Правовые основы деятельности СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:45, реферат

Описание работы

Как мы знаем, законотворческая деятельность государства стремится доводить до автоматизма важнейшие аспекты общества. Одним из таких аспектов является деятельность средств массовой информации. Современные СМИ оказывают огромное влияние на общество, и, поэтому, необходимо создать и обеспечить такую правовую систему, которая сможет в полной мере регулировать их деятельность.
В России, где формируется гражданское общество, с каждым годом происходит активное совершенствование государственно-правовой системы.

Файлы: 1 файл

ИНФ-ПРАВО-РЕФЕРАТ.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 

имени К. А. ТИМИРЯЗЕВА

(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА  имени К.А. Тимирязева)



 

 

 

 

Гуманитарно-педагогический факультет

 

Кафедра правоведения

 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Информационное право»
на тему
«Правовые основы деятельности СМИ»

 

Выполнил:

студент 304 группы

дневного отделения гуманитарно -    педагогического факультета

Лавренчук Иван Викторович.

 

 

 

 

Москва, 2014

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как мы знаем, законотворческая деятельность государства стремится доводить до автоматизма важнейшие аспекты общества. Одним из таких аспектов является деятельность средств массовой информации. Современные СМИ оказывают огромное влияние на общество, и, поэтому, необходимо создать и обеспечить такую правовую систему, которая сможет в полной мере регулировать их деятельность.

В России, где формируется гражданское общество, с каждым годом происходит активное совершенствование государственно-правовой системы. Исследуется проблема СМИ, правового регулирования их деятельности.

В основе российского права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Российская Конституция признана одной из самых демократических в мире. Главный закон Российской Федерации предусмотрел надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Основополагающее значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия, а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция закрепила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29).

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

 

 

 

История правовых основ деятельности СМИ в России

Необходимость определения правового положения средств массовой информации обусловлена той ролью, которую приобрели СМИ в современном обществе.

Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее достоверных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержания профессиональной квалификации. Как институт гражданского общества СМИ являются одним из краеугольных камней современного демократического государства.

Русская журналистика, возникнув по воле Петра I, являлась следствием роста национального самосознания и культуры, была насущной потребностью общества и государства. Русская печать формировалась как самостоятельный общественный институт и занимала нередко критическую позицию по отношению к власти.

Не желая видеть на страницах газет и журналов критику в свой адрес, правительство использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как "цензурное" право [2.15. с.45]. При Павле I впервые устанавливается официальная правительственная цензура в Петербурге, Москве, Одессе, Риге. Были назначены цензоры – чиновники управы благочестия, т.е. полицейские.

С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. Вновь разрешается ввоз книг из-за границы, снимается запрет на открытие частных типографий. Николай I в 1826 г. ввёл новый устав о цензуре, который прозвали "чугунным". Реформы Александра II: крестьянская, судебная, городская, земская, подготовили почву для реформ в области свободы слова. В 1857 г. правительство приступило к подготовке нового закона о печати, который обещал некоторое послабление цензурного режима.

После первой русской революции 1905 г. правительство, стремясь смягчить революционные настроения, выпустило Манифест от 17 октября 1905 г. Этот документ провозгласил, правда, в самой общей форме, политические свободы. Это предопределило в частности развитие легальной многопартийной печати (до 1905 г. радикальная революционная печать формировалась за границей). Манифест даровал населению России гражданские права на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов [2.14. с.69]. Также было учреждено первое законодательное учреждение в России – Государственная Дума.

Легальные большевистские издания были закрыты, и журналистам, работавшим в этих изданиях, пришлось опять, как и в ХIХ в., обращаться за помощью за границу. Подводя итоги можно отметить, что законодательство о СМИ Российской империи носило преимущественно запретительный характер. Иного при отсутствии политических свобод в стране и быть не могло.

Хотя большевистские издания в своё время весьма пострадали от цензуры, когда сами большевики пришли к власти, то они в течение нескольких месяцев фактически в том же ключе решили судьбу прессы.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций.

Предперестроечная Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати, юридическое содержание понятия "свобода печати" не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами.

Первая попытка законодательного определения понятия "свобода печати" была предпринята в статье 1 Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" (принят 12 июня 1990 года) [2.16. с.10]. В нём была зафиксирована недопустимость цензуры.

Закон СССР от 12 июня 1990г. №1552-1 "О печати и других средствах массовой информации" стал первым в тысячелетней истории России законом о печати. Объявив многовековую российскую государственную цензуру "вне закона", он, тем самым, заложил предпосылки формирования благоприятной правовой среды для социально необходимого отделения СМИ от государства.

 

 

 

Ограничения в деятельности СМИ

Свобода средств массовой информации не является абсолютной. Наряду с гарантиями Конституция РФ и некоторые Законы РФ устанавливают определённые ограничения свободы массовой информации, которые напрямую затрагивают деятельность средств массовой информации. Эти ограничения можно представить в виде системы, включающей в себя [2.19. с.73]:

А) Ограничения общего характера. Такого рода ограничения касаются общего конституционно-правового статуса лиц, подпадающих под данные ограничения. Они устанавливают допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (статьи 13, 19, 29, 55 Конституции). Так, использование свободы массовой информации для подрыва демократических устоев общества может квалифицироваться как злоупотребление такой свободой. В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции РФ "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Часть 2 статьи 19 Конституции запрещает "любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Здесь также находит своё отражение статья 4 "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" Закона о СМИ, согласно которой "не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,

составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости".

Частью 4 ст.29 Конституции РФ предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Конституционный Суд РФ (постановление от 20 декабря 1995г. №17-П) подчеркнул, что государство также вправе определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за её разглашение и выдачу иностранному государству при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе, что и обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 "О государственной тайне". [1.10.]

Определённые правила пользования установлены для информации ограниченного доступа, содержащие личные данные человека, коммерческую, служебную тайну и другие виды конфиденциальных сведений. Ограничения в пользовании этой информацией установлены Федеральными законами от 27.07.2006г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и от 29.07.2004г. №98-ФЗ "О коммерческой тайне". [2.18. с.160]

Б) Ограничения, действующие в условиях применения специфических правовых режимов. Например, в условиях предусмотренного статьей 56 Конституции РФ конституционно-правового режима чрезвычайного положения, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока их действия.

Кроме того, статьёй 12 п. "б" Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов. [1.2.]

Согласно статье 8 ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" деятельность средства массовой информации подлежит прекращению, в случае распространения через данное СМИ экстремистских материалов и непринятии мер по устранению допущенных нарушений. [1.7.]

Так, например, решением Центрального районного суда г.Читы от 10 июля 2008 г. по Делу № 2-2095-08 номер 2(19) газеты "Русское Забайкалье" от 22 февраля 2008 года был признан экстремистским материалом. [3.23.] Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд, ссылаясь на то, что при проверке выпуска средства массовой информации – газеты "Русское Забайкалье" № 2 (19) от 22 февраля 2008 года было установлено, что в материалах номера содержится лексика, оскорбительная в отношении представителей государственной власти субъекта РФ и существующего общественно-политического строя в России, оскорбляющая честь и достоинство лиц по национальной либо религиозной принадлежности, обосновывающая или оправдывающая превосходство одной национальности (расы) над другой или неполноценность каких-либо национальностей. Также в указанном выпуске газеты содержатся высказывания, призывающие к изменению конституционного строя России. Суд постановил признать газету "Русское Забайкалье" № 2 (19) от 22 февраля 2008 года экстремистским материалом и конфисковать нереализованную часть её тиража.

Таким образом, к газете "Русское Забайкалье" были применены меры ограничения свободы массовой информации, поскольку в указанном номере данной газеты распространялись экстремистские материалы, чем была нарушена статья 4 Закона о СМИ [1.11.]. В соответствии со ст.8 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [1.7.] к газете была применена санкция в форме вынесения предупреждения и изъятия нереализованной части её тиража. В данном случае свобода массовой информации была ограничена для защиты конституционного строя и обеспечения безопасности общества.

Следует отметить, что даже в случаях ограничений свободы массовой информации в условиях специфических правовых режимов Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) устанавливает пределы усмотрения государственных властей, закрепляя отдельные правомочия свободы массовой информации, которые даже при этих условиях не должны ограничиваться. Например, свобода распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28 Конституции РФ) не подлежит ограничениям даже в условиях режима чрезвычайного положения.

В) Ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса отдельных категорий субъектов права и их отношений с государством и обществом. В такого рода случаях параметры правомерности ограничений чрезвычайно редко получают чёткое конституционно-правовое воплощение. Иногда они формализуются законодателем, а еще чащё – судами, но обосновываются при этом именно конституционно-правовой природой регулируемых отношений, степень соответствия которой может быть предметом проверки и оценки в рамках конституционного судопроизводства или соответствующих международных судебно-правовых институций.

Информация о работе Правовые основы деятельности СМИ