Соотношение понятий общественность, толпа и масса. Особенности массовой коммуникации в толпе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

Действующая толпа. Это элементарное коллективное группирование. Присутствующие в толпе не знакомы друг с другом, не связаны никакими отношениями. Они объединены ситуацией и местом действия. Это может быть случайная толпа, на время объединенная интересом к какому-то событию ( пожар, транспортное происшествие). Толпой можно назвать зрителей большого матча на стадионе.

Файлы: 1 файл

коммуникации толпы.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЕВА»

 

                                     Институт национальной культуры

Кафедра дизайна и рекламы

 

 

Контрольная работа по

Массовым коммуникациям и медиапланированию.

Соотношение понятий  общественность, толпа и масса. Особенности  массовой коммуникации в толпе.

 

 

 

                                                                 Выполнила студентка

                                                                       4  курса 407 группы

                                                      специальность «Реклама»: 
                                                           Корнилаева Е. Ю.

                                                                             Проверила: Коновалова Е.Н.

 

 

Саранск 2013

 

Соотношение понятий общественность, толпа и масса. Особенности массовой коммуникации в толпе.

Общественные отношения  как сфера деятельности и профессия  представляет собой воздействие  на большие массы людей. Между тем, массы людей, на которые происходит воздействие, - явление неоднородное и требует определенной классификации.

1. Действующая толпа. Это  элементарное коллективное группирование.  Присутствующие в толпе не  знакомы друг с другом, не связаны  никакими отношениями. Они объединены  ситуацией и местом действия. Это может быть случайная толпа,  на время объединенная интересом  к какому-то событию ( пожар, транспортное происшествие). Толпой можно назвать зрителей большого матча на стадионе. К толпе также можно отнести многочисленные сборища фанатиков. Что характерно для толпы? Она спонтанна, живет сиюминутным настоящим. Она не является обществом или культурной группой. Индивид в толпе не связан никакими ограничениями, он теряет обычное критическое восприятие и самоконтроль, отдается охватившему его порыву и является особенно внушаемым в этот момент. Психологии толпы посвящено немало трудов, раскрывающих особенности поведения индивидов в толпе и закономерности появления и управления толпой. Для нас важно отметить то, что состояние толпы является оптимальным для применения манипулятивных технологий воздействия, для пропаганды в частности. Потому что умелое вбрасывание информации или повода в толпу может дать мощный эффект. Правда, и управление толпой в целях здравого смысла представляет собой весьма трудную задачу. Самым простым выходом является предотвращение состояния истерии толпы, рассредоточение ее путем отвлечения внимания индивидов на новые объекты.

2. Масса. Для данного  типа поведения характерны отчасти  те же черты, что и для  толпы (люди могут быть не  знакомы друг с другом, не связаны отношениями). Однако они участвуют в определенном массовом поведении значительного масштаба (общенационального, регионального), устремлены к достижению единой цели или охвачены общим желанием достигнуть чего-то. Яркий пример проявления коллективного поведения – золотая лихорадка или явление массовой миграции по каким-либо причинам. Массовое поведение может объединять людей самого разного социального положения, уровня культуры. Индивиды, как правило, отделены друг от друга, они не воздействуют друг на друга, как в толпе. Масса имеет рыхлую организацию и не может действовать столь объединено, как толпа. Индивид в массе одинок, он оказывается присоединенным к массе своим интересом к общему, волнующему многих объекту или проблеме. Но он ни с кем не объединяется, самостоятельно решает волнующую его проблему. Индивидуальные линии поведения парадоксальным образом выстраиваются в единую, массовую. Такое «выстраивание» может оказаться значимым и сыграть большую роль. Вот почему порой возникает непрогнозируемый спрос на какие-то товары или неожиданно терпят крах на выборах определенные политические силы. Такое поведение массы стало играть значительную роль, особенно в жизни больших городов. До 90-х годов прошлого столетия активно влияла на массовое поведение реклама, особенно телевизионная.

3. Общественность. Вслед  за Г.Блумером мы рассматриваем общественность как еще один тип коллективного поведения. Это определенное группирование людей образуется как отклик на определенную ситуацию, проблему. Индивиды внутри общественности интенсивно участвуют в обсуждении определенной проблемы, ищут ее решение. Они могут быть знакомы и не знакомы, могут регулярно встречаться или жить в разных концах страны, но они обязательно включены в обсуждение проблемы – например, введение или отмена смертной казни, кого выбрать президентом или губернатором и т.д. Таким образом общественность в данном понимании возникает только вместе с проблемой, она не имеет организационной формы, индивиды в ней не имеют фиксированных ролей. Это достаточно аморфная группа, состав которой может меняться. Общественность не отличается единомыслием, она в дискуссии, порой доходящей до конфликтов. Взаимодействие индивидов внутри общественности обостряет их самосознание, способность к критическому суждению. При этом различия во мнениях не мешают выявлению рационального. Такова тенденция. « Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению какого то коллективного решения или выработке какого-то коллективного мнения».

Из сказанного выше можно  сделать вывод, что одно и то же группирование людей может переживать как бы разные состояния: оно может  оказаться при определенных обстоятельствах толпой (и вести себя соответственно), при иных обстоятельствах – массой, при включенности в дискуссию – общественностью.

Толпа отличается от массы  и общественности тем, что между  индивидами возникает контакт, толчея. Члены же массы и общественности в непосредственный контакт не вступают. Человек массы и общественности совершает индивидуальное действие. Но поведение массы выстраивается из несогласованных действий (покупка рекламируемого товара, скупка акций). Человек здесь анонимен в полном смысле слова. Общественность же означает дискуссию по поводу проблемы.

С давних времен известно, что  один и тот же человек в толпе  и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется  следующими признаками:

Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.

Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.

Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа  в целом проявляет сниженные  интеллектуальные качества по сравнению  с составляющими ее индивидами, взятыми  вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая  некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.

Характерные особенности  переработки информации. Человек  в толпе легко воспринимает разнообразную  информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя  воспринятую информацию, то есть порождая слухи.

Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может  поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать  невероятным и нередко даже абсурдным  призывам, лозунгам и т. п.

Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью, что характерно и для толпы в целом.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно  опасной, причем как для самих  участников толп, так и для окружающих.

Толпа — разновидность  социального организма. По характеру  чувствования и поведенческого реагирования она существенно отличается от организованной группы и требует кардинально  иных механизмов, приемов и навыков  управления. Вместе с тем различия между толпой и группой не дискретны: между крайними полюсами наблюдается  множество промежуточных состояний. В частности, сконцентрированная масса  людей обычно приобретает некоторые  свойства толпы, сохраняя при этом и  качества организованной группы.

Причины и непосредственные поводы к возбуждению недовольства или энтузиазма толпы могут быть самыми разнообразными и необязательно  политическими: от повышенной активности Солнца до падения курса национальной валюты.

Исследователи подчеркивают, что в толпе человек чувствует  себя анонимным, что подталкивает его  к действиям более рискованным  и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той  же мере вероятны насилие, вандализм  и хулиганство. Иррациональность поступков  объясняется стадным чувством, которое  позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и  действовать по законам толпы.

Толпа как тип социальной группы характеризуется аморфностью, однородностью структуры. В ней  либо вообще нет лидера, либо, если он появляется (а нередко это происходит благодаря самоназначению), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера бывает неограниченной, так как его последователи не размышляют, а слепо следуют его приказам.

Механизмы образования толпы: слухи и циркулярная реакция. Слух — процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам  коммуникации. Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) —  процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень.

Виды толпы

Большое количество наблюдений и психологических исследований массового стихийного поведения  позволили вывести следующую  условную классификацию.

Окказиональная толпа (от англ, occasion — случай) — множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция — любопытство.

Секвенциальная толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.

Экспрессивная толпа (от англ, expression — выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика — ритмичность выражения.

Экстатическая толпа (от англ, ecstasy) — экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д.

Действующая (active) толпа — наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды:

— агрессивная толпа. Доминирующая эмоция — ярость, злоба по отношению  к объекту;

— паническая толпа. Доминанта  — страх, ужас, стремление у каждого  индивидуально избежать реальной или  воображаемой опасности;

— стяжательная толпа —  люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой  ценностью. Доминанта — жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием;

— повстанческая толпа  по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально  справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличииактивного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу.

Солидарность — это  также одна из инстинктивных форм поведения участников массовых событий, которые способны не только соперничать  друг с другом, но и сотрудничать. В основе проявления солидарности в  политике лежит идентификация людей  с определенной частью толпы, группы, позволяющая объединить усилия части  участников по достижению своих целей  и интересов. Не описывая многочисленные формы проявления инстинктов в политике, заметим, что в целом инстинкты  охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы поведения  как отдельного человека в толпе, так и организованных групп, стихийные  выступления масс.

Информация о работе Соотношение понятий общественность, толпа и масса. Особенности массовой коммуникации в толпе