Семиотические и культурно-семиотические модели коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению семиотики в целом как науки о языке и знаках на примере разнообразных знаковых систем, проводится их сопоставительный анализ, а так же изучение особенностей знаков и их функционирование в коммуникации людей. Следовательно, в качестве объекта данной работы выступают непосредственно знаки.
Предметом работы являются те знаковые системы и их функционирование в жизни людей и языке, как основное средство передачи смысла, которые существуют, подчиняясь определенным законам.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Рекламный текст воссоздает свой вариант мира, который не повторяет характеристики мира реального, а усиливает их. Значимость каждого рекламируемого объекта в этом символическом мире утрированно возрастает. Если речь идет о "чае", то именно чай оказывается способным решить проблемы социального, а не физиологического толка. Реклама повествует об объектах желания, поэтому она и обладает для нас определенной привлекательностью. Мир желаний - это и есть мир рекламы.

 

2.3. Семиотика в культуре

 

2.3.1. Семиотическое  поле культуры

 

Термин "семиотика культуры" содержит понятие о культуре как знаковой системе, а о культурных явлениях - как текстах, имеющих информацию и смысл.

Язык каждой культуры уникален, но все они используют одни и те же типы знаков и знаковых систем, образующих семиотическое поле культуры. В составе этого поля исследователи выделяют пять типов знаков и знаковых систем.

- естественные,

- функциональные,

- конвенциональные (условные),

- вербальные (естественные языки),

- знаковые системы записи.

Естественные знаки. Под "естественными знаками" понимаются вещи и явления природы. Они становятся знаками, когда указывают на другие предметы и явления и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Приметы погоды, расположение светил и другое - это знаки, которые могут дать информацию тем, кто их способен "расшифровать".

Системы естественных знаков используются в науке. Например, в медицине большую роль играет знаковая система диагностики. Она базируется на фактах, накопленных в многовековом лечебном опыте: это признаки и симптомы болезней, систематизируемые медициной. Подобные примеры можно привести из практики химиков, физиков и т. п.

Функциональные знаки. Предмет или явление становится функциональным знаком, если в процессе человеческой деятельности устанавливается связь между ним и другими предметами или явлениями, на которые он указывает. Например, дым - признак огня (вспомним пословицу: нет дыма без огня). Находки археологов (посуда, предметы быта, оружие и т. д.) - функциональные знаки, позволяющие восстановить образ жизни людей очень далеких эпох. 

Функциональные знаки систематизируются следующим образом:

- производственная техника (любой механизм или деталь - знак, несущий информацию о всей  технической системе);

- предметы обстановки  городского или сельского быта;

- одежда свидетельствует  о профессиональной деятельности  человека, о его материальном  достатке, о его эстетических  вкусах;

- "язык тела" - мимика, жесты, позы.

Конвенциональные (условные) знаки. Если для предметов, выступающих в роли естественных и функциональных знаков, их знаковая функция является вторичной, то для конвенциональных - основной. Это знаки в полном смысле слова (например, школьный звонок - знак, извещающий о начале урока; красный крест на машине - знак, указывающий на машину "скорой помощи", звезды и полосы на погонах - знаки рода войск и чина их обладателя и т. д.).

Различают четыре типа конвенциональных знаков.

Сигналы. Это знаки извещения или предупреждения. Как правило, их собственное значение не связано со значением предмета или явления, на который они указывают. Оно условно, установлено традицией. К условным сигналам относится флажковая сигнализация на флоте, радиосигналы, звук сирены, огонь маяка и т. д.

Индексы - обозначения, применяемые для выделения каких- либо предметов или ситуаций. Всем нам знакомы почтовые индексы, введенные для обозначения городов.

Иногда знаки-индексы подбираются таким образом, чтобы своим внешним видом походить на обозначаемый предмет. К знакам-индексам относятся картографические знаки, условные значки в схемах, графиках и т. п.

 

2.3.2. Понятие образа

 

Понятие "образ" неоднозначно: оно используется в различных значениях. "Образ" в широком смысле - это чувственно-конкретное воспроизведение реальных предметов и явлений. В философии понятие "образ" употребляется для обозначения не только чувственного, но и интеллектуального отражения предметного мира психикой человека или животного.

Специфическую форму отражения действительности представляет художественный образ, являющийся в то же время выражением мыслей и чувств художника, конструированием особого рода материально-духовных предметов, имеющих форму, созданную языком того или иного искусства. Именно превращение формы в язык дает возможность художнику разговаривать с людьми. Образ рождается в воображении художника и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение читателя, зрителя, слушателя. В творческой деятельности художника синкретически слиты познание, ценностное осмысление и проектирование вымышленной реальности. В художественном образе - познавательное отражение некой объективной реальности, эмоциональное выражение оценки изображаемого художником и создание нового идеального объекта, преображающего реальность.

Как видим, художественный образ имеет трехмерную структуру, которая становится четырехмерной благодаря диалогической обращенности произведения искусства к зрителю, читателю или слушателю, которого автор-художник призывает к сотворчеству, к своеобразному диалогу, имеющему своей целью выработку художественной информации.

Художественный образ - это система, которая может иметь разные масштабные воплощения: микрообраз, например, метафора в стихе, интонация в музыкальной фразе, жест в танце и т. д., и макрообраз, ведущий в произведении относительно самостоятельное существование, образ ландшафта в картине, образ значимой вещи в, музыкальная тема в симфонии, в опере. Наконец - мегаобраз, характеризующий произведение искусства в целом или даже творчество художника.

Все это резко отличает художественный образ от иных образов - продуктов духовной деятельности: понятий, идей, проектов, формул, суждений, концепций, теорий, учений и т. п., являющихся средством объективации и трансляции, отличающихся обобщенным характером, в какую бы знаковую систему ни была включена их форма.

 

2.3.3. Понятие символа

 

Смысл символа - многоуровневый. На разных уровнях его понимания в него могут включаться различные историко-культурные слои.

Все толкования символа можно свести к двум традициям - Аристотеля и Платона. В первом случае символ понимается сугубо рационалистически как знак, значением которого является некоторый знак другого рода или другого языка. Во втором случае - содержание символа выступает в качестве своеобразного перехода из мира рационального в мир иррациональный. Здесь трактовка символа связана с интуицией, прозрением.

Символ и знак - не одно и то же, не вид одно другого. Но у них есть общее - это способность "представлять или замещать" какие-либо предметы или отношения между ними. В то же время между символами и знаками есть и существенное различие: символ представляет замещаемый им предмет, основываясь на структурном соответствии или аналогии с ним, "т. е. наглядно-образным способом, знак же - произвольным и безразличным к замещаемому им предмету".

Отличительная особенность символа - вызывать множество различных ассоциаций, в то время как знак строго однозначен, обращен к рационально-рассудочной стороне нашего сознания. Образная форма символического выражения, наряду с рациональным, имеет эмоциональное, чувственное начало. Этим объясняется его глубина и неисчерпаемость элементов его содержания.

К символам-образам относятся религиозные, философские, а также символы искусства - художественные, являющиеся вершиной проявления природы символа.

 

2.3.4. Вербальные звуковые системы – естественные языки

 

Информационное содержание культуры многообразно, каждый специфический информационный процесс нуждается в адекватных средствах воплощения. Важнейшие из созданных людьми знаковых систем - вербальные знаковые системы т. е. естественные языки.

Вне языка культура невозможна. Только то, что выражено словом, становится достоянием культуры и существует для данного народа. При помощи языка фиксируются символы, нормы, обычаи, передаются научные знания, различная информация. Посредством языка передаются модели поведения людей, происходит усвоение культурных норм и социальных ролей, т. е. происходит социализация. Любой естественный язык - это исторически сложившаяся знаковая система, которая образует фундамент культуры народа, говорящего на этом языке.

На основе психо-физиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека, сформировался древнейший язык – кинетический и одновременно невербально-звуковой. В то же время стал формироваться словесный язык, кардинально отличивший человека от животных. Судьба этих языков - различна. Два первых сохранились как сопутствующие человеческой речи, подчеркивающие ее выразительно - коммуникативные средства. Они нашли образное воплощение в художественной культуре - танце, музыке, сценическом искусстве, где включились в семиотический ансамбль сложных языков художественного изображения.

Кинетический и звукоинтонационный языки обладают широкими эмоционально-выразительными возможностями, по ограниченными - в плане интеллектуальной выразительности. Слову же подвластно и выражение эмоций, и мыслей человека, самой сущности явлений, их связей и соотношений.

Развитие и реализация языковой способности у людей происходит только в процессе общения, и хотя язык имеет биологические предпосылки, он является социальным феноменом.

Языки разных народов различаются фонетическим строем и грамматической структурой. Но в то же время они обладают общими чертами, которые делают их именно человеческим языком.

На универсальности разговорного языка основана возможность овладения одним человеком различными языками, ценностями многих культур.

 

2.3.5. Функции языка в культуре

 

В процессе мышления язык выполняет три основные функции (они названы когнитивными): номинативная, конструктивная, аккумулятивная.

Номинативная функция языка находит свое проявление в процессе мышления. То, о чем мы мыслим, называется предметом мышления. Слова - имена этих предметов, точнее - их мысленного образа. Мы называем предметы (лат. nomina), в процессе мышления оперируем их именами, что нередко заменяет мысленные образы и повышает скорость и эффективность мышления.

Конструктивная функция находит свое проявление в построении предложений, различных вербальных конструкций. Так осуществляется логическое мышление, процесс, развивающийся в языковой среде. Известно, что глубокое овладение иностранным языком достигается тогда, когда человек способен думать на этом языке, владеть "внутренней речью", вести диалог с самим собой.

Аккумулятивная функция связана с тем, что в языке фиксируются и сохраняются различного рода знания. Этой цели служат лексический состав языка, его грамматика, языковые тексты.

Несомненно, язык способен воздействовать на наше мышление, но это воздействие не носит определяющего характера.

Коммуникативная функция языка осуществляется лишь тогда, когда язык реализуется в речи (имеется в виду и устная, и письменная речь). Акт речевой коммуникации можно представить схемой:

В соответствии с этой схемой выделяются три коммуникативные функции языка.

- Референтная функция направлена на предмет сообщения и заключается в передаче сообщения о нем. Задача автора здесь такова: средствами языка возможно более адекватно сформулировать смысл своего сообщения.

- Экспрессивная функция  связана с отражением в сообщении  личности автора. Чувства автора по отношению к предмету речи могут быть выражены прямо ("мне нравится") или косвенно, при помощи изобразительных средств языка - эпитетов, метафор и т. д. ("звезда печальная", "непостижимый взор", "невыразимое смятение", "безумных лет угасшее веселье" и т. д.).

- Импрессивная функция  направлена на адресат сообщения, на создание эмоционального впечатления, определенного настроения, чувства, побуждения к каким-либо действиям.

Общеизвестна вдохновляющая сила слова в годы Великой Отечественной войны.

Следует обратить внимание еще на одну функцию языка - поэтическую (эстетическую). Особое значение она приобретает и художественном тексте, цель которого - не только воссоздать образную картину мира, но и выразить настроение, переживание автора и вызвать ответные чувства у читателя.

 

Заключение

 

Проблема определения знака, его значения и процессов, происходящих в знаковых системах волновала лингвистов с давних времен. Почти все, что нас окружает – это знаки. Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами называется семиотикой, она позволяет обнаружить знаковый характер различных ситуации в человеческом обществе. Особую роль принадлежит знакам в языке, так как язык - это комплекс, система знаков.

М. Каган в своей книге "Философия культуры" делает вывод: "Семиозис культуры действительно является системой знаковых систем, охватывающих все возможности, которыми располагает человек для организации духовной связи с себе подобными".

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агеев В. Семиотика. М.,2002. – 254 с.
  2. Волков А.Г. Язык как система знаков. М.,1966. – 85 с.
  3. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. М.,1973. – 352 с.
  4. Зализняк А.А, В.В. Иванов, В.Н.Топоров. О возможности структурно-семиотического изучения некоторых моделирующих семиотических систем. М.,1962. – 315 с.
  5. Степанов Ю.С. Семиотика. М.,1971. – 165 с.
  6. Степанов Ю.С. Семиотика: Антология. М.,2001. – 700 с.
  7. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. М.,2000. - 682 с. Г.Г.
  8. Почепцов. Теория коммуникации - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2001.
  9. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: 2004.
  10. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2003.
  11. Бориснев В. Социология массовой коммуникации. СПб., 2004.
  12.   Назаров М. М Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.
  13. Соколов А. В. Эволюция социальных коммуникаций. СПб., 1995.

Информация о работе Семиотические и культурно-семиотические модели коммуникации