Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в определении места Интернет-сообщества в системе коммуникативного пространства.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи.
2. Дать характеристику понятия сетевого сообщества.
3. Выявить состояние современного российского Интернет-пространства.
4. Рассмотреть коммуникации в структуре киберпространства.
5. Выявить перспективы российского Интернет-пространства.
Введение 3
1. Интернет и сетевые сообщества как атрибуты информационной эпохи 7
1.1. Развитие Интернета в информационную эпоху 7
1.2. Характеристика и понятие сетевого сообщества 9
2. Интернет как коммуникативное пространство 13
2.1. Характеристика современного российского Интернет-пространства 13
2.2. Коммуникации в структуре киберпространства 14
2.3. Перспективы развития российского киберпростраства 21
Заключение 25
Список литературы 27
Актуальность темы исследования: 4 апреля 2008 года, через месяц после избрания Президентом РФ, Д.А. Медведев посетил Российский Интернет-форум (РИФ–2008), где высоко оценил роль и перспективы развития Интернет-сообществ в России. После этого события Президент РФ неоднократно выражал заинтересованность в развитии политического диалога посредством сети Интернет, сам создал свой видеоблог на сайте Кремля, а затем «вышел» в публичный Интернет в «Живом Журнале».
Применение
новых информационных технологий во
всех сферах жизни общества становится
характерным признаком
Интернет, являясь последовательным развитием информационных технологий, стал исключительно передовым средством коммуникации, ведущим к возникновению принципиально новых форм коммуникационного взаимодействия. На данном этапе развития Интернет-технологий, способствующих определенному социальному взрослению человека в сообществах Интернета, возникает проблема изучения социального аспекта виртуальной реальности.
Заинтересованность
в изучении феномена Интернета, в
том числе использования его
в различных сторонах жизни общества,
проявляли участники социально-
По последним данным, уже каждый третий житель нашей страны старше 16 лет – пользователь Интернета1. Растет также численность людей, получающих информацию исключительно посредством глобальной сети. Появление и развитие разнообразных виртуальных сообществ численностью от десятка до десятков тысяч участников тоже не вызывает сегодня ни у кого удивления.
Возникновение
новых социально-
В связи с этим необходимо признать крайне актуальной тему исследования, так как феномен Интернет-сообществ, их роли и места в политическом процессе социума не получил достаточного освещения в политологической и социологической науках.
Степень научной разработанности темы. Проблемы изучения Интернет-сообществ как новейших социальных форм взаимодействия посредством информационных технологий рассматривались с позиций основных научных школ и в рамках ряда междисциплинарных подходов.
В
научной литературе не обделены вниманием
проблемы развития информации и информационно-
Социально-политические аспекты развития новых информационных технологий, становления и формирования информационного общества изучались в трудах таких видных социологов, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер.
Теория информационного общества и связанная с ней концепция социальных сетей сформировалась в конце прошлого века в социологических исследованиях С. Берковица, С. Вассермана, Б. Веллмана, П. Марсдена, К. Фауста.
Всестороннему изучению сетевого общества посвящены труды М. Кастельса, который понимает природу сетевого общества в широком контексте технологической революции и теории информационного общества.
В последние годы научный интерес многих авторов сосредоточен на изучении Интернет-сообществ, прежде всего это нашло отражение в ряде диссертаций. Тем не менее каждая из представленных работ отражает лишь определенный аспект развития этого многогранного явления. Так, И.В. Василенко сконцентрировал свое внимание на экономических основах существования виртуальных сообществ, Д.С. Мартьянов занимался электоральными предпочтениями пользователей глобальной сети, А.С. Аладышкина провела стратификационный анализ участников онлайн-сообществ.
Вместе с тем, несмотря на большой научный интерес к данной проблеме и достаточно большое количество публикаций по теме, комплексных исследований, посвященных развитию и типологизации Интернет-сообществ как новых форм коммуникации практически нет.
Объектом данного исследования являются Интернет-сообщества и социальные сети.
Предметом исследования выступают Интернет-сообщества и сетевые сообщества как новые формы коммуникативного пространства.
Основная цель исследования состоит в определении места Интернет-сообщества в системе коммуникативного пространства.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1.
Изучить Интернет и сетевые
сообщества как атрибуты
2. Дать характеристику понятия сетевого сообщества.
3.
Выявить состояние
4.
Рассмотреть коммуникации в
5.
Выявить перспективы
Теоретико-
Несколько
лет назад тема перехода человечества
в информационную эпоху была одной
из самых популярных и обсуждаемых
на страницах научных и
Можно
привести множество прямых и косвенных
признаков информационного
Феномен Интернета довольно быстро привлек внимание социологов на Западе. Но основным контекстом их научного интереса стало значение Сети в процессах глобализации, которые, с одной стороны, объединяют, а с другой – отчуждают индивидов друг от друга. В то же время изучению социальных, коммуникативных процессов непосредственно в Интернете уделялось незаслуженно мало внимания. Ситуация несколько изменилась в середине 1990-х годов, когда Интернет стал настолько массовым явлением в развитых странах, что виртуальное пространство социальных взаимодействий просто нельзя было не изучать.
В техническом плане Интернет как международная глобальная компьютерная сеть выполняет функцию сближения людей посредством ускорения процессов обмена информацией, то есть продолжает дело славных изобретений человеческого гения, таких как радио, телеграф, телефон, телевидение. Обеспечивая процесс моментального обмена знаковой информацией, новые коммуникационные технологии сближают людей всего мира, разных стран, разных культур, говорящих на разных языках, живущих в разных временных поясах. Одновременно Интернет является огромным, постоянно растущим банком знаний, накопленных человечеством. Кроме того, эта компьютерная сеть является и уникальным киберпространством, дающим ее пользователям возможность виртуальной реализации своей личности в его пределах, возможность творить себя и свой мир2.
Все это, безусловно, делает Интернет весьма популярным – число его пользователей неуклонно растет. По разным данным, количество пользователей Сети во всем мире составляет сейчас от 600 до 900 млн. чел. Конечно, в мировом масштабе эта цифра относительна, страны «третьего мира» практически не имеют доступа к Сети, несмотря на все потуги благотворительных фондов из развитых стран. Наибольший показатель пользователей в Швеции – там с Интернетом работает 62% населения. Меньше всего – в Индии (1%)3.
Общество сегодня можно дифференцировать на «информационно богатых» и «информационно бедных». Социально-экономические условия предоставляют возможность получить доступ к информации тем социальным слоям, которые в этом заинтересованы, и Интернет постепенно оформляется в специфическую субкультуру, с собственной историей, жаргоном, этикетом и особой сферой интересов. В пространстве Сети пользователи «встречаются» на различных тематических сайтах, позволяющих обмениваться любой информацией в режиме реального времени (online). Многие из таких сайтов имеют сложившийся и достаточно стабильный контингент посетителей, виртуально «знакомых» между собой, имеющих целью общение и обмен информацией. Такие виртуальные объединения пользователей Интернета в киберпространстве называются «сетевые сообщества» (online communities).
Первым к социологическому анализу данного социального феномена обратился Мануэль Кастельс, чья концепция оказала большое влияние на формирование научного знания по этому вопросу4. Сегодня на Западе ряд ученых (Говард Рейнгол, Альберт Беншоп, Робин Б. Хамман) специализируются на изучении феномена «виртуальных», или «онлайновых» сообществ, объясняя принципы их формирования, функционирования и конструирования. В современной западной литературе уже имеются определенные, не структурированные элементы теории сетевых сообществ, но почти отсутствуют эмпирические исследования данного феномена. Исследователи ограничиваются статистическим подсчетом количества пользователей Интернета, делая акцент на социально-демографической структуре аудитории. Вопрос виртуальной коммуникации рассматривается в основном в психологическом аспекте, не уделяется должное внимание социальным основам, принципам, механизмам формирования и функционирования сетевых сообществ в условиях киберпространства.
Сегодня можно утверждать, что сетевое сообщество – это специфическая форма социальной структуры, опытно устанавливаемая эмпирическими исследованиями в качестве атрибута информационной эпохи.
Попытаемся систематизировать подходы к определению сетевого сообщества, или Интернет-сообщества.
В исследовании этой проблемы фигурируют такие основные термины:
Основное понятие здесь – «сообщество» (community). Этот термин весьма неоднозначен. Обычно его используют для описания некоей группы людей. Американский социолог Поплин пишет: «С момента своего становления в качестве научной дисциплины социология была обеспокоена не совместимостью и неоднозначностью некоторой основной терминологии... Слово «сообщество» относится к этой категории. Как элемент социологического словаря этот термин использовался в таком количестве значений, что его можно определить как всеобъемлющее слово» (D.E. Poplin)5.
В известной мере неоднозначность понятия «сообщество» в социальных науках, по мнению Робина Б. Хаммана, объясняется тем, что социальный конструкт, обозначаемый этим термином, постоянно изменяется и развивается. Вместе с тем, классики и современные социологи довольно активно оперируют термином «сообщество» в политическом, экономическом и других контекстах. Все это и приводит к терминологической неопределенности данного понятия.
Информация о работе Социальные сети как новая форма коммуникативного пространства