Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:58, контрольная работа
Описание работы
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.
Содержание работы
4.1. Понятие и содержание этики делового общения………………………. 3 4.2. Причины, последствия конфликтов и способы их разрешения………. 10 4.2.1 Причины конфликтов……………………………………………… 11 4.2.2 Последствия конфликтов………………………………………….. 15 4.2.3 Способы разрешения конфликтов………………………………… 16 4.3. Основные правила оформления документов…………………………... 21 Список использованной литературы………………………………
4.1. Понятие и содержание
этики делового общения……………………….
3
4.2. Причины, последствия
конфликтов и способы их разрешения……….
10
4.2.1 Причины
конфликтов………………………………………………
11
4.2.2 Последствия
конфликтов…………………………………………..
15
4.2.3 Способы
разрешения конфликтов…………………………………
16
4.3. Основные правила оформления
документов…………………………...
21
Список использованной литературы………………………………………...
25
4.1. Понятие и содержание
этики делового общения.
Этика – учение о морали, нравственности.
Термин "этика" впервые употребил
Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения
практической философии, которая должна
дать ответ на вопрос, что мы должны делать,
чтобы совершать правильные нравственные
поступки.
Мораль – это система этических
ценностей, которые признаются человеком.
Мораль – важнейший способ нормативной
регуляции общественных отношений, общения
и поведения людей в самых различных сферах
общественной жизни – семье, быту, политике,
науке, труде и т.д.
Общение – процесс взаимодействия
общественных субъектов: социальных групп,
общностей или личностей, в котором происходит
обмен информацией, опытом, способностями
и результатами деятельности. Общение
выступает как способ бытия общества и
человека. Именно в процессе общения происходят
социализация личности и ее самореализация.
По мнению Аристотеля, способность вступать
в общение отличает человека от "недоразвитых
в нравственном смысле существ" и от
"сверхчеловека". Поэтому "тот
кто не способен вступать в общение или,
считая себя существом самодавлеющим,
не чувствует потребности ни в чем, уже
не составляет элемента государства, становясь
либо животным, либо божеством".
Специфика делового общения
обусловлена тем, что оно возникает на
основе и по поводу определенного вида
деятельности, связанной с производством
какого-либо продукта или делового эффекта.
При этом стороны делового общения выступают
в формальных (официальных) статусах, которые
определяются необходимые нормы и стандарты
(в том числе и этические) поведения людей.
Как и всякий вид общения, деловое общение
имеет исторический характер, оно проявляется
на разных уровнях социальной системы
и в различных формах. Его отличительная
черта – оно не имеет самодавлеющего значения,
не является самоцелью, а служит средством
для достижения каких-либо других целей.
В условиях рыночных отношений – это прежде
всего получение максимальной прибыли.
Деловое общение является необходимой
частью человеческой жизни, важнейшим
видом отношений между людьми. Вечным
и одним из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы, в которых
выражены наши представления о добре и
зле, справедливости и несправедливости,
правильности или неправильности поступков
людей. И общаясь в деловом сотрудничестве
со своими подчиненными, начальником или
коллегами, каждый так или иначе, сознательно
или стихийно опирается на эти представления.
Но в зависимости от того, как человек
понимает моральные нормы, какое содержание
в них вкладывает, в какой степени он вообще
их учитывает в общении, он может как облегчить
себе деловое общение, сделать его более
эффективным, помочь в решении поставленных
задач и достижении целей, так и затруднить
это общение или даже сделать его невозможным.
С учетом всего вышесказанного
этику делового общения можно определить
как совокупность нравственных норм, правил
и представлений, регулирующих поведение
и отношения людей в процессе их производственной
деятельности. Она представляет собой
частный случай этики вообще и содержит
в себе ее основные характеристики.
К структуре общения можно подойти
по-разному, в данном случае будет охарактеризована
структура путем выделения в общении трех
взаимосвязанных сторон:
- Коммуникативной - состоит
в обмене информацией между
общающимися индивидами;
- Интерактивной - заключается
в организации взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен
действиями);
- Перцептивной - означает процесс
восприятия и познания друг друга партнерами
по общению и установления на этой основе
взаимопонимания.
Употребление этих терминов
условно, иногда в аналогичном смысле
употребляют и другие: в общении выделяют
три функции - информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим каждую функцию в отдельности.
Во время процесса общения имеет
место не просто движение информации,
а взаимная передача закодированных сведений
между двумя индивидами – субъектами
общения. Следовательно, имеет место обмен
информацией. Но люди при этом не просто
обмениваются значениями, они стремятся
при этом выработать общий смысл. А это
возможно лишь в том случае, если информация
не только принята, но и осмыслена. В условиях
человеческой коммуникации могут возникать
коммуникативные барьеры. Они носят социальный
или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора
информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на
то, чтобы стимулировать какое-либо действие)
и констатирующей (сообщение – имеет место
в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация
должна быть соответствующим образом
закодирована, т.е. она возможна лишь посредством
использования знаковых систем. Самое
простое деление средств коммуникации
– на вербальные и невербальные, использующие
разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует
в качестве таковой человеческую речь.
Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации посредством речи менее всего
теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного
процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) –
Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение
(текст)
КАК? (осуществляется передача)
– Канал
КОМУ? (направлено сообщение)
– Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Невербальные выражения делятся
на четыре группы:
Экстра- и паралингвистические
- различные околоречевые добавки, придающие
общению определенную смысловую окраску:
тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание
и т.д.
Оптико-кинетические - это то,
что человек "прочитывает" на расстоянии:
жесты, мимика, пантомимика.
Жест – это движение рук или
кистей рук, они классифицируются на основе
функций, которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие
речь)
- описательные (их смысл понятен
только при словах)
- жесты, выражающие отношение
к людям, состояние человека.
Выделяют четыре основные дистанции
общения:
- интимная - от 0 до 0,5 метра.
На ней общаются люди, связанные, как правило,
близкими доверительными отношениями.
Информация передается тихим и спокойным
голосом. Многое передается с помощью
жестов, взглядов, мимики;
- Межличностная - от 0,5 до 1,2
метра. На ней осуществляется общение
между друзьями;
- Официально-деловая или социальная
- от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового
общения, причем, чем больше расстояние
между партнерами, тем более официальны
их отношения;
- Публичная - более 3,7 метров.
Характеризуется выступлением перед аудиторией.
При таком общении человек должен следить
за речью, за правильностью построения
фраз.
Визуальный контакт - визуалика,
или контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу
не более 10 секунд.
Понимание невербального языка
позволяет точно определить замыслы, позицию
собеседника.
Интерактивная функция - это
характеристика тех компонентов общения,
которые связаны с взаимодействием людей,
с непосредственной организацией их совместной
деятельности. Есть два типа взаимодействий
– кооперация и конкуренция.
Кооперативное взаимодействие
означает Координацию сил участников.
Кооперация является необходимым элементом
совместной деятельности, порождается
самой ее природой. Одной из наиболее ярких
форм конкуренции является конфликт.
Перцептивная функция общения
- это процесс восприятия и понимания людьми
друг друга.
Все три стороны общения тесно
переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс
общения в целом.
Деловое общение сегодня проникает
во все сферы общественной жизни. В коммерческие,
деловые отношения вступают предприятия
всех форм собственности, частные лица.
Компетентность в сфере делового общения
непосредственно связана с успехом или
неуспехом в любом деле: науке, искусстве,
производстве, торговле. Что касается
менеджеров, предпринимателей, организаторов
производства, людей, занятых в сфере управления,
то коммуникативная компетентность для
представителей этих профессий представляет
важнейшую часть их профессионального
облика.
По характеру и содержанию отношения
бывают формальные (деловые) и неформальные.
Деловое отношения – это процесс взаимосвязи
и взаимодействия, в котором происходит
обмен деятельностью, информацией и опытом,
предполагающим достижение определенного
результата, решение конкретной проблемы
или реализацию определенной цели.
В целом деловое общение отличается
от обыденного (неформального) тем, что
в его процессе ставятся цель и конкретные
задачи, которые требуют своего решения.
В деловом общении мы не можем прекратить
взаимодействие с партнером (по крайней
мере, без потерь для обеих сторон). Деловое
общение можно условно разделить на прямое
и косвенное. Прямое деловое общение обладает
большей результативностью, силой эмоционального
воздействия и внушения, чем косвенное,
в нем непосредственно действуют социально-психологические
механизмы.
Данная тема актуальна тем,
что проблеме этике общения в бизнесе
в последнее время уделяется большое внимание,
возникла даже отдельная отрасль науки
с таким названием, которая определяет
себя междисциплинарную, опирающуюся
на теорию морали, менеджмент, экономику
и психологию. Причина внимания к вопросам
этики бизнеса прежде всего связана с
экономическим ущербом, который наносит
фирме неэтичное поведение сотрудников
и деловых партнеров, а также с экологическим,
экономическим и социальным ущербом, который
наносят гражданам и обществу в целом
корпорации и отдельные предприниматели,
стремясь снизить затраты и повысить свою
конкурентоспособность.
4.2. Причины, последствия
конфликтов и способы их разрешения.
Конфликт (от лат. conflictus -
столкновение) - столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия.
Под конфликтом понимается
наиболее острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе
взаимодействия, заключающийся в противодействии
субъектов конфликта и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями.
Конфликты являются частью
повседневной жизни. Конфликт в социальной
сфере как спор сторон, как противоречие
в их интересах и целях естественен и поэтому
неизбежен. Более того, по словам известного
специалиста в области переговоров Р.Фишера,
чем более разнообразным становится мир,
с тем большим числом противоречий в интересах
приходится сталкиваться. Психологи также
отмечают, что конфликт позволяет предотвратить
стагнацию общества, ведет его к развитию,
стимулирует поиск решения проблем. Кроме
того, конфликт малой интенсивности, разрешенный
мирно, может предотвратить более серьезный
конфликт. Замечено, что в тех социальных
группах, где довольно часты небольшие
конфликты, редко дело доходит до крупных
противоречий. Вопрос заключается не в
том, чтобы предотвратить или не заметить
конфликт, а в том, чтобы предотвратить
конфликтное поведение, связанное с деструктивными,
насильственными способами разрешения
противоречий и направить участников
на поиск взаимоприемлемого решения.
По мнению известного российского
социолога, основателя Ленинградской
социологической школы В.А. Ядова, "во
всех конфликтах речь идет о двух вещах
или даже об одной: о ресурсах и о контроле
над ними. Власть с этой точки зрения –
это вариант контроля над ресурсами, а
собственность и есть сам ресурс". Учёный
считает, что все ресурсы можно разделить
на две группы: материальные и духовные,
а последние, в свою очередь, дифференцировать
на составляющие. Сходные мысли высказываются
и другими специалистами. Говоря более
отвлечённо: универсальный источник конфликта
заключается в несовместимости ожиданий
сторон из-за ограниченности возможностей
их удовлетворения.