Основы деловой риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны

Содержание работы

Введение 3
1.Общие сведения о риторике 4
1.1. Предмет и задачи риторики 5
2. Понятие «Деловая риторика» 10
3.Основы деловой риторики 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный университет  путей сообщения» (ОмГУПС)

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы  деловой риторики

тема

 

 

 

Тематический реферат

по дисциплине

 

Деловые коммуникации

 

 

 

 

Студент группы______________

 

______________(_____________)

          подпись                        фамилия

 

«___» _____________ _____г.

 

 

 Руководитель ______________

                                                                    ______________(_____________)

          подпись                        фамилия

 

 «___» _____________ _____г.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

Оглавление

Введение 3

1.Общие сведения о риторике 4

1.1. Предмет и задачи риторики 5

2. Понятие «Деловая риторика» 10

3.Основы деловой риторики 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

Введение

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков.

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Людям важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Поэтому риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

 

1.Общие сведения о  риторике

Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения  в древности риторика понималась только в прямом значении термина  – как искусство оратора, искусство  устного публичного выступления. Широкое  осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления  от риторики в широком смысле, для  обозначения первой используется термин оратория.

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена  грамматике (recte dicendi scientia – «науке о  правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в  отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес  к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания .

Методологическое отличие  риторики и дисциплин риторического  цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности  этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый  ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей  речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент  включал и морально-этическую  составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей  ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в  хорошем посредством речи. Морально-этический  компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста .

    1.  Предмет и задачи риторики

Различия в определении  предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к  различиям в понимании того, какую  именно речь следует считать хорошей  и качественной. Сложились два  основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать  хорошей речью убедительную, эффективную  речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к  способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также  возникло в Древней Греции. К числу  его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители  этого направления были склонны  считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь  значение, но была не единственным и  не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление  в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а  от Исократа – «литературным».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило  «логическое» на периферию дидактической  и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением  роли политического красноречия  и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после  падения демократических форм правления  в Греции и в Риме. В Средневековье  такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере  школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о  христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления  церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном  предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении  завершилось кризисом риторики в  середине 18 в.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления  во второй половине 20 в., когда на смену  старой риторике пришла неориторика, или  новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали  новую дисциплину как теорию практического  дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки .

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного»  направления. Более того, некоторые  исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной  речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и  др.). Сегодня можно говорить о  мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного»  направлений при доминировании  первого.

Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями  на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления  о дисциплине отражаются в ряде современных  определений риторики.

Определения в русле «логического»  направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука  о способах убеждения, разнообразных  формах преимущественно языкового  воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней  и в целях получения желаемого  эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле «литературного»  направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной  речи, прежде всего, прозаической и  устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

Подразделения риторики. Традиционно  различаются общая и частная  риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных  принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики».

В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная  или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она  должна была исходить из ценностных категорий  полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого  и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим  видом красноречия было церковное  красноречие, исходившее из категорий  угодного и неугодного Богу.

В новое время статус различных  сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам  красноречия – политическому, судебному, торжественному и богословскому  добавились новые – академическое, деловое и публицистическое красноречие.

Ныне можно различать  столько же частных риторик, сколько  существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев  – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом  публицистической риторики).

Наибольшее воздействие  на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и  изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений  риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и  учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных  видов словесности вокруг одной  важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в  США.

 

  1. Понятие «Деловая риторика»

С давних времен, наряду с  академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно – политическим, социально – бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России XIX – начала XX веков существовали профессионально  ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В  последние годы сформировалась самостоятельная  область науки и практики –  деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном  на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными  средствами передачи информации. Деловая  риторика – это наука и искусство  убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения

Речь, умение общаться, этикет выступают главными "орудиями" создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования  своего образа для других. Благородный  образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и  постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное  общение основано всегда на осознании  важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства  личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры –  терпимое отношение к миру и к  людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется  в обаянии.

Информация о работе Основы деловой риторики