Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа
Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин «переговоры» используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действии, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы. Так, В. Мастенбрук отмечает, что «переговоры — стиль поведения, с которым мы встречаемся и используем сами каждый день».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Институт управления и сервиса
Кафедра менеджмента и маркетинга
Контрольная работа
по деловым коммуникациям на тему: «Стратегии переговоров»
Выполнила: студентка 32 группы
Коновалова Альбина Викторовна
Проверила: ст.преп. Краснослободцева А. Е.
Содержние
Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин «переговоры» используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действии, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы. Так, В. Мастенбрук отмечает, что «переговоры — стиль поведения, с которым мы встречаемся и используем сами каждый день». Этот факт свидетельствует о том, что понятие «переговоры» используется не только в привычном смысле — применительно к ситуациям официальных переговоров, но и к различным ситуациям частной жизни. А такого рода ситуации могут иметь место как в рамках сотрудничества (когда участники переговоров строят новые отношения), так и в условиях конфликта (когда речь идет обычно о перераспределении имеющегося).
В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:
· в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
· участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия;
· переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон;
· принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
· специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.
Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.
Возможны различные типологии переговоров. Одним из критериев для классификации может быть количество участников. В этом случае выделяют:
1) двусторонние переговоры;
2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимают участие более двух сторон.
На основе факта привлечения третьей нейтральной стороны или без такового разграничивают:
1) прямые переговоры — предполагают непосредственное взаимодействие участников конфликта;
2) непрямые переговоры — предполагают вмешательство третьей стороны.
В зависимости от целей участников переговоров выделяют следующих типы:
1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о
3) переговоры о создании новых условий — речь идет о продлении диалога между участниками конфликта и заключении новых соглашений;
4) переговоры по достижению побочных эффектов — ориентированы на решение второстепенных вопросов.
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой.
1. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. 2. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе.
3. Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
4. Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. 5. Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение.
6. Переговоры могут выполнять и «маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов.
Конфликтующие стороны или хотя бы одна из них могут быть ориентированы на завершение конфликта посредством переговоров в рамках модели «выигрыш — проигрыш», оценивая ситуацию как «игру с нулевой суммой.
Переговоры такого рода предполагают
реализацию соответствующих стилей поведения
сторон — соперничества и приспособления. Соперничество
Если же стороны стараются избежать «игры с нулевой суммой», то они должны отказаться от понимания интересов сторон как абсолютно противоположных. Ведь большинство конфликтов представляет собой «игры с ненулевой суммой», т.е. ситуации, когда обе стороны могут выиграть или обе проиграть. Такое пиление конфликта предполагает проведение переговоров — в зависимости от ожидаемых результатов — либо в рамках модели «проигрыш проигрыш», либо — «выигрыш — выигрыш».
Переговоры с ориентацией на вариант «проигрыш — проигрыш» также связаны с использованием стратегии позиционного торга и приводят к тому, что ни одна из сторон не достигает в полной мере поставленных целей.
Итак, рассмотренные основания выбора стратегии переговоров и их соотношение могут быть представлены следующим образом (табл.1).
Результат переговоров |
Стили повеления |
Стратегии переговоров |
“Выигрыш — проигрыш” |
Соперничество Приспособление |
Позиционный торг |
“Проигрыш – проигрыш” |
Компромисс | |
“Выигрыш — выигрыш” |
Сотрудничество |
Переговоры на основе интересов |
Каждая из обозначенных стратегий переговоров имеет свою специфику.
Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях, которые следует отличать от интересов:
· позиции — это то, как участники конфликта понимают проблему и чего хотят добиться в ходе переговоров;
· интересы — это то, почему участники конфликта понимают проблему так, а не иначе, и почему они хотят добиться того, о чем заявляют.
В целом позиционный торг отличают следующие особенности:
1) участники переговоров
стремятся к реализации
2) переговоры ведутся
на основе первоначально
3) подчеркивается различие
между конфликтующими
4) действия участников направлены, прежде всего, друг на друга, а не на решение проблемы;
5) стороны стремятся скрыть или исказить информацию о существе проблемы, своих истинных намерениях и целях;
6) перспектива провала
переговоров может подтолкнуть
стороны к определенному
7) если конфликтующие стороны допускают участие в пере-говорах третьей стороны, то предполагают использовать ее для усиления собственной позиции;
8) в результате зачастую достигается соглашение, удовлетворяющее каждую из сторон в меньшей степени, чем это могло бы быть.
Выделяют два варианта позиционного торга: мягкий и жесткий. Основное различие между ними состоит в том, что жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками, мягкий стиль ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения.
Американские исследователи Р. Фишер и У. Юри отмечают следующие основные недостатки позиционного торга:
· приводит к неразумным соглашениям, т. e. таким, которые в той или иной степени не отвечают интересам сторон;
· торг не эффективен, так как в ходе переговоров растут цена достижения договоренностей и затрачиваемое на них время, а также возрастает риск тот, что соглашение вообще не будет достигнуто;
· угрозой продолжению отношений между участниками переговоров, так как они, по сути, считают друг друга врагами, а борьба между ними ведет, как минимум, к нарастанию напряженности, если не к разрыву отношений:
· может усугубиться, если в переговорах принимает участие более двух сторон, и чем больше число сторон, вовлеченных в переговоры, тем серьезнее становятся недостатки, свойственные этой стратегии.
При всех этих недостатках позиционный торг весьма часто используется в ситуациях различных конфликтов, особенно если речь идет о разовом взаимодействии, и стороны не стремится наладить долговременные взаимоотношения.
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление участников конфликта к позитивному взаимодействию в рамках модели «выигрыш — выигрыш».
Основные особенности переговоров на основе интересов подробно описаны их убежденными сторонниками Р. Фишером и У. Юри:
· участники совместно анализируют проблему и совместно ищут варианты ее решения, демонстрируя другой стороне, что являются ее партнером, а не противником:
· внимание концентрируется не на позициях, а на интересах конфликтующих сторон;
· участники переговоров ориентированы на поиск взаимовыгодных вариантов решения проблемы;
· конфликтующие стороны стремятся использовать объективные критерии;
· в процессе переговоров люди и спорные проблемы разделяются;
· достигнутое соглашение должно максимально учитывать интересы всех участников переговоров.
Стратегию ведения переговоров на основе интересов, при всех имеющихся достоинствах, не следует абсолютизировать, поскольку при ее реализации возникают определенные трудности:
1) выбор этой стратегии не может быть сделан в одностороннем порядке;
2) использование этой
стратегии переговоров в
3) эта стратегия, ориентированная на разрешение конфликта в рамках модели «выигрыш — выигрыш», не может считаться оптимальной в тех случаях, когда переговоры ведутся по поводу ограниченного ресурса, на обладание которым претендуют участники.
При реализации в процессе переговоров позиционного торга или стратегии их ведения на основе интересов следуем соотносить свой выбор с предполагаемыми результатами, учитывать специфику каждого подхода, его достоинства и недостатки. Кроме того, жесткое разграничение этих стратегий возможно лишь в рамках научного исследования, в реальной же практике переговоров они могут иметь место одновременно. Речь идет лишь о том, на какую стратегию участники переговоров ориентируются в большей степени.
Вопросы:
Деловая игра «Переговоры»
Рассмотрим подробно полезный психологический тренинг «Ведение деловых переговоров», который проводится в игровом варианте. Для осуществления задуманного нам понадобятся режиссер, постановщики, актеры и зрители.