Особенности религии Германии и Турции: возможность сосуществования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, религии, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
1 Религия в Германии……………………………………………… 3
2 Религия в Турции…………………………………………………6
Заключение………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат межкульт.коммуник. (2).docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….2

1 Религия в Германии……………………………………………… 3

2 Религия в Турции…………………………………………………6

Заключение………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями  других культур, зачастую существенно  отличающихся друг от друга. Отличия  в языках, религии, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. В настоящее время происходит глобальное миграционное движение людей, принадлежащих к разным национальностям и социальным группам, религиозным взглядам. И важным процессом является привыкание и взаимодействие этих людей с коренной культурой той страны, где они живут.

Это возможно, если взаимодействующие  группы большинства и меньшинства  добровольно выбирают эту стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Многочисленные исследования вопросов взаимодействия культур свидетельствуют  о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов  во многом зависят от способности  их участников понимать друг друга  и достигать согласия, которое  главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих  сторон, психологией народов, господствующими  в той или иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения  разных культур получили название «межкультурная коммуникация», которая означает обмен  между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах. Этот обмен может происходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

Религия в Германии

В Федеральной республике Германии государственной церкви не существует; конституция регулирует права религиозных сообществ (ст. 140). О взаимоотношениях государства  и религиозных сообществ написано в постановлениях от 1919 г. Веймарской конституции (ст. 136 – 139 и 141), которая  является частью конституции и характеризуется  принципом разделения церкви и государства. В то же время государство наделяет религиозные сообщества определенными  обязанностями и правами (например, взимание церковного налога). Религиозные  сообщества имеют статус независимых  общественных юридических органов  или могут обратиться за наделением этим статусом, если их устав и количество членов являются постоянными (ст. 137, часть 5 Веймарской конституции). В 2000 г. Римская  католическая церковь в Германии насчитывала 26.8 миллионов приверженцев, а протестантская церковь – 26.6 миллионов (каждая примерно по трети населения).1

 Много религиозных праздников в Германии являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

 В восточной части  Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев - атеисты. В западной Германии - иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии, в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне. Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии - католики, другая треть - евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

 Из прочих религий  в Германии есть также иудеи,  православные, баптисты и свидетели  иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков  и протестантов по количеству  верующих в Германии находится  мусульманство. Но мало кто  из этнических немцев принадлежит  к этой религии. Немецкие христианские  церкви Германии находятся сейчас  в большом волнении. Всё больше  немцев официально выходят из  этих религий. Для церкви этот  вопрос является острым не  только из духовных соображений.  Скорее, из финансовых. Дело в  том, что каждый верующий, то  есть тот, кто официально указал  свою веру в анкете, должен  платить церковный налог. На  общих доходах бюргера это  никак не отражается, просто часть  подоходного дохода уходит не  государству, а церкви. На эти  деньги финансируются многие  социальные направления, например, детские сады и дома для  престарелых. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды. Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества. А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

 Однако в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики. Конституция предусматривает, что родители имеют право решать, получать или нет их детям религиозное образование (ст. 7, часть 2). В соответствии с законом об обучении детей религии (Gesetz über die religiöse Kindererziehung), по достижении ребенком возраста 12 лет, решение родителей должно быть подтверждено согласием ребенка. А с 14 лет ребенок может самостоятельно принимать решение, если только на данной земле нет обратного постановления. В большинстве земель ученики, не изучающие религию, вместо этого обучаются этике. В Бранденбурге постепенно в качестве обязательного вводится предмет «Вопросы жизни – этика – религиоведение» с 5 по 10 классы. Обучение не зависит от определенной концессии, религии или идеологии и дает основы жизненного знания в соответствии со структурой ценностей. Оно включает знания о традициях философской этики и фундаментальных принципах составления этических суждений, а также дает знания о различных религиях и идеологиях; по требованию может быть предоставлено религиозное обучение.

 

2 Религия в Турции

Турция одна из немногих мусульманских стран, где религия  отделена от светской власти. Турция - исламское государство. Ислам – одна из трех мировых религий. Ислам сравнительно молодая религия, которая возникла в VII веке н.э. на западе Аравийского полуострова. Главный догмат ислама – единобожие: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк. Само слово ислам на арабском означает «покорность», а мусульманин (от арабского «муслим») – покорный. Ислам призывает своих сторонников быть покорными Аллаху и судьбе им предначертанной. Священная книга ислама – Коран – представляет собой сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, переданных пророку через архангела Гавриила (Джебраила). В Коране прописаны особые предписания своим приверженцам, самыми распространенными из которых являются запрет на употребление в пищу свинины, спиртных напитков, запрет азартных игр и запрет на изображение людей. Среди прочего Коран описывает повседневные правила поведения, быта, этики и морали. Главные из них это пятикратный намаз (молитва), пост, хадж (паломничество) и благотворительная милостыня – «зекят».

В 1928 года указом первого  президента страны Мустафы Кемаля Ататюрка ислам перестал считаться в Турции государственной религией. Но, несмотря на  это, ислам остался главной религией страны и 99% населения Турции считают себя мусульманами. Подавляющее большинство мусульман здесь составляют сунниты 75% населения, это самое распространенное течение ислама не только в Турции, но и во всем мире. Около 20% населения являются приверженцами другого направления в исламе – шиизм, которое в Турции еще называют «алеви», т.е. последователи Али – воспитанника пророка Мухаммеда. Кроме мусульманского населения в Турции проживают христиане (в основном православные) и иудеи. Это свидетельствует о том, что современная Турция обладает высокой религиозной терпимостью. В Стамбуле (старое историческое название Константинополь) находится резиденция Вселенского патриарха, который считается верховным патриархом всех православных церквей мира.

Хотя официально ислам  изъят из общественной жизни, он по-прежнему остается глубоко укоренившимся  в сердце и разуме турецкого народа и определяет многие нюансы частной  и общественной жизни страны. В  каждом городе и поселении страны находится по крайней мере одна мечеть. Всего количество мечетей в стране около 72 тысяч - едва ли не самое большое количество по сравнению с другими мусульманскими странами. Пять раз в день муэдзин с минарета мечети призывает верующих к молитве. Для этого обычно используется громкоговоритель. Призыв к первой молитве обычно происходит  около шести утра, и естественно вызывает неудовольствие приезжих немусульман.

Новый, ускоренный ритм жизни  больших городов внес свои изменения  в повседневную жизнь мусульманина в Турции и теперь все чаще вместо традиционного пятикратного намаза встречается двукратный: утром и  вечером. Также и с другими  запретами и традициями ислама. Сейчас строго соблюдаются лишь два предписания  – запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Обрезание  турки делают мальчикам в возрасте 7-12 лет, а весь обряд проходит как  большой семейный праздник с особой торжественностью. Раньше считалось, что  каждый мусульманин, достигший совершеннолетия  должен совершить паломничество  на Святую Землю для всех мусульман  – Мекку. Для этого даже выделялись (а с 1948 года традиция возобновилась)  деньги из казны. Однако многие турки  не одобряют такое расходование государственных  денег и не все в своей жизни совершают такое путешествие.2

При посещении мечети нужно  снять обувь и закрыть ноги (никаких шортов!). Женщины должны прикрыть голову. Для «забывчивых» у мечети обычно стоит корзина, в  которой можно взять косынку, длинную юбку или штаны. В курортных  зонах и крупных городах нет  никаких ограничений в одежде,  как для мужчин так и женщин. Вполне нормальным нарядом здесь считаются шорты, короткие юбки и открытые блузки. Однако по мере продвижения в глубь страны требования к одежде ужесточаются. В этих районах лучше одеваться скромнее, особенно женщинам, закрывать ноги и плечи. Также следует помнить о запрете в исламе изображения людей, поэтому, если вы хотите сфотографировать человека, то нужно сначала спросить его разрешения.

В январе начинается священный  месяц мусульманского календаря  – Рамадан (Рамазан), месяц поста, милости и прощения. В это время  мусульмане, соблюдающие пост, в  дневные часы отказываются от всего, что доставляет удовольствие (еда, питье  и даже курение). В темное время  суток этот запрет не действует. Об окончании дневного воздержания  сообщается по телевидению и радио. Тогда семья собирается вместе для  торжественного ужина после поста  – ифтара. Считается, что каждый накормивший вечером постящегося получит вознаграждение от Аллаха. Последние дни Рамадана напоминают традиционный ленинский субботник и посвящены генеральной уборке в домах и учреждениях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговения Ураза-байрам.  Во время этого праздника турки ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, традиционными блюдами и сладостями. В последний день праздника обычно посещают кладбище, вспоминают умерших родственников и возлагают венки. Также в этот день принято раздавать милостыню нищим.

 

3 Межнациональные отношения между Германией и Турцией.

Самая многочисленная иностранная община в Германии - это турки: по официальным данным, только граждан Турции насчитывается около 1,7 миллиона человек. Разумеется, немецких граждан турецкого происхождения намного больше. Более того, турки в Германии - достаточно консервативная община, поэтому принятие европейского образа жизни либо происходит с определенными трудностями (в основном, у молодых и образованных турок), либо не происходит вообще. Всему виной - культурные различия: религия, менталитет, история. В основном, ни немцы-христиане, ни турки-мусульмане не стремятся к сближению. Турки в Германии слушают свою музыку, говорят на своем языке, читают свои газеты и смотрят свое телевидение

Турки — основная мусульманская  этническая группа в Германии. Фактически, в 1960-е годы турок было синонимом слова мусульманин. По данным на 2009 год, турки составляли 63,2 % мусульманского населения Германии. Таким образом, ислам в Германии в основном представлен турками. Религия для турок в Германии имеет особенно важное значение по причинам, более связанным с национальной самоидентификацией, чем с собственно верой. Более чем другие проявления их культуры, ислам рассматривается как та особенность, которая наиболее сильно отличает турок от большинства немецкого населения.

В соответствии с конституцией, религиозное обучение – часть  учебного плана в школах общественного  сектора, за исключением тех, где  обучаются дети разного вероисповедания. Как оговорено конституцией, религиоведение преподается в соответствии с  доктриной о религиозных сообществах (ст. 7, часть 3). Условия конституции  о религиозном обучении, как стандартном  предмете, не применяются в Бремене  и Берлине с тех пор, как  эти земли приняли другие урегулирования через земельный закон от 1 января 1949 г., т.е. до обнародования конституции. Бранденбург также пользуется этим постановлением. Аспекты исламской религии преподаются в некоторых землях как часть обучения на родном языке. Это внеклассное добровольное обучение, проводимое внеурочно и не являющееся государственным предметом по религиоведению, в соответствии со ст. 7 часть 3. Несмотря на общее желание земель, еще ни в одной из них не стало возможным ввести предмет ислама как стандартный. Введение исламского религиозного обучения требует участия одной или нескольких религиозных сообществ.

Интеграционные процессы в турецкой среде проходят крайне медленно в силу ряда причин, среди  которых главными являются:

1) устойчивость немецкой  культуры и национальной идентичности; большая разница в менталитете  между коренным населением и  турецкой диаспорой;

Информация о работе Особенности религии Германии и Турции: возможность сосуществования