Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 22:41, контрольная работа
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует:
- установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами;
- создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей;
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технический колледж им. А.И.Покрышкина»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №
Вариант № _____________________ Шифр _________________
По дисциплине ______________________________
Студента _________________ курса __________________ группы
Ф.И.О. ______________________________
Домашний адрес:
Дата проверки: ________________________
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует:
- установлению
нормальной морально-
- создает
условия для продуктивного
- обеспечивая успех общего дела.
Цель делового общения – организация совместной предметной деятельности. Особенности делового общения заключаются в том что:
- партнер
в деловом общении всегда
- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Прагматичный Дж.Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» (12, с. 127).
Характеристики делового общения, которые предопределяют правила поведения в процессе общения.
- регламентированность – это подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются:
а) видом делового общения;
б) степенью официальности;
в) целями, задачами конкретной встречи;
г) национальными и культурными традициями.
Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, нормы поведения, диктует нормы речевого этикета. Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. И чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно определить заранее круг обсуждаемых проблем;
- строгое
соблюдение участниками
- повышенная
ответственность участников
- строгое
отношение к использованию
Выделяют следующие этапы общения:
- установление
контакта с участниками
- ориентация
в ситуации – важный этап, во
время которого необходимо
- обсуждение
вопроса и принятие решения
– этап, связанный с обоснованием
каждой стороной своей позиции,
с преодолением разногласий по
какому-либо поводу, а иногда и
с устранением конфликтной ситу
- выход
из контакта – этап, которому
придается большое значение в
деловом общении. Независимо от
его результатов стороны
В философском понимании культура – это все то, что создано человечеством в процессе его материальной и духовной деятельности. Исходя из этого, можно дать определение нравственной культуры.
Нравственная культура – это система ценностей, которые созданы людьми в области морали. Это не просто сумма этических знаний и совокупность отдельных моральных ценностей и принципов, а уровень нравственного развития человека и общества, системное свойство общества, группы, личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей.
Мораль (нравственность, от лат. moralis – нравственный) – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Мораль включает в себя:
– нормы и правила, которые представляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер;
– моральные отношения, суть которых состоит в сочетании личных и общественных интересов;
– нравственное сознание, состоящее из взглядов и представлений о должном поведении, о его правилах.
Основными компонентами нравственной культуры являются:
– моральная ответственность;
– этические взгляды и представления;
– моральные принципы;
– культура общения;
– этикет.
Культура общения – это культура установления и развития контактов между людьми, включающая в себя: высокую потребность в общении, овладение техникой общения (умение правильно строить отношения с людьми, культура речи, такт и т.д.).
Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – наука о морали.
Этика является философской дисциплиной.
Профессиональная этика – это прикладная этика, выражающая требования морали применительно к определенному виду профессиональной деятельности.
Основными категориями профессиональной этики выступают профессиональная честь и достоинство. Это показатели моральной ценности профессионала, своеобразные нормы для определения нравственного человека, мера профессионализма в любой области, залог авторитета профессионала.
Особенность современной этики профессионала заключается в том, что понятие деловой морали дискредитируется общим кризисным состоянием общества.
Социологические опросы последних лет показывают, что критериями нравственной зрелости руководителя в любой сфере деятельности являются:
– порядочность, честность, принципиальность;
– справедливость;
– уважение к людям;
– обязательность;
– доброжелательность.
Если руководитель не обладает указанными нравственными качествами, то у него не будут сформированы в необходимой мере и такие деловые качества, как: объективность, профессиональные навыки организатора, дисциплинированность и т.д.
В современном обществе очевидна взаимосвязь нравственности и общения. Общение сегодня все больше нуждается в соблюдении норм этики:
– принятие различных стилей общения, особенно диалогического, направленного на сотрудничество;
– преодоление морального нигилизма в общении;
– стремление к гармонии личного и общественного, к консолидации людей.
Этикет (от франц. etiquette – порядок) – установленный порядок поведения где-либо.
Существует множество форм этикета: семейный, общественный (поведение в общественных местах: в институте, школе, учреждении, на производстве и т.д.), дипломатический, военный, светский, деловой, религиозный и т.д.
Основными функциями этикета являются:
– нравственная – т.е. признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт;
– сегрегативная (разделяющая) – т.е. признание различий каждого человека, зависящих как от личных его качеств, так и от возложенных на него обязанностей, от его званий, титулов, социального статуса, пола, возраста и т.д.
Нормы этикета складывались и менялись в процессе исторического развития общества.
Современный этикет повседневного общения должен выступать не как маска, скрывающая истинную сущность человека, не как средство обмана, а как показатель нравственной культуры человека. С помощью этикета современный человек считается с достоинством других людей и защищает собственное достоинство, создает условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Несоблюдение норм этикета приводит к нравственному конфликту, сильному психологическому дискомфорту, ухудшению психологического климата, отрицательному влиянию на совместную деятельность и т.д.
Деловой этикет относится к просто этикету как особенное к общему.
Деловой этикет – это важнейшая сторона морали делового поведения, результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.
Деловой этикет выступает в единстве двух его сторон, проявляющихся в правилах этикета:
– моральная сторона – свидетельствует о выражении нравственной нормы (предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д.);
– эстетическая сторона – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Разновидностью делового этикета выступает профессиональный этикет.
Профессиональный этикет – это свод отработанных и проверенных правил делового поведения, обеспечивающих наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций и в достижении поставленных профессиональных целей.
К основным формам делового этикета относятся: вербальный этикет, этикет в отношении одежды и внешнего вида, этикет при ведении переговоров со страной-партнером, при нахождении в транспорте, при деловом разговоре и общении с клиентами, при общении по телефону, при ведении служебной переписки, при проведении делового совещания и т.д.
Успех любого предприятия, организации тесно связан с этикетом. Для овладения этикетом требуется время, желание, настойчивость.
Важным качеством, характеризующим воспитанность руководителя, является обращение к подчиненным на “Вы”. В обращении на “ты” проявляется пренебрежение к подчиненному, демонстрация барского чванства, низкого уровня интеллекта руководителя.
Представителям профессий, объект деятельности которых – человек (культура, здравоохранение, просвещение, общественное и государственное управление, коммерция, право и т.д.) в силу специфики их работы с людьми приходится часто выступать: перед населением, перед коллегами, в средствах массовой информации, в системе профессиональной подготовки и т.д. От умения выступать – делать сообщения и доклады, вести деловые беседы, дискуссии и т.д. зависит не только авторитет специалиста, но и взаимоотношения, взаимопонимание между людьми, атмосфера в коллективе.
При подготовке к выступлению важно осознавать, какую цель ставит выступающий. В зависимости от целей различают следующие виды публичной речи:
– информационная речь, где цель – информировать слушателей в основном за счет рационального, обогащающего их знания изложения предмета;
– убеждающая речь, где цель – пробудить в слушателях те или иные чувства и эмоции в основном за счет выражения соответствующих чувств при изложении своей позиции;
– побуждающая речь, где цель – побудить слушателей к необходимым действиям в основном за счет соответствующих к ним призывов, способствующих росту их активности.
В информационной речи необходимо обратить внимание на рациональный аспект в общении с людьми, в частности, на познавательные возможности слушателей и их интеллектуальные способности восприятия информации.
К информационной речи на производстве относятся следующие употребительные ее формы:
– отчет перед сослуживцами или руководством;
– сообщение о результатах деятельности в виде устного доклада перед коллективом специалистов;
– лекцию в рамках повышения квалификации;
– научно-популярный доклад;
– выступление на пропагандистском мероприятии и т.д.
В убеждающей речи на первый план выступает эмоциональный аспект, поэтому надо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру.
К убеждающей речи можно отнести следующие общеупотребительные ее формы:
– торжественную речь (по случаю празднования какого-либо юбилея);
Информация о работе Основные этапы делового общения, их характеристика