Система добровольной сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:09, реферат

Описание работы

Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий.
Эти процедуры могут выполняться поставщиком продукции или по его заказу - третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и цели добровольной сертификации
2. Проведение добровольной сертификации
3. Тенденции развития добровольной сертификации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Система добровольной сертификации.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

В табл. 1 представлены основные особенности  добровольной сертификации в рамках действовавшего до 1 июля 2003 г. Закона Российской Федерации "О сертификации продукции  и услуг".

 

Таблица 1

 

Согласно Закону Российской Федерации  «О сертификации продукции и услуг» государственную регистрацию систем добровольной сертификации осуществлял Госстандарт России. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан на информации Государственного реестра.

Увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее время  можно объяснить, во-первых, сокращением  сферы обязательной сертификации, исключением из нее некоторых видов продукции, услуг и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.

Как следует из данных Государственного реестра (рис. 2), наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением российских производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг.

Более 10% систем добровольной сертификации создано федеральными органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность возникновения "ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так как статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации".

Анализ информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации позволяет  выделить 5 обобщенных видов объектов сертификации в этих системах: продукция; услуги и работы; системы качества (системы менеджмента качества), производства; персонал.

При этом по количеству объектов все  зарегистрированные системы можно  разделить на "монообъектные" (в которых сертифицируется только один вид объектов) и "полиобъектные" (в область деятельности которых  включены два или больше видов  объектов сертификации). Большинство  зарегистрированных систем добровольной сертификации (74%) можно отнести к "монообъектным" системам. Из них  около половины распространяются на сертификацию услуг (работ).

Учитывая тенденции к сокращению области применения обязательной сертификации, создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями  производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения  необходимого уровня качества потребительских  товаров и услуг. Разработка нормативных  документов, содержащих требования именно к качеству выпускаемой продукции, в том числе для новых ее видов, и подтверждение соответствия этим требованиям при добровольной сертификации может обеспечить повышение  конкурентоспособности товаров  и услуг, предоставляемых на потребительский  рынок Российской Федерации.

Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный  закон "О техническом регулировании" регулирует правовые отношения, возникающие  в том числе в области подтверждения  соответствия.

Федеральным законом "О техническом регулировании" предусмотрено обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Понятие "добровольное подтверждение соответствия" впервые появляется в статье  
19 ФЗ. Среди целей подтверждения соответствия (статья 18 ФЗ) отдельно сформулирована цель, направленная на осуществление добровольного подтверждения соответствия, а именно: повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

Таким образом, в рамках нового законодательства добровольная сертификация рассматривается  как основной инструмент рыночного  регулирования качества и конкурентоспособности  продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного  опыта (добровольная сертификация в  международном сообществе рассматривается  как основная форма применения подтверждения  соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации.

Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая  содержит прямые нормы, устанавливающие  требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного  подтверждения соответствия.

В отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", в новом  Федеральном законе "О техническом  регулировании" сформулированы не только цели, но и принципы подтверждения  соответствия. Два из них непосредственно  относятся к добровольному подтверждению  соответствия:

- недопустимо принуждать к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- недопустимо подменять обязательное подтверждение соответствия добровольной сертификацией.

Основные нормы, установленные  в новом законодательстве применительно  к добровольной сертификации, приведены  в табл. 2.

В качестве нормативной базы подтверждения  соответствия могут использоваться национальные стандарты, стандарты  организаций, а также требования, установленные в документах системы  добровольной сертификации, и условия  договоров.

 

Таблица 2

 

Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень подтверждаемых при  добровольном подтверждении соответствия требований в новом законодательстве значительно расширен. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный инструмент повышения конкурентоспособности  и достижения преимущества на рынке.

В рамках нового законодательства систему  добровольной сертификации может создать  как юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), так и несколько  юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Объекты добровольной сертификации, требования, подтверждаемые при сертификации, участников системы, правила выполнения работ и порядок  их оплаты устанавливают создатели  системы добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия является одной из неотъемлемых составляющих механизма оценки соответствия, установленного новым Федеральным законом "О  техническом регулировании". Учитывая, что в технических регламентах, предусмотренных этим законом, могут  устанавливаться только минимальные необходимые требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, возрастает роль добровольной сферы подтверждения соответствия в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции, работ, услуг. Именно добровольное подтверждение соответствия, а точнее, добровольная сертификация становится основным механизмом обеспечения их надлежащего качества и способом достижения соответствующего места на рынке.

ФЗ содержит не только нормы в  части создания систем добровольной сертификации и функций их участников, но и предусматривает возможность  регистрации этих систем федеральным  органом исполнительной власти по техническому регулированию. В целях предупреждения возникновения неоправданных административных барьеров законодатель предусмотрел утверждение  порядка регистрации систем добровольной сертификации Правительством Российской Федерации. При этом порядок регистрации  приобретает новый, более высокий статус и становится документом прямого действия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применение предприятиями и  в России сертификации продукции  в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

- облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

- способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

- уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;

- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

- стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;

- способствует повышению организационно-технического уровня производства;

- стимулирует ускорение НТП.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ Р 40.002 - 96 «Система. сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения». - М.: Госстандарт, 2001.

2. Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации. – Германия, 2000. – 456 с.

3. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 345 с.

4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. – М.: Юрайт-издат., 2002. – 453 с.

5. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. – М.: Высш. шк., 2003. 334 с.

6. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.


Информация о работе Система добровольной сертификации