Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:28, курсовая работа
Данная курсовая работа призвана решить следующие задачи: рассмотрение приемов
регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также особенностей
регулирования PR в России
Введение
Глава 1
Мировой опыт регулирования сферы PR.
Глава 2
Особенности регулирования сферы PR в России.
Заключение
первый взгляд кажется, что все тут во власти дизайнера. Однако Федеральный
Закон “О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения
товаров” содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков
аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или иной
фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную
чистоту.
Это лишь малая доля правовых норм непосредственно определяющих рамки тех или
иных PR-действий. Большое число норм права содержится в других законах
Российской Федерации, имеющих межотраслевой характер: “О сертификации
продукции и услуг”, “О предприятиях
и предпринимательской
конкуренции и ограничении монополистическо
и др.
Некоторые PR-специалисты уповают на то, что при возникновении правовых
коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу. Однако
правоведов, способных оказать квалифицированную помощь в решении всех
вопросов, возникновение которых вероятно в процессе многогранной PR-
деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может
привести к тому, что PR-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо
правовую норму и окажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно
знание основ правового
отрасли.
В современной России практика PR ведется в двух направлениях: встречаются
примеры как этичного, так и неэтичного поведения PR-специалистов. Рассмотрим
вначале проблемные моменты в деятельности PR-агентств.
Говоря о месте этики в PR необходимо разделять этику PR-кампании (это понятие
включает смысловое содержание и методы проведения такой кампании) и этику
взаимодействия между
области.
Профессиональная этика в сфере PR – понятие, к сожалению, зачастую неведомое
многим так называемым специалистам в данной области.
Часть представителей пиаровского бизнеса изначально нацелены на критику
деятельности собственных
конкурента (вне зависимости от его качества) они обычно безапелляционно
заявляют, что тот не годится. Далее обязательно следует (далеко не всегда
высказываемое открыто, однако откровенно подразумеваемое) пожелание
следующего свойства: вот если бы заказ был сделан мне, то качество документа,
не говоря уже о самой PR-кампании, было бы несравненно выше. Иметь дело с
такими людьми, какова бы не была их квалификация, крайне неприятно, и сегодня
это понимают все большее число заказчиков.
В принципе, в современной России уже сформировался относительно стабильный
рынок PR-услуг. Есть потребители, которые постоянно работают с конкретными
агентствами. Однако время от времени на этом рынке появляется новый игрок,
который то ли с помощью демпинговых скидок, то ли за счет иных аргументов
«перехватывает» выгодного заказчика. Такие случаи знакомы всем профессионалам
в области PR. Об этике в подобной ситуации вспоминают почему-то не все, хотя
она каждый раз ощутимо присутствует.
Безусловно, каждый клиент имеет право на выбор, а исполнитель – на участие в
справедливой конкурентной борьбе. Все это вполне соответствует принципам.
В то же время подобная борьба должна вестись в рамках строго определенных
правил, которые каждому PR следовало бы признавать хоть и не писаными, но
желательными и даже обязательными для соблюдения в рамках внутрикорпоративных
взаимоотношений.
Один из наиболее актуальных вопросов в этом плане – демпинговые цены.
Практика показывает, что в России есть немало PR-структур, которые
искусственно занижают стоимость своих услуг, рассчитывая таким образом отбить
клиентов у своих более
К сожалению, на рынке PR-услуг встречаются и такие явления, как наветы,
информационные войны, а также прочие проявления так называемого черного PR.
Подобные виды конкурентной борьбы отличают голословность, отсутствие видимых
причин столкновения, активное использование средств массовой информации. В
частности, известны факты, когда соответствующие статьи, заранее оплаченные
заказчиками из числа сотрудников конкурирующих PR - агенств, появлялись в
российской центральной прессе. Еще более активно для данных целей
используется сеть «Интернет», размещение информации в которой обходится
гораздо дешевле и связано с гораздо меньшим числом формальностей. Кроме того,
при обращении к сети в подобных случаях куда меньше опасности нарушить
законодательство Российской Федерации.
Есть и другой вариант неэтичного поведения в сфере PR- это завышение
реального качества оказываемых клиентам услуг. Проблема в данном случае
состоит в том, что крайне трудно установить различие между реальным и
объявленным качеством предлагаемой работы. Помимо сознательного обмана, в
таких случаях вполне может иметь место субъективная склонность людей к ничем
не оправданному преувеличению своих возможностей. Кроме того, на поведении
субъектов рынка весьма негативно сказываются издержки напряженной, а по
временам даже отчаянной конкурентной борьбы, господствующей сейчас в сфере
PR-услуг.
Неоднозначным следует признать и отношение профессионалов к так называемому
шоковому, или агрессивному PR. Следует ли PR-агентствам разрабатывать и
проводить для своих клиентов кампании, основанные на эпатирующих эффектах ?
Видимо, ответить положительно или отрицательно на этот вопрос можно только с
учетом условий каждого
«шоковой терапии» в PR просто невозможно - не только потому, что этого хочет
заказчик, а в связи с тем, что порой именно данный подход позволяет наилучшим
образом разрешить возникающие перед клиентом проблемы. Безусловно, шоковый PR
возможен только в том случае, если он не наносит ущерба другим участникам
рынка. Здесь снова возникают вопросы этики, которые зачастую решаются, надо
признать, не должным образом.
И, наконец, еще одно важнейшее этическое правило, обязательное для
специалистов, работающих в сфере PR,- им категорически запрещается
распространять негативную или потенциально опасную информацию о своем
клиенте. Причем это правило действует даже после завершения работы с ним.
Следует помнить: о своем клиенте говорить вообще не принято, независимо от
того, является он действующим или бывшим. Это этическое правило необходимо
соблюдать даже в том случае, если отношения PR с клиентом безнадежно
испорчены.
Каковы же положительные сдвиги в сфере этического регулирования PR-
деятельности в России?
За последние несколько лет
общая атмосфера
претерпела значительные перемены. Анализируя которые, можно говорить о новом
этапе в формировании статуса специалиста по связям с общественностью, который
обусловлен повышением этических требований и развитием этических основ
профессии. Созданы основные механизмы нравственной саморегуляции деятельности
PR-специалистов и агентств. Они
вполне соответствуют
профессиональных этических
В 1994 году на конференции РАСО (Российская ассоциация по связям с
общественностью) принята «Декларация профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью».
В 1997 году руководители 11-ти российских PR-агентств подписали и объявили
открытой для присоединения
«Хартию принципов
российском рынке услуг по связям с общественностью».
В 1999 году по результатам рейтингов PR-агентств, проведенных по инициативе
журнала «Советник» центром «РОМИР», в которых учитывались не только
профессионализм, но и такие нравственные показатели как отзывы клиентов,
получение российских и международных премий в области PR, определены лидеры,
вошедшие в Клуб Десяти.
В мае 2000 года создана этическая комиссия РАСО, в состав которой вошли
известные теоретики и практики PR: Александр Чумиков, Алексей Ситников,
Татьяна Лукьяненко и другие.
В 2000 году обнародован журналом «Советник»,
разработанный центром «
«Манифест роста сообщества политических консультантов и технологов».
Ежегодно проводятся пиаровские конкурсы профессионального мастерства
«Серебряный Лучник» и многообещающий конкурс для начинающих «Prоба», который
по мнению одного из организаторов Марины Шишкиной, «призван повысить престиж
профессии».
Обсуждению этических
операторов рынка PR-услуг посвящены многочисленные публикации в
профессиональных журналах «Советник» и «PR-диалог».
В июне 2000 года состоялось первое заседание комитета по профессиональной
сертификации в области связей с общественностью.
Достойное место в совершенствовании качества профессиональной подготовки PR-
специалистов, обмене опытом и реализации принципа открытости занимают
семинары и конференции.
Несомненно, что интерес к этическим регуляторам профессии возрос. Наиболее
популярными из них стали конкурсы, рейтинги и этические кодексы. Рейтинги
пробудили интерес профессионалов и широкой общественности к обсуждению не
только прагматической и креативной ценности PR-проектов, но и к оценке их
социальных и нравственных последствий. Кроме того, рейтинги позитивно влияют
на готовность самих претендентов, стремящихся получить высокую оценку,
следовать принципу прозрачности в своей деятельности и открытости некоторых
финансовых показателей.
Не меньшее признание получают профессиональные кодексы, применение которых
расширено сегодня до границ виртуальной этики.
26 сентября 2001 года РАСО на заседании Исполнительного Совета РФ утвердила
Российский кодекс профессиональных
и этических принципов в
общественностью. Этот кодекс включает в себя следующие принципы и нормы
профессиональной и этической деятельности:
· общие профессиональные принципы;
· принципы взаимоотношений с клиентами;
· принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью;
· принципы взаимоотношений со связями массовой информации и
представителями другой профессии;
· отношение
к профессии связи с
Этот кодекс придает цивилизованный и целенаправленный характер процессу
формирования профессиональной школы PR. Он помогает защитить молодую
профессию от недобросовестных практиков и повысить профессиональные
стандарты. Его наличие стало мостиком на пути равноправного и взаимовыгодного
сотрудничества с зарубежными партнерами, международными PR-сетями и мировым
PR-сообществом в целом.
Однако, проблема состоит не только в том, чтобы написать правила
профессионального поведения. Важно разработать механизмы их использования и
распространения. Пока рано говорить об эффективности созданных PR-сообществом
этических регуляторов. В тоже время задача повышения эффективности
профессиональной этики
поскольку от соблюдения ее принципов зависит общественное доверие к PR и
рекламе. Соблюдение этических норм и принципов деятельности в сфере PR
является необходимым условием завоевания доверия клиентов, продвижения
деловых интересов PR-консультантов, обеспечивает позиционирование PR-агентств
как надежных партнеров для зарубежных специалистов.
Заключение.
Во избежание судебных разбирательств и других нежелательных ситуций для
субъектов PR-деятельности, PR-специалисты должны всегда принимать во внимание
правовые последствия любого события, в котором они принимают участие.
Успех PR в XXI столетии и в будущем во многом будет зависеть от того, как
сфера отреагирует на вопросы этического поведения. Для работы PR-
профессионалам необходимо доверие. Их должны уважать различные общественные
группы, с которыми они взаимодействуют. Для того, чтобы завоевать доверие и
уважение, PR-профессионалы должны быть этичными. Преданность профессиональным
стандартам работы является главным показателем специалиста по связям с
общественностью.
Список литературы:
1) Аги У, Кэмерон, Олт и др., Самое главное в PR – “Питер”, 2004г.
2)
Василенко, Пиар крупных
3) Меркулов Г., Правовое поле Public relations не пахано – Советник,
2004г № 7.
4) Моисеев В. А., PR: теория и практика -
5) Фрейзер, Сайтэл, Современный Паблик Рилейшнз -
Internet-источники:
1) www.prinfo.webzone.ru
2) www.pr-dialog.ru
3) www.prlink.ru
4) www.sovetnik.ru
Информация о работе Правовые нормы и этика Public relations: мировой и российский опыт