Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:09, реферат
Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий.
Эти процедуры могут выполняться поставщиком продукции или по его заказу - третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и цели добровольной сертификации
2. Проведение добровольной сертификации
3. Тенденции развития добровольной сертификации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В табл. 1 представлены основные особенности добровольной сертификации в рамках действовавшего до 1 июля 2003 г. Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
Таблица 1
Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» государственную регистрацию систем добровольной сертификации осуществлял Госстандарт России. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан на информации Государственного реестра.
Увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее некоторых видов продукции, услуг и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.
Как следует из данных Государственного реестра (рис. 2), наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением российских производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг.
Более 10% систем добровольной сертификации создано федеральными органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность возникновения "ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так как статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации".
Анализ информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации позволяет выделить 5 обобщенных видов объектов сертификации в этих системах: продукция; услуги и работы; системы качества (системы менеджмента качества), производства; персонал.
При этом по количеству объектов все
зарегистрированные системы можно
разделить на "монообъектные"
(в которых сертифицируется
Учитывая тенденции к
Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный
закон "О техническом регулировании"
регулирует правовые отношения, возникающие
в том числе в области
Федеральным законом "О техническом
регулировании" предусмотрено обязательное
и добровольное подтверждение соответствия.
Понятие "добровольное подтверждение
соответствия" впервые появляется в
статье
19 ФЗ. Среди целей подтверждения соответствия
(статья 18 ФЗ) отдельно сформулирована
цель, направленная на осуществление добровольного
подтверждения соответствия, а именно:
повышение конкурентоспособности продукции,
работ, услуг на российском и международном
рынках.
Таким образом, в рамках нового законодательства
добровольная сертификация рассматривается
как основной инструмент рыночного
регулирования качества и конкурентоспособности
продукции, услуг, работ и других
объектов. Расширение сферы применения
добровольной сертификации основано не
только на использовании зарубежного
опыта (добровольная сертификация в
международном сообществе рассматривается
как основная форма применения подтверждения
соответствия третьей стороной), но
и на отечественном опыте
Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая содержит прямые нормы, устанавливающие требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного подтверждения соответствия.
В отличие от утратившего силу Закона
Российской Федерации "О сертификации
продукции и услуг", в новом
Федеральном законе "О техническом
регулировании" сформулированы не только
цели, но и принципы подтверждения
соответствия. Два из них непосредственно
относятся к добровольному
- недопустимо принуждать к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
- недопустимо подменять обязательное подтверждение соответствия добровольной сертификацией.
Основные нормы, установленные в новом законодательстве применительно к добровольной сертификации, приведены в табл. 2.
В качестве нормативной базы подтверждения соответствия могут использоваться национальные стандарты, стандарты организаций, а также требования, установленные в документах системы добровольной сертификации, и условия договоров.
Таблица 2
Таким образом, не только перечень объектов,
но и перечень подтверждаемых при
добровольном подтверждении соответствия
требований в новом законодательстве
значительно расширен. Это позволит
более широко использовать добровольную
сертификацию как действенный инструмент
повышения
В рамках нового законодательства систему
добровольной сертификации может создать
как юридическое лицо (или индивидуальный
предприниматель), так и несколько
юридических лиц или
Добровольное подтверждение
ФЗ содержит не только нормы в
части создания систем добровольной
сертификации и функций их участников,
но и предусматривает возможность
регистрации этих систем федеральным
органом исполнительной власти по техническому
регулированию. В целях предупреждения
возникновения неоправданных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
- облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
- способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
- уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
- стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
- способствует повышению организационно-технического уровня производства;
- стимулирует ускорение НТП.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 40.002 - 96 «Система. сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения». - М.: Госстандарт, 2001.
2. Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации. – Германия, 2000. – 456 с.
3. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 345 с.
4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. – М.: Юрайт-издат., 2002. – 453 с.
5. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. – М.: Высш. шк., 2003. 334 с.
6. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.