Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:24, реферат
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, обработки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека.
Введение……………………………………………………………...…………...3
1 Процессы, влияющие на формирование интеллекта человека…………4
1.Информационные и информатические процессы…………………………..4
2.Процессы общения, как информационный процесс………………………..6
3.Образование как информационный процесс………………………………..9
4. Педагогический процесс……………………………………………………10
5.Процесс обучения……………………………………………………………11
6.Учебный процесс…………………………………………………………….12
2 Работа с поисковыми системами………………...…………………………14
7.Основные понятия и определения………………………………………….14
8.Оценка эффективности поисковых систем………………………………...14
9.Графическое отображение посещаемости сайтов…………………………17
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованных источников……………………………….……….19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Процессы, влияющие на формирование интеллекта человека…………4
2 Работа с поисковыми системами………………...…………………………14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………….……….19
ВВЕДЕНИЕ
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, обработки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека. Процессы общения также неразрывно связаны с информационным обменом, коммуникацией, установлением информационных связей между обучаемыми и обучающим. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она систематизирует процесс обучения через его компоненты – деятельность учителя и деятельность ученика [1].
В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями «сообщение», «сведения», «данные», «знания». Такое соотношение допустимо лишь до некоторой степени, так как у всех этих понятий есть одно общее важное свойство – они обозначают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако, как только ставится вопрос о совершенствовании информационных процессов, подобное понимание термина «информация» обнаруживает ряд недостатков. Так, очевидным является то, что целью функционирования информационных систем не может быть выдача как можно большего количества информации (показателей, документов). Один лаконичный, грамотно составленный документ чаще всего полезнее «информативнее», чем несколько документов. Взяв ряд исходных показателей, можно получить множество различных производных, но увеличение числа последних не обязательно будет отражать прирост полезных сведений (знаний).
Следовательно, данные или сообщения содержат нечто такое, от чего зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, передаются и обрабатываются. Именно поэтому под термином «информация» чаще всего понимают содержательный аспект данных, проводя, таким образом, различие между информацией и данными. Термин «данные» происходит от латинского слова "data" – факт, а термин «информация» – от латинского "informatio", что означает разъяснение, изложение.
В строго научном плане понятие «информация» связывается с вероятностью осуществления того или иного события. И чем выше вероятность конкретного исхода (результата) этого события, тем меньше количество информации возникает после его осуществления и наоборот. Следовательно, информация – это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события. Причем характерным является то обстоятельство, что информативность сообщения (количество информации в нем) не всегда пропорциональна объему (длине) этого сообщения.
Информация не существует сама по себе, так как она подразумевает наличие объекта (источника), отражающего информацию, и субъекта (приемника, потребителя), воспринимающего ее. Всякое событие, всякое явление служит источником информации.
Процесс передачи информации от источника к получателю называется информационным процессом. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
При телефонной передаче источник сообщения – говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Канал, по которому передается информация – телефонный провод. Та часть трубки, которую мы подносим к уху, играет роль декодирующего устройства. Здесь электрические сигналы снова преобразуются в звуки. И, наконец, информация поступает в «принимающее устройство» – ухо человека на другом конце провода [2].
Другими словами, информационный процесс – совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели). К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Также, Информационный процесс – это совокупность процессов происходящих в аппаратах мышления людей (инициируемых поступающими данными) и процессов обработки данных.
Процессы, протекающие между двумя устройствами, в автоматах и компьютерах следует называть информатическими процессами, заранее предусмотренными и формализованными человеком. Раз есть наука информатика, то она занимается изучением и разработкой информатических процессов, т.е. информатические процессы – это совокупность действий, производимых над данными, в рамках информационного процесса.
Напрашивается аналогия: физика – изучает физические процессы и явления, химия – химические процессы и явления, а информатика изучает информатические процессы и явления.
Информационный процесс, в этом случае, включает в себя информатический процесс [3].
1.2 Процессы общения, как информационный процесс
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами, процессами восприятия, передачи, обработки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека. Процессы общения также неразрывно связаны с информационным обменом, коммуникацией, установлением информационных связей между обучаемыми и обучающим. Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Так, первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения, людей, появились примерно 20-30 тыс. лет назад. Поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. Вначале люди записывали расчеты с покупателями, а затем написали и первое слово [4].
Если информационный процесс рассматривается как процесс взаимодействия личностей, то процесс общения рассматривается как социальный процесс. «Коммуникация (общение) есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества – ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [5].
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Существует специфика в самом процессе обмена информации, например в случае коммуникации между двумя людьми:
а) общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере. По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена;
б) обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие;
в) коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения;
г) в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают многообразное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует то, что она есть лишь сторона общения.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: от «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.
Таким образом, для нас важно, что коммуникация – это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата [6].
1.3 Образование как информационный процесс
Понятие «образование» неоднозначно, например, Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский дают определение: это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». Полностью можно согласиться с утверждением В.С. Леднева: «Термин «образование» используют двояко: для обозначения и процесса, и результата становления личности», но также существует третье обозначение образования – как системы. Далее В.С. Леднев уточняет: «Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой процесс становления личности в соответствии с генетической и социальными программами», с чем согласиться нельзя.
Практически все авторы рассматривают образовательный процесс как положительный, развивающий, целенаправленный процесс, который осуществляет общество над личностью. Возникает вопрос, а как быть с людьми, проживающими в нечеловеческих условиях голода и геноцида в центральной Африке, как быть с террористами? Дети, рожденные в этих условиях, маргиналы, террористы – это личности, хорошие или плохие – это второй вопрос. В цивилизованных обществах в образовательном процессе участвуют многие объекты – сам человек, его родители, ближайшее окружение, дальнее окружение, общественные институты, государственные институты, средства массовой информации, которые явно или не явно, но в разных направлениях (положительных и отрицательных) влияют на образование человека. Поэтому под образовательным процессом понимают стихийный процесс формирования личности человека, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. С одной стороны, человек – это естественная биологическая система, как система созданная без участия аппарата мышления; но, с другой стороны, человек – это искусственная система, которая только в результате собственной мыслительной деятельности делает себя человеком социальным [5].