Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 11:25, контрольная работа
В последнее время наблюдается возрастание количества учебной и популярной литературы по проблемам делового общения, делового этикета. И это не случайно. Современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов
Введение……………………………………………………………………3
1. Перцептивная фаза деловой коммуникации……………………………4
2. Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации.…....5
3. Составьте таблицу основных типов взаимодействия в деловом общении и выделите те из них, которые используются вами наиболее часто. Объясните их значение и смысл………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………..14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..14
Введение
В последнее время наблюдается возрастание количества учебной и популярной литературы по проблемам делового общения, делового этикета. И это не случайно. Современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.
1.Перцептивная фаза деловой коммуникации
Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большего влияния оказывают накопленные ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а так же склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния.
Воздействие
этих факторов создает
Таким образом, перцептивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперцепции. Сам же этот процесс опосредуется формирующимся вокруг каждого из партнеров своеобразным психологическим пространством, включает в себя ценностные установки, убеждения деловых партнеров, их эмоционально- чувствительные состояния, доминирующие в перцептивной фазе.
Среди ценностных установок
особое место занимает
В перцептивной фазе
делового общения каждый из
деловых партнеров пытается «
Однако корреляция психологических пространств деловых партнеров сопровождается возникновением перцептивных барьеров, которые мешают прочтению образа партнера. Можно выделить несколько таких перцептивных барьеров: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, стереотипизации. Рассмотрим каждый из них:
Важно отметить и особенности восприятия деловыми партнерами пространственно-временных характеристик конкретной ситуации делового общения. Восприятие времени делового общения (когда происходит и сколько длится деловое общение) есть отражение деловыми партнерами объективной длительности, скорости и последовательности протекания межличностных деловых отношений. При этом в дифференцировании времени общения ведущая роль принадлежит кинестетическим и аудиальным ощущениям деловых партнеров. Но у каждого из них формируется свое собственное субъективное восприятие времени делового общения, обусловленное их эмоциональным состоянием и характером переживаний, которыми были заполнены этапы и фазы делового общения.
В целом специфику перцептивной фазы делового общения можно свести к трем моментам: она формируется на основе процесса межличностной апперцепции и корреляции психологических пространств деловых партнеров; ее сопровождает возникновение перцептивных барьеров; она способствует формированию у деловых партнеров целостных образов друг друга и выделению в этих образах социально значимых психологических характеристик. Динамика формирования перцептивного образа в деловом общении связана с особым типом восприятия — преднамеренным восприятием. В отличие от непреднамеренного, формирующегося спонтанно и крайне редко в деловом общении, преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, систематичностью и планомерностью. И потому это одновременно и возникновение нового уровня развития социально-психологических процессов делового общения, который связан со сменой перцептивной фазы делового общения когнитивной.
2. Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации
Деловое общение – это процесс взаимодействия коммуникантов, при котором происходит обмен информацией.
Информационно-коммуникативная фаза делового общения заключается в том, что на данной стадии партнер информирует собеседника о цели встречи, разговора, беседы. В целом, коммуникативный акт – это совокупность речевых актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу. Коммуникативный акт – обмен речевыми действиями (т.е. шире, чем речевые акты).
Искажение информации может происходить на каждой стадии делового общения, это происходит из-за того, что собеседник неправильно выражает свою мысль вербально, использует много высказываний, не относящихся к делу, не слушает собеседника, то есть не владеет речевым поведением.
Речевое поведение
– совокупность конвенциональных и
неконвенциональных речевых поступков,
совершаемых индивидом или
1. Коммуникативный акт возможен только при соблюдении фактора готовности (с обеих сторон). Готовность – люди, идущие на это общение должны очень хорошо знать человека, оппонирующего им: его социальную роль, компетентность в данной проблеме, насколько он коммуникабелен.
2. должны быть доброжелательно настроены друг к другу.
3. с самого
начала коммуникативного акта
необходимо следить за
1 – что обсуждаем? 2 – с кем обсуждаем? 3 – зачем обсуждаем?
4. оценка речевой ситуации, выбора места и времени (своевременность и уместность обсуждения проблемы).
5. знания речевой
модели партнера: его речевой/коммуникационной
компетентности и языкового
6. проявление
доверия с 2-х сторон и
Любое общение по любой тематике влечет за собой определенное событие.
Фреймы – сценарии (мы приходим по определенным поводам, но ведем себя по определенным конвенциональным правилам).
Изучение языка по «топикам» = изучение по фреймам.
Фрейм – устойчивый и достаточно стереотипно воспроизводящийся жанр речевого взаимодействия (=ритуал, =топик).
В теме переговоров присутствуют следующие фреймы: договориться; просто информировать; гарантировать; рекомендовать; объяснять; предупреждать; приглашать…позиция инициации: кто 1-й должен начать переговоры.
Инициация – маленький шажок к выигрышу.
Задача адресанта: понять, зачем и куда его ведут. Это определяет долю его активного участия в переговорах.
Речевая компетенция – совокупность общего языкового уровня и общих речевых навыков.
Коммуникативная стратегия – вопрос о формах и доле участия адресата в речевой ситуации. Можно выделить несколько позиций: неучастие; как собеседник (не владеет инициативой до конца переговоров); на равных.
Существуют пять основных групп вопросов, задаваемых в процессе деловой коммуникации:
- к закрытым
вопросам относятся вопросы,
- к открытым
вопросам относят вопросы,
- риторические вопросы – это вопросы, которые не требуют прямого ответа, их целью является провоцирование новых вопросов.
- переломные вопросы – это вопросы, которые задаются в том случае, когда уже имеется информация о проблеме разговора. Уместное использование данного приема позволяет избежать опасности нарушении равновесия между нами и нашими собеседниками.
- вопросы для обдумывания – это вопросы, которые заставляют партнера по общению размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано. Эти вопросы созданы для создания атмосферы взаимопонимания.
Следующая важная составляющая – языковые средства (инструмент, при помощи которого адресант может переворачивать ситуацию в свою пользу).
Вербальные и невербальные средства, и заранее заготовленный репертуар тактик.
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация включает:
Таким образом, содержание коммуникативных актов обусловлено соответствующими событиями – ритуальными речевыми ситуациями, задающими фон, т.е. свой фрейм и предполагающие ожидание определенной модели речевого поведения (признание в любви, обида, обещание). Успешность коммуникации зависит далеко не только от общих знаний типов фреймов и моделей речевых ситуаций, а от мастерства, знания и умения, применяя соответствующие стратегии и тактики, вести переговоры без страха, инициативно и импровизируя, рассчитывать только на свои способности и уметь импровизировать. Цель: научиться, как себя раскрывать и понять свои скрытые способности как воспользоваться ими: здесь и сейчас; смело брать на себя ответственность и принимать решения в соответствии с нашим видением, т.е. самоактуализация.
3. Составьте
таблицу основных типов