Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:22, реферат
Понятия "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность" иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация". Но в последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация , однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует.
Понятия "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность" иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация". Но в последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация , однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует.
Общение
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.
Социологи рассматривают
общение прежде всего как социально
обусловленный вид деятельности
людей, лингвисты - как актуализацию
коммуникативной функции языка
в разнообразных речевых
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
1.Материальное — обмен
предметами или продуктами
2.Когнитивное общение
— обмен информацией, знаниями.
Когда мы узнаём у знакомых
о погоде на улице, ценах
на продукты, времени начала концерта,
способах решения
3.Кондиционное, или эмоциональное
общение — обмен
4.Мотивационное общение
— обмен желаниями,
5.Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
1.Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2.Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
3.Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4.Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5.Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
6. Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
Средства общения:
1.Вербальные (речевые)
2.Паравербальные
3.Невербальные:
4.Мимика
5.Жестикуляция
6.Визуальный контакт
Процедура общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Установление контакта
Обмен мнениями, идеями, фактами
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Функции по целям общения:
1.контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
2.информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
3.побудительная (целевая стимуляция активности)
4.координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
5.функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
6. эмотивная (обмен эмоциями)
7.функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
8.функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
Коммуникация
В настоящее время наряду с термином «общение» широкое распространение получил термин «коммуникация».
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать — процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).
Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.
Разновидности коммуникации
В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды:
вербальная коммуникация
невербальная коммуникация, или коммуникация, осуществляемая в паралингвистическом дискурсе
коммуникация с помощью знаков
коммуникация с помощью жестов
коммуникация с помощью символов
коммуникация с помощью других паралингвистических средств (например, мимики, поз, и др.)
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:
межличностная коммуникация
— вид личностно-
межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличнсотных связей и индивидуальных предпочтений
публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
массовая коммуникация —
процесс систематического распространения
информации, носящий институциональных
характер, а также передача специально
подготовленных сообщений с помощью
различных технических средств
на численно большие, анонимные, рассредоточенные
аудитории; является регулятором динамических
процессов общественного
Коммуникация выступает
как бы посредником между
Речевая деятельность
Речевая деятельность - система
мотивированных речевых действий людей
в социально значимых ситуациях,
обусловленных правилами и
Термин "речевая деятельность"
понимается также неоднозначно. В
языкознании речевая
Наиболее распространенной формой общения между людьми является речь.
Речевая деятельность человека лежит в основе других видов деятельности, выступает как их необходимый компонент: она предшествует, сопровождает, формирует учебную, производственную, научную и др. виды деятельности.
Человеческое общение, по
данным исследователей, на две трети
состоит из речевого. Именно при
помощи речи чаще всего происходит
общение между людьми. Речевая
деятельность человека является самой
сложной и самой
Особенность речевой деятельности
заключается в том, что она
всегда включается в более широкую
систему деятельности как необходимый
и взаимообусловленный
От того, насколько умело
осуществляется речевая деятельность,
зависит успех любой
Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).
Теория речевой деятельности учитывает прежде всего, что коммуникация - это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора.
Речевая деятельность как
один из видов деятельности человека
характеризуется
К основным видам речевой деятельности относятся:
говорение (устное выражение мысли),
слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.