства, которые
Вы не испытываете.