Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:40, реферат
России нынешнее состояние связей с общественность характеризуется синтезом научного знания и, непосредственно, практики пиар. Появляются специализированные структуры, научные школы и кафедры высших учебных заведений, которые профессионально занимаются пиар деятельностью и ведут подготовку специалистов в этой области.
Что же такое PR-деятельность? Это продолжительные усилия, направленные на формирование и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью, то есть работниками, партнерами, аудиторией
PR публичных библиотек: направления деятельности.
Ю.Г.Еманова
Внешние PR - это установление благоприятных
отношений с широкой
В установлении контактов
с этими аудиториями у
Так как PR представляют собой
изменчивые общественные отношения/связи
- их невозможно жестко структурировать. На
сегодняшний день выделяют следующие
наиболее активно разрабатываемые направления PR -
деятельности: установление и поддержание связей с
прессой (размещение
информации познавательно-событийного
характера в СМИ для привлечения внимания
к лицам, товарам, услугам), товарная
пропаганда (разнообразная
деятельность по популяризации библиотечных
услуг и продуктов), общефирменная
коммуникация (внутрифирменная
и внешняя коммуникация, направленная
на обеспечение более глубокого понимания
общественностью специфики библиотеки), лоббирование (
PR предусматривает активное использование не только каналов личной коммуникации, но и массовой - использование редакционного, а не платного места или времени во всех средствах распространения информации, чтобы способствовать достижению поставленных целей (например, для привлечения внимания или исправления неблагоприятного впечатления о библиотеке, для популяризации марочных и обычных товаров, услуг, лиц, мест, идей, деятельности, организации, целых стран). Именно для получения бесплатного доступа в средства массовой информации и нужны налаженные, действующие каналы личных связей.
В ряде законов РФ оговариваются формы сотрудничества с определенными категориями общественности, на которые библиотеки в праве рассчитывать для достижения своих целей. Например, в законе РФ «О некоммерческих организациях» (1996 г.) описаны в том числе формы поддержки органами государственной власти и местного самоуправления; в законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»(1995г.) обозначены условия, порядок и формы осуществления благотворительности. В законе предусмотрено привлечение к решению библиотечных целей редакторов газет, теле- и радиопрограмм, менеджеров рекламных агентств и так далее, в данном контексте. Проблема здесь в отсутствии налоговых льгот для благотворителей, которые существуют в Европе и США. Подобные льготы должны являться объектом лоббирования со стороны крупнейших библиотек, чиновников от культуры всех уровней и интеллигенции, имеющей влияние в правительственных кругах (нобелевские лауреаты, маститые ученые, писатели, поэты и др.)
Остановимся более подробно
на библиотечном лоббировании. На международном,
федеральном, ведомственном уровняхлоббирова
Актуальным направлением библиотечной PR- деятельности является франдрейзинг - «искусство выпрашивания денег»- деятельность по последовательному привлечению новых сотрудников и друзей библиотеки, инвесторов-партнеров с целью получения помощи для осуществления миссии библиотеки. Франдрейзинг предполагает сообразное ситуации активное психологическое воздействие на потенциального «донора».
Формы реализации PR многообразны, как многообразны цели и задачи связей с внешней общественностью. И.Л.Викентьев приводит свыше 400 наименований форм реализации PR в коммерческой сфере. Для выявления наиболее важных форм PR, с точки зрения руководителей библиотек, мы предложили оценить перечень, составленный из 24-х наиболее распространенных форм PR, директорам и зам. директоров НБ РТ, РЮБ, РДБ, ЦБС г. Казани (см. приложения 3,4) по 10-ти бальной шкале, где 10 - наивысшая оценка. Приоритеты распределились следующим образом: лидирует представительство библиотечного руководства во властных структурах, лоббирование библиотечных интересов (9.75); подготовка пресс-релизов и публикаций в СМИ (9.5); презентации, а также публичные выступления руководства (9.25); проведение обсуждения проблем за «круглым столом», а также официальный прием, встречи с властными структурами (8.5); юбилеи библиотеки, а также проведение конкурсов, турниров, соревнований для населения (8.25); семинары для партнеров библиотеки, Дни специалиста, встречи со знаменитостями, экскурсии по библиотеке, а также размещение престижной/корпоративной рекламы (в печати, на ТВ, по радио, в сети ИНТЕРНЕТ, на транспорте, наружная реклама) и бесплатное предоставление услуг/продуктов для оценки их качества прессе и первым пользователям (8); встречи с прессой- пресс-конференции и интервью, церемонии открытия, Дни открытых дверей, выпуск и распространение фирменной продукции - журнала, путеводителя, календарей, плакатов, вручение сувениров (7.75); рассылка писем с предложением о сотрудничестве (7.5); обращения в организации и к населению для привлечения дополнительных средств (Дни дарения, привлечение спонсоров и меценатов) (7.25); организация или участие в фестивалях, концертах, праздниках, общественных акциях (7).
Метод экспертных оценок выявил, что наиболее действенной формой руководители публичных библиотек, расположенных в г. Казани, почти единогласно считают представительство библиотечного руководства во властных структурах, лоббирование библиотечных интересов (9.75) (существует прецедент - экс-директор НБ РТ Р.В.Валеев с максимальной пользой для НБ РТ совмещал пост директора с мандатом депутата Государственной думы РТ). Анализ полученных данных показал, что наименее популярными оказались участие библиотеки в масштабных мероприятиях и публичные разъяснения типовых вопросов, опровержения негативной информации в силу того, что в большом городе участие библиотек в публичных акциях мало заметно, а негативная информация о библиотеках в последнее время не появлялась. Один из экспертов подчеркнул важное с точки зрения PR - умение показать сделанную работу перед руководством. В целом, предпочтение отдается формам с личным участием руководителя, что говорит о высокой самооценке (необходимой руководителю) и подчеркивает актуальность разработки проблем формирования имиджа руководителя библиотеки.
Процесс структурирования PR-служб в публичных библиотеках только начинается. В крупных зарубежных библиотеках существуют службы PR или ответственные работники, занимающиеся этой деятельностью, в отечественных библиотеках эта работа чаще всего возлагается на информационный, массовый или методический отделы. Например, в 2000 г. в Кемеровской ОНБ создан сектор по связям с общественностью на базе сектора массовой работы [3]. Основными задачами этого сектора на сегодняшний день являются: привлечение внимания общественности к проблемам главной библиотеки Кузбасса и участие в создании положительного имиджа Кемеровской ОНБ посредством работы со СМИ, контактов с властями и населением. Е.М. Ястребова ставит проблему шире- «для управления мероприятиями по связям с общественностью в библиотеках с разветвленной структурой или при наличии небиблиотечных направлений работы (музейная и др.) назрела необходимость создания органа, координирующего PR; при наличии удаленных филиалов необходимо разработать PR - подсистему» [4, С. 243].
Одной из важнейших проблем при организации PR-деятельности библиотеки, по мнению Е.М. Ястребовой, является проблема установления рациональных вариантов ее выполнения - образование собственной службы или привлечение внешних специалистов. Основными условиями найма внешних специалистов являются следующие: 1) уникальный опыт, которого нет (или пока нет) у персонала библиотеки, 2) прогнозируемый пик дополнительной нагрузки в области PR-работы (например проведение крупной международной или межрегиональной конференции, выставки, презентации годового отчета библиотеки и пр.), 3) эпизодичность PR-работы в определенной библиотеке. Использование собственных PR-специалистов из штатного библиотечного персонала может быть продиктовано и объяснено рядом обстоятельств: 1) постоянно работающие сотрудники в абсолютном и относительном выражении обходятся библиотеке дешевле, чем получающие нередко завышенные гонорары «внешники», 2) свой PR-специалист может полнее задействовать возможности материально-технического и кадрового потенциала библиотеки, 3) собственный, «доморощенный» PR-специалист воспринимается более убедительно библиотечной или иной приоритетной для библиотеки общественностью» [4, С. 244]. Мы считаем, что объем PR-работы зависит от статуса библиотеки. Библиотеки федерального значения не только должны иметь такой отдел, но и прибегать к услугам профессиональных агентств в особо ответственных случаях. Для библиотек муниципального подчинения приходится обходиться своими силами. Однако в обоих случаях необходимо знание сути PR- работы, которая состоит в следующем:
§ изучение общественного мнения, анализ результатов и разработка дальнейших шагов (сценариев), вытекающих из результатов исследования;
§ планирова
§ отслежива
§ разъяснит
§ участие в подготовке годовых отчетов;
§ установле
§ подготовк
§ подготовк
§ подготовк
§ подготовк
§ обеспечен
§ встречи с партнерами, журналистами, гостями и так далее;
§ выступлен
§
§
§ и другое.
Из приведенного перечня видно, что PR организуются на основе тщательной подготовки. Большое значение для укрепления общественной позиции библиотеки имеет наличие коммуникационной политики. Обратимся к практике американских библиотек как наиболее опытных в рассматриваемой проблеме. Американские публичные библиотеки ориентированы Библиотечным департаментом на участие в любых общегородских мероприятиях, таких как торжественные парады и ярмарки. Для этого библиотеки могут объединяться с другими коллективами города, выпускать совместную или объединенную печатную продукцию - «включать свои объявления в выпускаемые теми календари и бюллетени. Сотрудники библиотеки и члены Попечительского Совета должны предлагать свои услуги в качестве выступающих на различных мероприятиях.... Не меньшее значение придается привлечению местных жителей к разработке новых видов услуг, к проведению различных мероприятий и участию в специальных проектах.» [1]. Таким образом, используется любая возможность, чтобы «прозвучала» библиотека. В результате отсутствия коммуникационной политики отечественные управленческие и методические структуры не ориентированы на постановку подобной задачи перед библиотеками.
Для того, чтобы определить роль руководителя PR-структуры в крупной библиотеке или ЦБС, рассмотрим его полномочия. Необходимо, чтобы должность руководителя PR-службы обеспечивала такой статус, который позволит ему устанавливать и поддерживать связи с внешней общественностью - представителями властных структур, СМИ, партнерами; публично выступать перед широкой общественностью от имени библиотеки; участвовать в ответственных встречах руководства; отстаивать принятие и воплощение PR-программ и PR-политики. Руководитель PR-службы должен пользоваться авторитетом у сотрудников, быть в курсе положения дел как внутри, так и вне библиотеки для поддержания контактов с внутренней общественностью - с Методическим отделом, с Отделом маркетинга (если таковой имеется) и другими структурными подразделениями, а также с Методическим советом и коллективом в целом. Компетентность руководителя PR-службы должна позволять принимать решения в вопросах формирования политики учреждения, а также консультировать руководство по вопросам формирования личного имиджа, организовывать тренинги и т.д. Отчасти PR-работа лежит на всех руководителях структурных подразделений. Специалисты по PR не только организуют «поведение библиотеки» с точки зрения его оценки обществом, но и формируют образ фирмы в глазах общества, практически создавая и распространяя сотни специальных сообщений через средства массовой информации. Таким образом, специалист по PR выступает одновременно в роли консультанта, непосредственного исполнителя конкретной работы и помощника руководителя библиотеки.
Для разработки и реализации крупных PR- проектов/программ целесообразно формирование специальной команды/группы, в которой четко оговариваются обязанности каждого члена в соответствии с утвержденными администрацией библиотеки планом и сметой.
Для поддержания благоприятных отношений с каждой категорией общественности существуют отработанные приемы, но поскольку основу PR - репутацию формирует качество библиотечного обслуживания, то успех PR во многом зависит от опыта, осмотрительности и добросовестности соответствующих специалистов в их каждодневной работе. Охватывая все категории общественности, PR создает благоприятную коммуникационную среду как внутри, так и вне библиотеки.
1. Библиотека. Население.Информация: Опыт публичных библиотек США: Пер. с англ./ Межрегион. ассоциация деловых б-к; Науч.-внедренч. Центр «Библиомаркет»; Ред.-сост. И.Б.Михнова.- М.: ЦБС «Киевская», 1998.- С.99.
Информация о работе PR публичных библиотек: направления деятельности