Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:18, контрольная работа
Цель работы нашей работы: выявление общих проблем формирования международного имиджа страны в процессе массовой коммуникации.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности понятия «имидж страны»; проанализировать пути формирования имиджа страны.
Введение 3
Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели. 5
1.1. Понятие процесса коммуникации. 5
1.2. Коммуникативные модели. 6
2. Специфика понятия имиджа страны. 11
2.1.Определение имиджа страны. 11
2.2.Пути формирования имиджа страны. 13
Имидж страны как коммуникативное явление. 16
3.1.Коммуникативные функции имиджа государства. 16
3.2.Реализация коммуникативных моделей в имидже страны. 18
Заключительная часть 22
Литература 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет технологий и управления
им. Разумовского
(МГУТУ им К.Г. Разумовского)
Имидж страны
Пурьева Светлана Павловна
Контрольная работа студентки 4курса заочной формы обучения
По дисциплине: Основы теории коммуникаций
2012 г.
Введение
1.1. Понятие процесса коммуникации.
1.2. Коммуникативные модели.
2. Специфика понятия имиджа страны. 11
2.1.Определение имиджа страны. 11
2.2.Пути формирования имиджа страны. 13
3.1.Коммуникативные функции имиджа государства. 16
3.2.Реализация коммуникативных моделей
в имидже страны.
Заключительная
часть
Литература
Имидж
страны – это эмоционально окрашенный
образ страны, целенаправленно формируемый
в общественном сознании средствами рекламы,
пропаганды и т.д. В основе имиджа страны
лежат национальные образы-символы, связанные
с географическими, цивилизационными,
историко-культурными, этнорелигиозными
особенностями. Имидж страны, в отличие
от «репутации страны» или от «этнических
стереотипов», имеет в большей степени
«виртуальный» характер, он более легко
поддается целенаправленному «форматированию»
через СМИ и другие каналы массовой коммуникации.
Актуальность проблем, связанных с формированием, трансформацией, стабилизацией и дестабилизацией международного имиджа государства вызвала к ним закономерный интерес ученых. Рассмотрению проблем международного имиджа государств посвящены труды Г. Г. Почепцова, Э. А. Галумова, Ю. Б. Кашлева, Д. Бурстина, А. А. Чернова, В. Г. Соколенко, К. А. Хачатурова, Л. С. Рубана, И. Н. Панарина, В. Г. Сеидова, А. В. Яковенко, А. А. Ранних и др.
Объектом исследования в нашей работе является процесс массовой коммуникации и формирование имиджа страны в этом процессе. Предмет нашего исследования – имидж страны как коммуникативное явление.
Цель работы нашей работы: выявление общих проблем формирования международного имиджа страны в процессе массовой коммуникации.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности понятия «имидж страны»; проанализировать пути формирования имиджа страны.
Источниковой базой для нашего исследования послужили политологов, занимающихся изучением проблемы имиджа страны, а также труды ученых по теории коммуникации.
Одно из новейших изданий на эту тему – работа профессора Дипломатической академии МИД РФ, кандидата экономических наук Э.А. Галумова «Международный имидж России: стратегия формирования». При всей пользе этого обобщающего труда многое в нем нам кажется отнюдь не бесспорным. Представляются не слишком оправданными попытки расширительно толковать термин «имидж страны», а также выработать некий единый имидж, который были бы обязаны пропагандировать все российские СМИ.
Проблема СМИ как одного из средств формирования образа государства в сознании его граждан затрагивают многие исследователи. Цуладзе и Почепцов считают, что современные средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годы и международная сеть Интернет – являются на сегодняшний день самым мощным каналом политической коммуникации, а, следовательно, в той или иной степени, и манипуляции. Почепцов совместно с Райгородским еще отмечает, что арсенал приемов, используемых современными СМИ в процессе создания общественного мнения, достаточно велик: замалчивание одних фактов и выпячивание других, публикация ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, апелляция к системе ценностей определенного общества и т.д.
Таким образом, гипотезой нашей работы является положение о том, что имидж страны – специфическое явление массовой коммуникации, которое можно рассматривать с точки зрения различных коммуникативных моделей и основную роль в формировании положительного или отрицательного имиджа страны играют СМИ.
1. 1. Понятие процесса коммуникации
Коммуникацию
можно рассматривать как форму деятельности,
осуществляемую людьми, которая проявляется
в обмене информацией, взаимовлиянии,
взаимопереживании и взаимопонимании
партнеров. Она характеризует общение
как двухстроннюю деятельность людей,
предполагающую взаимосвязь между ними,
сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация
может решать разные задачи: обмен информацией,
выражение отношения людей друг к другу,
взаимное влияние, сострадание и взаимное
понимание. Такая многофункциональность
общения позволяет выделить следующие
аспекты коммуникации:1
• информационный, при
котором общение рассматриваетс
• интерактивный, где
общение анализируется как
• гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
• аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
• нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
• семиотический, в котором
общение выступает как
• практический, где процесс
общения рассматривается в
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:
• обмен и передача информации;
• формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
• формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
• обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
• изменение мотивации поведения;
• обмен эмоциями.
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
1. 2. Коммуникативные модели
Анекдот реализуется в процессе межличностной коммуникации, то есть при общении двух или нескольких людей в неформальной обстановке. В основе межличностной коммуникации лежат различные мотивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.2
1. Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это — влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.
2. Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессы коммуникации, чем линейная.
3. Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это — реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.
Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но для описания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель.
Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) — кодирование — сообщение — канал — декодирование — получатель — обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация — это не только передача, но и понимание информации.
• Отправитель (источник) — создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди).
• Кодирование — превращение
сообщения в символическую
• Сообщение — информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным.
• Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым.
• Декодирование — расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной.
• Получатель — объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.
• Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Согласно этой модели
процесс межличностной
Информация о работе Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели