Основные этапы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   

 Всякое научное исследование  от творческого замысла до  окончательного оформления научного  труда осуществляется весьма  индивидуально. Но все же можно  определить некоторые общие методологические  подходы к его проведению, которые  принято называть изучением в научном смысле. 
  Первый - наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Принято считать. что правильно выбрать тему - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение.  Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки. Но прежде необходимо определиться к какому типу исследования она будет относиться.  
  Вторым этапом исследовательской работы является ознакомление с проблемой посредством литературных источников. 
    После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу. 
  Возможно исследователь может не согласиться с некоторыми положениями, излагаемыми в проведенных исследованиях. В таком случае опубликованные труды не являются препятствием для продолжения исследования, разбор их может привести лишь к некоторому изменению в предварительно сформулированной теме. Таким образом, уточнение темы и составление плана научно-исследовательской работы является третьим этапом исследования. 
   Формулировка выбранной темы должна быть четкой, ясной и выражать сущность проблемы исследования. 
   Далее следует составление первоначального плана научно-исследовательской работы.   

 При составлении плана  в первую очередь следует сформулировать обоснование актуальности темы исследования. Здесь нужно указать из каких соображений приступают к исследованию данной проблемы, чем обусловлена необходимость исследования - развитием науки, общественными потребностями или она представляет собой обобщение опыта и т.д. Какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать. На этой основе формулируется противоречие.

Выявленное противоречие может иметь место в практике обучения, воспитания или в теории педагогики, методике преподавания. Может  быть целый ряд противоречий, но в каждом случае противоположные  стороны каждого противоречия относятся  либо к практике (и только к одному ее аспекту), либо к теории( и тоже только в одном каком-то аспекте). 
     Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. 
    Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено? 
    Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект в гносеологии - это то, что противостоит познающему субъекту, т.е. автору исследования. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определенных способов познавательной деятельности, логических операций. 
   Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с объектом, проверяется через материальную практическую деятельность.  
   Объект педагогического исследования очевидно всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса; его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности обучаемых и обучающихся. Определяя объект исследования мы отвечаем на вопрос: что исследуем? 
   Предмет исследования - это тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные, с точки зрения исследователя, признаки объекта. Он уточняет, приближает к абсолютной истине объект исследования. Эта категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Между объектом и предметом исследования существует неразрывная связь. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Так, объект "учебный процесс” может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами и т.д. Но у них у всех будут разные предметы исследования, т.е. тот аспект исследования, о котором будет получено новое знание находит отражение в предмете исследования. 
  Затем определяется цель исследования, т.е. то чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить. 
   Следующий важный момент - построение гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.  
   Научная гипотеза представляет собой научно обоснованное предсказание о ходе и результатах исследования, которое может превратиться в научную теорию. Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования.  
   Гипотеза в исследованиях по профессиональной педагогике успешно выполняет свою функцию лишь в том случае, если она опирается на многосторонний и основательный анализ соответствующих педагогических явлений. Гипотеза построенная на внешней аналогии, без учета специфики явлений, может даже препятствовать нормальному ходу исследования. 
    Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической поверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. 
   Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать понимание того, что нужно сделать для достижения цели.  
    Задачи исследования вытекают из гипотезы и предмета. Содержание и число задач должно быть достаточным, чтобы полностью охватить предмет исследования и, в результате предстоящего исследования, в том числе и будущего эксперимента, получить научно обоснованный ответ на высказанную гипотезу.  
  Задачи исследования характеризуют работу со стороны планируемых результатов, целей, которые ставит перед собой исследователь. Задачами исследования могут быть: описание, выявление, разработка, обоснование, уточнение, дополнение, систематизация, совершенствование, развитие, конкретизация, анализ (концепции, подхода, метода, содержания образования и т.д.). 
   Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. 
   В первоначальном плане исследовательской работы должны быть указаны отдельные исследуемые вопросы, перечислены используемые в работе методы исследования и обработки их результатов, а также каким путем результаты исследования будут внедряться в практику. 
  Важнейшей характеристикой педагогического исследования является его результат - совокупность идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Результат исследований отражает достигнутый уровень знаний, фиксирует элементы его приращения. Он должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания. 
   К первоначальному плану должен быть предложен и календарный план исследовательской работы. Успех любого научного труда во многом зависит от того, насколько правильно исследователь сумеет спланировать выполнение каждого этапа своего исследования в определенные сроки и насколько строго он будет их придерживаться.  
   Четвертым, главным этапом исследования является накопление материала для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы. Для собирания нужных материалов используются весьма разнообразные методы.  
   На пятом этапе собранные материалы обрабатывают статистически: на основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом.  
   После сведения результатов исследования может быть выяснено, что полученные данные недостаточно достоверны и возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений или экспериментов. При этом необходимо иметь в виду, что дополнительные наблюдения или эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. 
   Далее следует шестой этап - анализ результатов исследования. Одно лишь правильное, логичное построение хода научной работы не гарантирует правильной логики исследования. Логика исследования - это прежде всего логика отбора и анализа фактов действительности. Самым крупным недостатком научной работы является то, что чаще всего в них ограничиваются лишь описанием педагогических явлений, без осмысления их сущности, причин и связей с другими процессами и явлениями. Если и делаются попытки анализировать педагогические явления, то в большинстве случаев это сводится к анализу обычных и только видимых сторон.  

 Таким образом, логика  исследовательской работы связана  не только с методами сбора  материалов, но и с проблемами  обработки анализа и интерпретации  собранных материалов. 
   Результаты любого завершенного исследования можно раскрыть с точки зрения его содержания, значения для науки и практики, способа получения, обоснованности и доказательности. Для оценки качества научно-педагогических исследований они должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было ввести в арсенал педагогической науки, внедрить в практику. Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны. 
Результатом завершенных педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий и т.д.); анализ практики обучения, воспитания и т.д. 
  Одновременно с анализом результатов исследования нужно подумать и о способе изложения и представления их в работе. Связи между отдельными педагогическим явлениями можно описать, представить в виде различных диаграмм, таблиц, графиков, выразить математически с помощью различных формул и т.д. Обычно все эти возможности используются комбинировано, так как четкость и понятность результатов исследования, а следовательно и их внедрение в практику во многом зависит от методов их изложения и интерпретирования. 
  Седьмым этапом исследования является оформление научно-исследовательской работы. Письменное изложение работы происходит на основе расширенного плана, который по мере надобности, дополняется и исправляется.  
   Объем диссертации определяет умение соискателя коротко и исчерпывающе, точно и всесторонне изложить содержание исследуемой темы, своих новых научных результатов и необходимых аргументов в их защиту. Поэтому чем меньше объем диссертации, тем выше ее ценность в научно-методическом отношении. Это значит, что диссертант, подобно скульптору, взявшему глыбу мрамора и отсекшему все лишнее, должен получить гармоничное по форме и содержанию научное произведение. Известны примеры, когда кандидатские и докторские диссертации не превышали 16-40 страниц машинописного текста. 
   Немаловажное значение имеет и язык изложения научной работы, так называемый научный стиль. Языку научных сочинений всегда приписывались такие свойства, как точность словоупотребления, деловитость и строгость описаний и определений. Необходимо излагать мысли, факты, доказательства так, чтобы они были ясны для специалистов. вместе с тем научные работы должны быть понятны в своей основе и широкому кругу образованных читателей. 
   Благодаря специальным терминам и знакам, стандартным и международным условным обозначениям достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Естественно, что точное и исчерпывающее определение какого-либо понятия есть залог правильного его понимания. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и обозначения, а также иностранные слова для своих сочинений, памятуя русскую поговорку: "Лучше споткнуться ногой, нежели словом”. Еще А.М. Деборин (1957г.) писал: "Следует твердо помнить, что научный термин - не просто слово, а выражение сущности данного явления. Поэтому необходимо заботиться о кристальной ясности и определенности терминологии, поскольку она представляет собой сущность самих объективных явлений, сущность самой науки”. 
  В процессе написания работы четко должна просматриваться последовательность проведения принятой теоретической позиции, логичность изложения. Не менее важной чертой подлинно научного изложения является также глубокая взаимосвязь теоретических положений. Здесь же скажем об изяществе научной речи. Выразительность научного изложения заключается в четкости и ясности речи, в соединении с образностью. Изяществу речи препятствует частое повторение одних и тех же слов. Необходимо находить синонимы нужных слов. В хорошо отредактированном сочинении отдельные слова повторяются не чаще, чем через 50-100 слов, а если возможно, то упоминаются только один раз на странице. 
   Изяществу научной речи способствует тщательный выбор слов. Это позволяет употреблять их с различными значениями и оттенками мысли. Разумеется, речь не идет об установившейся научной терминологии и стандартных обозначениях. Если одном случае пишут "истинный”, то в другом лучше сказать: настоящий, подлинный, действительный и т.п. 
Последним восьмым этапом исследования является оценка эффективности исследования. Хотя она определяется вышестоящими органами, исследователь должен и сам знать и оценить результаты своей работы. 
   Если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность и доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую необходимость и значимость, возможность внедрения в практику. 
   Теоретическая значимость исследования - это вклад в научное познание, в науку. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов и закономерностей, обоснование концепций и классификаций, разработку принципов и моделей, дающих возможность идеализировать описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явления. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня. 
   Практическая значимость исследования имеет прикладное значение. Для педагогических работ практическая значимость заключается в предложениях по реализации нового содержания образования, активных методов обучения, использования технических средств обучения и т.п. Как правило, эти предложения представлены в виде учебников, программ, методических разработок, рекомендаций и пр. 
   Можно выделить следующие основные результаты педагогических исследований. 
Теоретические положения - новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение. 
   Практические рекомендации - новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. 
   Система в работе, целеустремленность, сосредоточенность и настойчивость в решении поставленных задач, критическая и скромная оценка полученных результатов обеспечивает хорошую продуктивность умственного труда не менее, чем любого физического. Необходимо научиться не только смотреть, но видеть, замечать важные частности, большое - в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования. 
    В заключение следует отметить, что от правильной последовательности отдельных этапов исследования их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность литературного оформления научного труда.

 

Метод восхождения от конкретного  к абстрактному

Метод восхождения  от конкретного к абстрактному и  от абстрактному к конкретному. С  использованием этого метода можно  разработать (переход от конкретного  к абстрактному) и реализовать (переход  от абстрактному к конкретному) в  конкретной деятельности персонала стратегию организации. Однако следует заметить, что термины "абстрактное" и "конкретное" имеют множество значений. Одни из них относятся к различным аспектам восхождения, а другие никакого отношения к нему не имеют. "Абстрактное", например, употребляется в смысле отвлеченного отражения (мышления) вообще, в смысле такого понимания предмета, при котором указываются его общие свойства и игнорируются специфические и др.; "конкретное" — в смысле соединения многообразного вообще, а также специфичности, частного и даже чувственного . 
Во избежание путаницы мы под "абстрактным" и "конкретным" рекомендуем понимать исключительно мысленные образы объекта познания, которые обладают следующими чертами: абстрактное — это понятие об объекте исследования, полученное путем отвлечения от какой-либо специфической стороны, одностороннее понятие о предмете; конкретное — понятие об объекте, полученное при исследовании его с разных сторон, соединение абстрактных определений (понятий) объекта. Например, изучение процесса производства капитала дает абстрактное понятие о капитале в целом, а включение в сферу исследования процесса обращения капитала дает конкретное понятие о капитале . 
Абстракция является итогом обобщения результатов созерцания, наблюдения, первичных описаний объекта изучения . Обобщение осуществляется посредством таких процедур: • расчленение объекта, подвергаемого обобщению, и отбор наиболее значимых его частей; 
• придание обобщенным частям формы, подчеркивающей значимое и устраняющей малозначимое; 
• совмещение оформленных частей в целостность; 
• рассмотрение полученной конструкции для дальнейшего мысленного использования как самого объекта исследования с приданием ему объектного, по функции — причинно-следственного, содержания. 
Обобщение может быть субъективным, индивидуализированным, случайным и организованным, подчиненным определенным критериям, ориентированным на использование этого обобщения в рамках определенного способа. Абстракция как результат осознанного обобщения может замещать исходный материал познания, использоваться для конкретизации. Примером абстракций являются концепции, теории, понятия, категории, значения . Значения, высказанные на определенном языке, используются в мышлении в функции предикатов. 
Для мыслительной деятельности необходимо формировать определенное количество абстракций. Абстрагирование начинается с выделения "общего" из множества однотипных образов посредством схематизации, т. е. разделения частей знаково-символичного материала, отбора из них наиболее значимых частей, придания этим частям типовой формы, объединения их в соответствии с теми или иными принципом, установкой, критерием и последующим особым конструированием содержаний. В процессе абстрагирования происходит переход от созерцания объекта, фиксаций этих созерцаний и построения эмпирических текстов к созданию обобщенных заместителей реального объекта исследования. Результат абстрагирования выражает его конструктивно-онтологическое содержание, определяемое конструирующими возможностями мыслящего человека и используемого им способа мышления. Реализация функции абстракции приводит к трансформации сознания мыслящего человека.

 


Информация о работе Основные этапы научного исследования