Решение задачи с помощью программных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Однако основной особенностью данных программ является обязательное подключение к серверу, что делает невозможным использование данных программ, например, в локальной вычислительной сети или просто между двумя компьютерами, без организации соответствующего сервера.
Используя современные средства визуальной разработки программного обеспечения, имеется возможность быстрого создания собственных программ по обмену сообщениями в локальной вычислительной сети. В данной курсовой работе рассматривается создание клиент-серверного приложения ЧАТ с помощью среды визуальной разработки приложений Borland C++ Builder версии 6.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. .3
Глава 1. Цели и задачи разработки ……………………………………………4
1.1 Цели разработки…………………………………………………………….4
1.2 Задачи разработки…………………………………………………………...4
Глава 2. Назначение и область применения …………………………………..5
2.1 Назначение программы……………………………………………………..5
2.2 Область применения программы ………………………………………….5
2.3 Постановка задачи и разработка алгоритма работы приложения……. …5
Глава 3. Решение задачи с помощью программных средств………………….8
3.1 Выбор среды разработки…………………………………………………….8
3.2 Разработка серверной части…………………………………………………8
3.3 Разработка клиентской части………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемых источников……………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………...……

Файлы: 1 файл

Курсач!!!!.docx

— 122.70 Кб (Скачать файл)

void __fastcall TMainForm::ServerSocket1ClientRead(TObject *Sender,

TCustomWinSocket *Socket)

{

// Заносим его в окно чата

SendForm->Memo_Chat->Lines->Add(Socket->ReceiveText());

}

При отключении клиента от сервера  очищаем список клиентов.

// Если клиент отсоединился

void __fastcall TMainForm::ServerSocket1ClientDisconnect(TObject *Sender, TCustomWinSocket *Socket)

{

ListBox_ClientList->Clear(); // Очищаем список клиентов

}

При завершении работы сервера, при  закрытии программы, деактивируем сокеты 1 и 2.

// При завершении работы сервера  (при закрытии программы)

void __fastcall TMainForm::FormClose(TObject *Sender, TCloseAction &Action)

{

ServerSocket1->Active = False; // деактивируем ServerSocket1

ServerSocket2->Active = False; // деактивируем ServerSocket2

}

Все вышеприведенные свойства компонент  и обработчики событий вводятся непосредственно в среде разработки программного обеспечения - Borland C++ Builder 6, во время разработки приложения. Выделив нужную компоненту из тех, что мы разместили на форме, нужно выбрать в Инспекторе объектов (Object Inspertor) среды Borland C++ Builder 6 то или иное свойство на вкладке Properties или событие на вкладке Events, изменить значение свойства или написать обработчик события.

 

 

3.3 Разработка клиентской части

 

Создадим новый проект, на форме, разместим компоненты согласно рисунка 3.3.1.

 

Рис. 3.3.1 Внешний вид формы клиентской части приложения "Чат"

 

Значения свойств формы и  свойств компонент, размещенных  на форме приведены в таблице 3.3.1.

 

Табл. 3.3.1 Основные значения свойств формы и свойств компонент, размещенных на форме клиентской части приложения

Свойство

Значение

Окно формы TForm

Name

MainForm

Caption

Чат: клиент

Height

300

Width

210

TGroupBox

Name

GroupBox_Options

Caption

Найстройки

TLabel

Name

Label_IPadress

Caption

IP-адрес сервера

TEdit

Name

Edit_IPadress

Text

127.0.0.1

TGroupBox

Name

GroupBox_ClientMode

Caption

Режим работы

TCombobox

Name

ComboBox_ClientMode

Items

On-Line | Off-Line

ItemIndex

1

TGroupBox

Name

GroupBox_ClientList

Caption

Список клиентов

TListBox

Name

ListBox_ClientList

TClientSocket

Name

ClientSocket1

Active

False

Address

127.0.0.1

Port

2000

ServerType

stNonBlocking

TClientSocket

Name

ClientSocket2

Active

False

Address

127.0.0.1

Port

3000

ServerType

stNonBlocking

TStatusBar

Name

StatusBar1

Panels

0 - TStatusPanel


 

Добавим форму к проекту, разместим  компоненты согласно рисунка 3.3.2.

 

 

Рис. 3.3.2 Внешний вид формы клиентской части приложения Чат, предназначенной для отправки сообщений и приема файлов

 

Значения свойств формы и  свойств компонент, размещенных на форме приведены в таблице 3.3.2.

 

Табл. 3.2.2 Основные значения свойств формы и свойств компонент, размещенных на форме, предназначенной для отправки сообщений и приема файлов

Свойство

Значение

Окно формы TForm

Name

SendForm

Caption

Отправка-прием

Height

160

Width

380

TMemo

Name

Memo_Chat

Lines

пусто

ReadOnly

True

TEdit

Name

Edit_SendText

Text

пусто

TButton

Name

Button_SendText

Caption

Отправить текст

TSaveDialog

Name

SaveDialog1


 

 

Далее необходимо написать обработчики  возможных событий, которые могут  произойти во время работы клиентской части приложения "Чат", реализовать  логику работы программы.

При запуске клиентской части программы "Чат" необходимо указать IP-адрес сервера и выбрать режим работы "On-Line" (рис. 3.3.3). Если сервер и клиент запускаются на одном и том же компьютере, то можно ввести в качестве IP-адреса – 127.0.0.1

 

Рис. 3.3.3 Окно клиентской части приложения после запуска

 

В Borland C++ Builder 6 для организации клиент-серверных приложений можно использовать такие компоненты как TServerSocket и TClientSocket. На клиенте будем использовать две компоненты TClientSocket – одну для обмена сообщениями, другую для обмена файлами.

После ввода параметров соединения и выбора режима работы "On-Line" обе компоненты TClientSocket активируются и пытаются подключиться к серверу. В случае удачного подключения к серверу, сервер добавляется в список клиентов. В режиме "Off-Line" обе компоненты TClientSocket деактивируются, и разрывают соединение с сервером.

// Выбор режима работы

void __fastcall TMainForm::ComboBox_ClientModeChange(TObject *Sender)

{

// Если On-Line

if (ComboBox_ClientMode->ItemIndex == 0)

{

// Присваиваем IP-адрес сервера свойству Address сокета 1

ClientSocket1->Address = Edit_IPadress->Text;

ClientSocket1->Active = True; // соединяемся с сервером

// Присваиваем IP-адрес сервера свойству Address сокета 2

ClientSocket2->Address = Edit_IPadress->Text;

ClientSocket2->Active = True; // соединяемся с сервером

// В строке состояния (внизу)  программы пишем "Работаем"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Работаем";

// В список клиентов добавляем  "Сервер"

ListBox_ClientList->Items->Add("Сервер");

}

// Если Off-Line

if (ComboBox_ClientMode->ItemIndex == 1)

{

ClientSocket1->Active = False;//Деактивируем соединение  сокета 1

ClientSocket2->Active = False;//Деактивируем соединение сокета 2

// В строке состояния программы  пишем "Не работаем"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Не работаем";

// Очищаем список клиентов

ListBox_ClientList->Clear();

}

}

Если произошла ошибка соединения с сервером, то в строке состояния  сообщаем об этом. Также переводим  клиента в режим "Off-line" и очищаем список клиентов.

// Если произошла ошибка соединения  с сервером

void __fastcall TMainForm::ClientSocket1Error(TObject *Sender,

TCustomWinSocket *Socket, TErrorEvent ErrorEvent, int &ErrorCode)

{

ErrorCode = 0;

// В строке состояния пишем  "Ошибка соединения"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Ошибка  соединения";

// В списке режимов работы  выбираем "Off-Line"

ComboBox_ClientMode->ItemIndex = 1;

ListBox_ClientList->Clear(); // Очищаем список  клиентов

}

В случае удачного подключения к  серверу можно начинать отправку сообщений и прием файлов. Для  этого нужно сделать двойной  щелчок мышью на имени сервера  в списке клиентов. После чего откроется окно "Отправка-прием" (рис. 3.3.4).

Обработчик события при щелчке на имени сервера в списке клиентов следующий.

// Для отправки сообщения серверу  щелкаем в списке клиентов

// строчку "Сервер"

void __fastcall TMainForm::ListBox_ClientListDblClick(TObject *Sender)

{

SendForm->ShowModal(); // Показываем форму  для отправки сообщений

}

 

 

Рис. 3.3.4 Основное окно клиента и окно "Отправка-прием"

 

Текст набираем в поле ввода, после  чего нажимаем на кнопку "Отправить  текст". Обработчик события для  этой кнопки следующий.

// При нажатии на кнопку "Отправить  текст"

void __fastcall TSendForm::Button_SendTextClick(TObject *Sender)

{

// Добавляем отправляемый текст  в окно чата

Memo_Chat->Lines->Add("Клиент: "+Edit_SendText->Text);

// Отправляем текст серверу

MainForm->ClientSocket1->Socket->SendText("Клиент: " +

Edit_SendText->Text);

// Очищаем поле ввода текста

Edit_SendText->Text = "";

}

Для приема файла служит компонента ClientSocket2. При получении файла от сервера выполняется следующий обработчик события.

// Прием файла

void __fastcall TMainForm::ClientSocket2Read(TObject *Sender,

TCustomWinSocket *Socket)

{

ShowMessage("Принимается файл...");

//Открывается диалог сохранения файла

if (SendForm->SaveDialog1->Execute())

{

//Если указали имя файла при  сохранении файла

if (SendForm->SaveDialog1->FileName != "")

{

Pointer buff; // объявляем буфер

int iLen; // указываем длину буфера

// Создаем файл

TFileStream* f2=new TFileStream(SendForm->SaveDialog1->FileName, fmCreate);

// уточняем размер данных, полученных  от сервера

iLen = ClientSocket2->Socket->ReceiveLength();

// выделяем память для буфера

buff = GetMemory(iLen);

//копируем буфер сокета в буфер buff

ClientSocket2->Socket->ReceiveBuf(buff,iLen);

//передаем данные из буфера buff в файл

f2->Write(buff,iLen);

f2->Free();

// добавляем в окно чата сообщение,  что файл полуен

SendForm->Memo_Chat->Lines->Add("Файл " + SendForm->SaveDialog1->FileName + " получен");

}

}

}

При получении сообщения от сервера  добавляем его в окно чата, расположенное  на форме "Отправка-прием".

// При получении сообщения от  сервера добавляем его в окно  чата

void __fastcall TMainForm::ClientSocket1Read(TObject *Sender,

TCustomWinSocket *Socket)

{

SendForm->Memo_Chat->Lines->Add(ClientSocket1->Socket->ReceiveText());

}

При отключении клиента от сервера  выбираем в списке режимов режим "Off-Line", в строке состояния программы указываем "Не работаем", очищаем список клиентов.

// При отсоединении от сервера

void __fastcall TMainForm::ClientSocket1Disconnect(TObject *Sender,

TCustomWinSocket *Socket)

{

// В списке режимов работы  указываем "Off-Line"

ComboBox_ClientMode->ItemIndex = 1;

// В строке состояния программы  пишем "Не работаем"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Не работаем";

// Очищаем список клиентов

ListBox_ClientList->Clear();

}

При завершении работы клиента, при  закрытии программы, деактивируем сокеты 1 и 2.

// В случае закрытия программы  разрываем соединение с сервером

void __fastcall TMainForm::FormClose(TObject *Sender, TCloseAction &Action)

{

ClientSocket1->Active = False; // Деактивируем соединение сокета 1

ClientSocket2->Active = False; // Деактивируем соединение сокета 2

}

Все вышеприведенные свойства компонент  и обработчики событий вводятся непосредственно в среде разработки программного обеспечения - Borland C++ Builder 6, во время разработки приложения. Выделив нужную компоненту из тех, что мы разместили на форме, нужно выбрать в Инспекторе объектов (Object Inspertor) среды Borland C++ Builder 6 то или иное свойство на вкладке Properties или событие на вкладке Events, изменить значение свойства или написать обработчик события.

 

 

Заключение

 

В данной работе необходимо было разработать  клиент-серверное приложение "Чат" с возможностью файлового обмена. Для разработки приложение использовалась интегрированная среда разработки Borland C++ Builder 6. Главным преимуществом данной среды является быстрота разработки программного обеспечения, благодаря наличию визуальных средств проектирования приложения, таких, как формы и набор визуальных и невизуальных компонент, обладающих богатым функционалом.

В ходе проектирования приложения было принято решение о реализации приложения в виде двух программ –  клиентской и серверной части. Был  разработан примерный алгоритм работы каждой из частей.

Заключительным этапом явилась  непосредственная реализация серверной  и клиентской части в среде  разработки программного обеспечения  Borland C++ Builder 6. Полученный программный продукт работоспособен, имеет необходимую функциональность – возможность передачи текста и файлов между двумя компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети. Отправка файлов реализована на стороне сервера, прием – на стороне клиента. Отправка и прием текстовых сообщений реализованы как на стороне сервера, так и на стороне клиента.

 

Список используемых источников

 

    1. А.Я. Архангельский. Программирование в C++Builder. 7-е изд. -М.: ООО "Бином-Пресс", 2010 г. - 1230 с.
    2. С.И. Бобровский. Технологии C++Builder. Разработка приложения для бизнеса. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2007

 

 

Приложения

Приложение 1

Основной программный  код серверной части приложения "Чат". Файл "UMainForm.cpp"

//---------------------------------------------------------------------------

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "UMainForm.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TMainForm *MainForm;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TMainForm::TMainForm(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

// Выбор режима работы

void __fastcall TMainForm::ComboBox_ServerModeChange(TObject *Sender)

{

// Если On-Line, то:

if (ComboBox_ServerMode->ItemIndex == 0)

{

ServerSocket1->Active = True; // активируем ServerSocket1

ServerSocket2->Active = True; // активируем ServerSocket2

// В строке состояния (внизу  программы) пишем "Работаем"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Работаем";

}

// Если Off-Line, то деактивируем ServerSocket1 и ServerSocket2

if (ComboBox_ServerMode->ItemIndex == 1)

{

ServerSocket1->Active = False; // деактивируем ServerSocket1

ServerSocket2->Active = False; // деактивируем ServerSocket2

// В строке состояния (внизу  программы) пишем "Не работаем"

StatusBar1->Panels->Items[0]->Text = "Не работаем";

ListBox_ClientList->Clear(); // Очищаем список клиентов

}

}

//---------------------------------------------------------------------------

// При завершении работы сервера  (при закрытии программы)

void __fastcall TMainForm::FormClose(TObject *Sender, TCloseAction &Action)

{

ServerSocket1->Active = False; // деактивируем ServerSocket1

ServerSocket2->Active = False; // деактивируем ServerSocket2

}

//---------------------------------------------------------------------------

// Когда клиент подсоединился

Информация о работе Решение задачи с помощью программных средств