Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 16:09, реферат
Массовая коммуникация – это своеобразный инструмент, который обуславливает развитие общественных отношений и общества в целом. Немаловажна роль массовых коммуникаций в формировании общественного мнения. Различные виды массовых коммуникаций используются во всех сферах нашей жизни. Они могут служить как политическим инструментом формирования общественного мнения, так и средством отдыха, если например мы говорим о развлекательных материалах.
I. Вступление. 3
II. Взаимодействие средств массовой коммуникации и их аудитории. 4
1. Виды массовых коммуникаций. 4
2. Формирование аудитории. 6
3. Механизмы массово-коммуникативной деятельности. 10
4. Обратная связь. 14
5. Влияние аудитории на СМК. 16
III. Заключение. 19
IV. Список литературы. 20
Аудитория и СМК
Оглавление
I. Вступление.
II. Взаимодействие средств массовой коммуникации
и их аудитории. 4
1. Виды массовых коммуникаций.
2. Формирование аудитории.
3. Механизмы массово-коммуникативной
деятельности.
4. Обратная связь.
5. Влияние аудитории на СМК.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
I. Вступление.
Массовая коммуникация
– это своеобразный инструмент, который
обуславливает развитие общественных
отношений и общества в целом. Немаловажна
роль массовых коммуникаций в формировании
общественного мнения. Различные виды
массовых коммуникаций используются во
всех сферах нашей жизни. Они могут служить
как политическим инструментом формирования
общественного мнения, так и средством
отдыха, если например мы говорим о развлекательных
материалах.
Обмен информацией
– это фундамент нашего общества. Человек
не может существовать в отрыве от социума,
потребность в общении – одна из основополагающих
ступеней в иерархии потребностей. Развитие
видов массовых коммуникаций стало следствием
потребности человека в общении. Таким
образом аудитория - это массово-коммуникативная
общность, множество коммуникантов, основанное
на принципе добровольности.
Взаимодействие средств
массовой коммуникации и их аудитории
является одним из полемических вопросов
теории журналистики.
II. Взаимодействие средств
1. Виды массовых коммуникаций.
В
теории журналистики выделяют пять основных
видов массовой коммуникации - публицистику,
пропаганду, PR, рекламу и лоббизм.
Публицистика
— индивидуальная оценка актуальных событий
и тем, выражаемая посредством литературы,
искусства, истории, СМИ, театра, не всегда
стремящаяся к трансляции на массовую
аудиторию, но стремящаяся к широкому
распространению в четко определенной
социальной группе.
Для публицистики изучение, теория есть
всегда лишь средство, ведущее к определённой
цели — практическому выводу. Можно сказать,
что публицистика относится к науке об
обществе и государстве, как технология
к естествоведению: она черпает из науки
обобщения и обращает их в наставления.
Популяризует ли публицист выводы науки
или сообщает результаты своего исследования,
он делает это не для обучения, а для поучения,
не для сообщения знаний, а для воздействия
на ту политическую силу, которая называется
общественным мнением. Поэтому в область
публицистики входят только насущные
вопросы, имеющие решающее значение в
направлении текущей жизни; таким может
явиться в данный момент и чисто теоретический
вопрос, имеющий, при другой комбинации
обстоятельств, исключительно научное
значение. Ускоренный пульс общественной
жизни, требующий от своих руководителей
всегда определённого и готового мнения,
не даёт в публицистике места сомнению
и колебанию. В борьбе за то или иное направление
общественно-политического развития,
которое есть лишь усложненная форма борьбы
за существование, нет возможности справляться
с тем, закончено ли точное исследование
известного предмета в науке. С вынужденной
часто самоуверенностью публицистика
опережает выводы осторожной науки и решает
вопросы, которые так или иначе должны
быть решены тотчас же; всегда субъективная,
она исходит не столько из исследования
прошлого, сколько из идеала будущего.
Полемизируя с противником, она, по необходимости,
видит в нём не столько заблуждающегося
теоретика, сколько носителя и защитника
вредных воззрений, распространение и
утверждение которых пагубно для общества;
на этой почве легок переход от воззрений
противника к его личности; поэтому на
всем протяжении существования публицистики
самые яркие образцы её мы находим в форме
памфлета. По мнению Игоря Дедкова, «публицистика
— высший род журналистики. <...> Она
выделяется тем, что всегда исполнена
полемики, спора, борьбы за новые идеи.
С его <публициста> творчеством несовместимы
робость и трафаретность мысли, иллюстративность
и несамостоятельность взгляда».
Пропаганда
(лат. propaganda — «подлежащая распространению»)
— распространение фактов, аргументов,
слухов и других сведений, в том числе
заведомо ложных, для воздействия на общественное
мнение.
Пропаганда
сводится к более менее систематическим
попыткам манипуляции мнениями и убеждениями
людей посредством различных символов:
слов, лозунгов, монументов, музыки и т.
д. От других способов распространения
знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью
на манипуляцию сознанием и поведением
людей.
Пропаганда
всегда имеет цель или набор целей. Для
достижения этих целей пропаганда отбирает
факты и представляет их таким образом,
чтобы воздействие на сознание было наибольшим.
Для достижения своих целей пропаганда
может отбрасывать некоторые важные факты
или искажать их, а также пытаться отвлечь
внимание аудитории от других источников
информации. Преднамеренное искажение
и фильтрация информации отличает пропаганду
от образования .
Связи с общественностью или PR (Public Relations,
СО, англ. PR, от public relations — связи с общественностью;
сокращённо-жаргонное: пиар) — технологии
создания и внедрения при общественно-экономических
и политических системах конкуренции
образа объекта (товара, услуги, фирмы,
бренда, личности) в ценностный ряд социальной
группы, с целью закрепления этого образа
как идеального и необходимого в жизни;
это управленческая деятельность, направленная
на установление взаимовыгодных, гармоничных
отношений между организацией и общественностью
(акционерами, финансовыми кругами, служащими
компаний и учреждений, реальными или
потенциальными клиентами, а также членами
муниципальных, окружных, штатных и федеральных
законодательных органов), от которой
зависит успех функционирования этой
организации.
Реклама
— процесс донесения информации от рекламодателя
до целевой аудитории посредством медиа-каналов
или иными способами; информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке .
Лоббизм
- усилия частных групп, предпринимаемые
для оказания влияния на государственную
политику в интересах своего заказчика
через мобилизацию общественного мнения,
использование формальных и неформальных
контактов. Схема, по которой осуществляется
лоббирование, довольна проста: некто
Х хочет добиться чего-то от некого Z, но,
не имея к нему прямого доступа, он нанимает
проворного N, и тот берется протолкнуть
интересы Х в сферу влияния Z .
Все эти виды массовой коммуникации широко
представлены в средствах массовой информации.
2. Формирование аудитории.
Акт
информационной коммуникации предполагает,
что в нем участвует не одна сторона —
источник информации, но, по меньшей мере,
две, включая получателей сведений. В журналистике
эту вторую сторону именуют аудиторией.
Однако исследователи различаются и в
своих подходах к роли аудитории, и даже
в понимании того, что обозначается этим
словом. В прошлые века так называли тех,
кто наблюдал за процессом судебного разбирательства,
прежде всего студентов-юристов. Сегодня
словарь «Webster» дает следующие значения
интересующего нас слова: «группа слушателей
или зрителей» и «читающая, смотрящая
или слушающая публика». В специальной
англоязычной справочной литературе термин
«audience» «в общем плане трактуется как
группа или масса слушателей, зрителей
или наблюдателей», а конкретнее в связи
со СМИ — как «группа семей или отдельных
лиц, на которых воздействуют теле- или
радиопрограмма или рекламные средства
информации».
В России
аудитория традиционно рассматривается
в качестве не только адресата вещания
и покупателя информационного товара,
но и гораздо более деятельного участника
общения, к тому же через посредство не
только аудиовизуальных каналов, но и
письменных. Вспомним, что в литературе
и публицистике минувших десятилетий
и веков использовались такие понятия,
как «думающий читатель», «почтенная публика»
и т.п.
Аудиторию
следовало бы охарактеризовать как неопределенно
многочисленную и качественно неоднородную
группу людей, вступающих во взаимодействие
со СМИ. Ключевым понятием в данном случае
является взаимодействие — явление, выражающееся
и активно (прямое обращение к редакции
с письмом или обсуждение телепередачи),
и в значительно более обычной пассивной
форме (потребление продукции редакционного
производства). Далее обратим внимание
на то, что аудитория — это типичный носитель
массового сознания. Сосредоточившись
на феномене массового сознания, мы сможем
многое понять и объяснить в природе общения
через СМИ. Оно не имеет четкой структуры,
ярких собственных черт, внутренних «перегородок»
между составляющими его элементами. Этим
оно резко отличается от группового сознания.
Последнее гораздо более однородно и свойственно,
например, представителям одной профессии,
или жителям одного малого населенного
пункта, или людям одного возраста. Наоборот,
массовое сознание аморфно, возникает
под влиянием ситуации и неустойчиво.
В аудитории СМИ, как правило, «перемешиваются»
несхожие по социально-демографическим
признакам люди, и единственное, что их
роднит, — это интерес к данному источнику
информации, скажем, к привычному и не
обманывающему ожиданий научно-популярному
журналу.
Всеми,
кто связан со сферой производства продукции
СМИ, может быть создано сколько угодно
ярких, талантливых, общественно значимых,
по их собственному мнению и заключению
квалифицированных экспертов, произведений,
но фактом общественного значения, а по
большому счету «фактом культуры» они
станут лишь тогда, когда «включатся в
процесс реального ее функционирования
в обществе, дойдут до той или иной части
населения, окажут определенное (положительное
или отрицательное) воздействие на умы
и души людей». Вот почему массово-коммуникационный
процесс во всей его совокупности может
рассматриваться как бесконечный диалог
между создателями продукции СМИ и их
аудиторией .
Аудитория
любого СМИ, а следовательно, и той информации,
которая в нем публикуется (выходит в эфир),
в том числе публицистической, рекламной,
пропагандистской, лоббистской и пиара,
рассчитывается по определенной схеме,
представленной Е. Прохоровым.
Аудитория
конкретного издания (программы) - "Известий"
или "Труда", "Маяка" или "Орфея",
"Россия 1" или "Пятого канала"
- это реальная аудитория. те читатели,
которые еще не влились в реальную аудиторию,
но могут ею стать (если издание, программа
сумеют расширить саморекламу, зону уверенного
приема - ареал распространения ТВ и РВ,
увеличить розницу прессы, а также, разумеется,
добиться большего "приспособления"
материалов по интересам, доступности,
увлекательности и проч.), составляют потенциальную
аудиторию издания или программы. Для
превращения ее в реальную аудиторию направление
и информационная политика СМИ претерпевает
частичные изменения. А те слои и группы
общества, на которые специально рассчитана
газета или теле- /радиопрограмма и значительную
часть которых эти СМИ стремятся сделать
своими читателями или слушателями (зрителями),
разработав соответствующее направление
деятельности и реализующую его информационную
политику, составляют расчетную аудиторию.
В реальную аудиторию входит лишь часть
расчетной (поэтому всегда велика потенциальная
аудитория). Вместе с тем часть аудитории
реальной составляет как бы случайная
аудитория, на которую специально учредитель
и редакция не рассчитывают.
Эффективная
информационная политика складывается
лишь при условии четкого планирования
расчетной аудитории, определения реальной
аудитории и выработке дальнейших шагов,
способствующих укреплению контактов
с аудиторией. В целях эффективного осуществления
информационной политики в ее аудиторной
ориентации каждая редакция должна регулярно
изучать свою аудиторию, получая о ней
социально-демографические сведения (образование,
профессия, пол, возраст, семейное положение,
место жительства), сведения о характере
и состоянии массового сознания аудитории
(взгляды и убеждения, цели и стремления,
ориентированность в общественно-политической
жизни и проч.), сведения об информационном
поведении (источники регулярно получаемой
информации, отношение к различным изданиям,
программам, запросы, предпочтения и проч.)
. Существенное значение этих знаний для
средств массовой коммуникации - это выбор
СМИ, в котором пройдет информация. То
есть реклама детского питания вряд ли
окажется на страницах журнала "КоммерсантЪ",
тогда как телеканалы развлекательного
типа будут "крутить" ее буквально
каждый рекламный блок (как говорится,
за Ваши деньги - любой каприз). Так же и
пропаганда здорового образа жизни вряд
ли найдет себе место в буклетах на столиках
в дьюти-фри.
Таким
образом, можно сделать вывод, что информация,
поданная одним из видов массовой коммуникации,
должна отвечать потребностям и интересам
аудитории. Только в этом случае она дойдет
до сознания коммуникантов и возымеет
действие.
3. Механизмы массово-коммуникативной
деятельности.
Средства
массовой коммуникации используют различные
механизмы в целях воздействия на свою
аудиторию, преподнося ей информацию под
необходимым заказчику углом зрения. В
теории журналистики выделяют пять основных
механизмов массово-коммуникативной деятельности
СМК.
Внушение
определяется как подача информации, воспринимаемой
без критической оценки и оказывающей
влияние на течение нервно-психических
и соматических процессов. Путем внушения
вызываются ощущения, представления, эмоциональные
состояния и действия, а также оказывается
влияние на вегетативные функции без активного
участия личности, без логической переработки
воспринимаемого. Основным средством
внушения является слово, речь суггестора
(человека, производящего внушение). Неречевые
факторы (жесты, мимика, действия) обычно
оказывают дополнительное влияние. Предлагаются
различные классификации внушения: внушение
и самовнушение, внушение прямое или открытое,
косвенное или закрытое; внушение контактное
и дистантное. Эффект внушения тем сильнее,
чем выше в глазах реципиента лицо, производящее
внушение; на коммуниканта как правило
оказывает влияние авторитетность коммуникатора
(искусно сформированный образ, вызывающий
доверие).
Убеждение — способ вербального (словесного)
влияния, который включает в себя систему
доводов, соотносящихся по законам формальной
логики и обосновывающих выдвигаемый
индивидом тезис. Успешное убеждение ведет
к принятию и последующему включению новых
сведений в сложившуюся систему взглядов,
к определенной трансформации мировоззрения,
а значит и мотивационной основы поведения.
В отличие от внушения убеждение основано
на осмысленном принятии человеком каких-либо
сведений или идей, на их анализе и оценке.
При этом заключение может быть сделано
как самостоятельно, так и вслед за убеждающим.
Как правило, убеждение требует больших
затрат времени и использования разнообразных
сведений, тогда как внушение может происходить
практически мгновенно. Убеждение эффективно
в том случае, когда содержание и взаимное
расположение аргументов соответствует
основным принципам ораторского искусства:
учтены места наиболее ярких примеров,
соотношение аргументов "за" и "против",
эмоциональный фон ассоциаций, возникающих
при произнесении ключевых слов и т.п.
Успешность убеждения зависит от интеллектуального
уровня объекта убеждения и его флексибельности.
Люди с гибким мышлением легче усваивают
чужие аргументы, интегрируя их в систему
своих знаний. Наиболее легко также поддаются
убеждению индивиды, имеющие заниженную
самооценку и преимущественно ориентированные
на адаптацию к социальной среде, а не
на индивидуализацию в ней. Труднее всего
поддаются убеждению те, кто враждебен
по отношению к другим и стремится прежде
всего доминировать над окружающими. Систематическая
разработка приемов убеждения (наряду
с приемами целенаправленной дезориентации)
была начата еще философами Древней Греции
. В журналистике методами убеждения являются
встраивание событий в некоторые хронологические
рамки, противопоставление истинного
и ложного, подробное описание событий
и натурализм описания.
Заражение — способ влияния, основывающийся
на общем переживании массы людей одних
и тех же эмоций. Заражение может обладать
различной степенью произвольности. При
наличии обратной связи заражение способно
нарастать в силу взаимной индукции, приобретая
вид циркулярной реакции. Для заражения,
как и для внушения, характерно сужение
сферы сознательного восприятия. Этот
феномен чаще всего возникает в толпе,
когда люди, руководствуясь лишь своим
эмоциональным состоянием, действуют
на основе информации, принятой без должного
анализа, а то и просто слепо повторяют
действия других людей. К наиболее известным
формам заражения относят проявления
реакций спортивных болельщиков ("фанатов"),
группового религиозного экстаза, общую
панику, а также агрессивные действия
толпы. Будучи похоже на внушение, заражение
принципиально отличается от него тем,
что при внушении человек, оказывающий
влияние, не обязательно чувствует то
же, что и окружающие, а в условиях психологического
заражения каждый индивид, становясь источником
заражения, ничем в этом плане не отличается
от тех, кого он заражает своим состоянием.
Различия между внушением и заражением
заключаются еще и в том, что заражение
носит спонтанный характер, а внушение
почти всегда — акт преднамеренный. Внушающий
очень хорошо знает, чего он хочет добиться
от других. В этой связи внушение, как правило,
представляет собой речевое воздействие,
в то время как заражение немыслимо без
невербальных средств, таких как музыкальные
ритмы, жесты и т.п. Наиболее легко заражаются
настроением окружающих дети. Достаточно,
например, чтобы окружающие развеселились,
и ребенок тотчас же начинает смеяться,
часто не зная и не понимая причины веселья
взрослых. Способность к сопротивлению
индивида заражения зависит от уровня
развития его личности, самосознания,
сформированности "Я", наличия опыта
поведения в экстремальных ситуациях
.
Подражание — способ воздействия,
при котором объект влияния по собственной
инициативе начинает следовать образу
мыслей или поступкам воздействующего
на него субъекта, зачастую даже не знающего
об этом. Подобные случаи являются примерами
ненаправленного влияния. Однако можно
представить себе ситуации, когда субъект
влияния, желая послужить "личным примером",
требует от другого индивида подражания
своим действиям или отношению к жизни.
Вызванное таким образом подражание является
результатом направленного влияния. Подражание
проявляется в повторении одним человеком
каких-либо поступков, жестов, интонаций
и даже в копировании определенных черт
характера другого человека, становящегося
для него примером или образцом. Подражание
также может быть произвольным и непроизвольным.
В первом случае индивид сознательно ставит
перед собой задачу подражания выбранному
образцу, во втором случае делает это,
не задумываясь. Результатом непроизвольного
подражания значимому другому является
усвоение объектом влияния неосвоенных
им ранее образцов активности, транслируемых
ему субъектом влияния. Если указанные
образцы активности, генерализуясь, изменяют
личностные характеристики объекта влияния,
то возникает феномен идеальной (как правило,
неосознаваемой) представленности личности
субъекта влияния в его объекте. В разные
возрастные периоды подражание играет
в жизни человека не одинаковую роль .
Научение — термин, введенный бихевиористами
и обозначающий приобретение организмом
новых форм реакций путем подражания поведению
других живых существ или наблюдения за
ним. Научение объяснялось при этом, исходя
из основных понятий бихевиоризма (стимул,
реакция, подкрепление), и экспериментально
изучалось на животных. Так, белая крыса
следовала в лабиринте за другой лишь
в том случае, если реакции этой другой
подкреплялись пищей. В дальнейшем указанный
подход был дополнен введением познавательных
факторов. За людьми была признана способность
представлять внешние влияния и ответную
реакцию на них символически, в виде "внутренней
модели внешнего мира" (А. Бандура). Благодаря
этому даже в тех случаях, когда индивид
не проявляет открытых реакций и не получает
подкрепления, он, следя за подкрепляемыми
действиями других, научается их имитировать.
Приобретение новых реакций является
в этих условиях менее длительным процессом,
чем при выработке обычных навыков. В опытах
по научению детям демонстрировались
фильмы с образцами поведения, имевшего
различные последствия (положительные
или отрицательные). В зависимости от характера
наблюдаемых последствий (вознаграждение
или наказание) испытуемые подражали образцу
в большей или меньшей степени. Хотя в
этом варианте концепция научения и допускает
возможность выбора субъектом ответного
действия, в целом она является механистической
и разделяет общие методологические просчеты
бихевиоризма . Этот метод не до конца
разработан в теории журналистики; пропагандисты,
пиарщики, рекламисты и лоббисты до сих
пор спорят за право называть себя открытиями
этого метода в сфере массовых коммуникаций.
4. Обратная связь.
Термин
"обратная связь" (англ. Feedback) широко
используется не только в СМИ, но и в сети
Интернет; подразумевает под собой сбор
мнений, отзывов от коммуникантов (в том
числе пользователей Интернет-ресурса)
.
На
основе опыта выделяются следующие формы
обратной связи:
* эпистолярная (почта редакций, сюда же
можно отнести обращение по телефону,
к которому в последние годы граждане
прибегают чаще, чем к письмам; если рассматривать
Интернет-СМИ, то отсутствие формы обратной
связи (гостевой книги, форума) считается
дурным тоном);
* «мгновенная» (англ. Online) (по телефону
в момент теле- или радиопередачи, а также
прямое включение камер и микрофонов для
трансляции мнений аудитории; в газетной
практике подобную функцию выполняют
беседы с читателями по «горячему телефону»);
* соавторская (привлечение авторского
актива для подготовки выпусков изданий
и программ);
тестирующая (выяснение позиций аудитории
по поводу работы редакции или предмета
обсуждения в СМИ — с помощью анкет, личных
интервью, телефона);
* консультативная (обсуждение продукции
редакции в ходе читательских и зрительских
конференций, устных выпусков издания,
дней открытого письма и т.п.);
* экспертная (изучение обзоров работы
СМИ, исследовательских и научно-критических
материалов о журналистской практике,
мнений специалистов-экспертов);
* исследовательская (рейтинговые замеры
динамики реальной аудитории изданий
или программ и углубленное изучение состояния
аудитории, в том числе по заказу редакции).
Ни
одна из перечисленных форм обратной связи
не заменяет другую. Только комплексное
их использование позволяет организовать
непосредственный и непрерывный диалог
редакции с населением. Причина заключается
в том, что у каждого вида связи есть своего
рода специализация — достигаемые на
практике эффекты. Так, если мгновенный
контакт необходим для успеха конкретной
телепередачи, а массовые встречи с читателями
хорошо передают психологию аудитории,
то специальное исследование подсказывает
ориентиры для стратегического планирования
деятельности СМИ.
Вопрос о формах обратной связи тесно
связан с темой изучения аудитории. Здесь
тоже можно выделить оперативные способы
действий, не связанные с большими организационными
и материальными затратами, и крупные
исследовательские проекты, рассчитанные
на получение надежных сведений для долговременного
использования. При этом материал для
анализа поставляют названные нами каналы
обратной связи .
Рассматривая обратную связь аудитории
с заказчиком публицистического или пропагандистского
материала, пиар-кампании, рекламы или
лоббистской деятельности, можно выявить
простейшие, а значит, самые показательные,
результаты.
Ответом
на публицистический материал будет являться
отклик читателей, выраженный в комментариях
к данному тексту (редакционная почта);
реакцией на пропагандистский материал
станет широкий общественный резонанс,
вызванный поднятой проблемой; показателем
PR-акции можно назвать сформированный
у аудитории образ заказчика, его успешность;
результативность рекламы выражается
в числе продаж рекламируемого товара;
лоббисты могут судить о проделанной работе
по отклику властных структур на интересы
заказчика в определенной сфере деятельности.
5. Влияние аудитории на СМК.
Не
только средства массовой коммуникации
влияют на аудиторию, но и коммуниканты
способны оказать воздействие на СМИ,
занимающихся массово-коммуникативной
деятельностью. Пожалуй, самым ярким примером
подобного взаимоотношения может считаться
реклама.
Реклама живет вокруг нас, коммерческая
и социальная, на множестве носителей,
во всех жанрах, в самых немыслимых местах
и сочетаниях — для нее не существует
преград и языковых барьеров. И ничего
удивительного, что из этого лавинообразного
потока складываются подчас курьезные,
иногда шокирующие, иногда удивительные
сочетания, приобретающие новый смысл
и начинающие жить отдельной жизнью —
в виде фольклора, например.
Студенты
экономического факультета Университета
Аляски собрали коллекцию наиболее парадоксальных
ошибок, сделанных известными компаниями
США из-за неточностей в переводах и непонимания
реалий, существующих в других странах.
* Например, гигант американской автомобильной
индустрии — компания General Motors попала
в неловкую ситуацию, экспортируя из России
свой новый автомобиль Chevrolet Nova на рынки
Латинской Америки. Выяснилось, что No va
по-испански означает "не может двигаться".
* Парфюмерная компания Clairol поставляла
свои сухие дезодоранты в Германию, используя
cлоган Mist Stick ("туманный дезодорант").
Оказалось, что слово Mist ("туман")
на немецком сленге означает "навоз".
* Компания Colgate-Palmolive вывела на французский
рынок свою новую зубную пасту Cue. Позже
американцы узнали, что именно такое название
носит популярный французский порножурнал.
* А Pepsi дословно перевела на китайский
язык свой главный рекламный девиз: "Живи
с поколением "Пепси" (Come Alive With the
Pepsi Generation), шокировав китайцев. Этот слоган
в Поднебесной приобрел неожиданное звучание:
"Пепси" заставит ваших предков подняться
из могил".
* В Китае в глупой ситуации оказалась
и Coca-Cola: здесь произносят название этого
напитка как "Кекукела", что означает
"кусай воскового головастика". Компания
была вынуждена перебрать 40 тыс. вариантов
написания своей торговой марки, прежде
чем было выбрано "Коку Коле", что
по-китайски означает "счастье во рту".
* Авиакомпания American Airlines установила в
своих самолетах кожаные кресла и решила
сообщить об этом мексиканским потребителям.
На английском призыв звучал прекрасно:
Fly in Leather ("Летай в коже!"), но в испанском
варианте он читался так: "Летай голым!"
* Компания Frank Purdue, производящая курятину,
в США использует слоган It takes a strong man to
make a tender chicken (примерный перевод: "Чтобы
приготовить нежного цыпленка, требуется
сильный мужчина"). В переводе на испанский
эта фраза приобрела несколько иной смысл:
"Нужен сексуально возбужденный мужчина,
чтобы курица стала нежной".
* Кстати, подобные курьезы случаются и
с нашими брендами. В начале 90-х годов Агентство
печати "Новости" переименовали в
РИА "Новости", выяснилось, что РИА
по-испански означает "смеется". Из-за
этого вот уже более 10 лет агентство серьезные
политические сообщения продает испанским
коллегам за подписью "Новости смеются".
* А в Украине перестали рекламировать
шоколад Виспа, ибо по-украински это слово
означает «Оспа» .
Эти
и подобные примеры могут послужить показателем
влияния аудитории на рекламистов. Безусловно,
курьезы рекламы заставляют потребителя
обратить внимание на продукцию, но вряд
ли от этого товары и услуги приобретают
небывалый спрос.
Другой
пример взаимодействия рекламы и реципиента
— это гендерный подход к созданию визуальной
рекламы. Как правило, здесь используются
два основных вида образов — женский и
мужской. Несмотря на провозглашение равенства
полов, в современной рекламе по-прежнему
часто прослеживаются присущие патриархальному
строю роли мужчин и женщин. В качестве
примера можно привести рекламу коньяка
известной торговой марки, где на первом
плане ярко выступает мужчина, женщина
при этом находится на дальнем плане и
едва заметна. Идеальный мужчина по-прежнему
мужественен, силён и властен. Идеальная
женщина — нежная, мягкая, хозяйственная.
Что касается последнего — это особенно
ярко прослеживается в рекламе бульонных
кубиков, специй и бытовой химии .
В принципе, вряд ли реклама коньяка, о
которой говорилось выше, прибавила бы
продаж, будь на первом плане с бутылкой
молодая женщина. Этот образ бы сразу перехлестнулся
с женским образом пропаганды здорового
образа жизни и вызвал негативную реакцию
у аудитории. Гламурная девушка в розовом
и на каблуках у кухонной плиты тоже выглядела
бы крайне неуместно в ролике, посвященном
новой приправе, впрочем, загорелый мачо
тоже.
Следовательно
успешность того или иного вида массовой
коммуникации напрямую зависит от успешности
у аудитории. Таким образом, реципиент
способен воздействовать на СМИ, в котором
размещены материалы публицистики, пропаганды,
пиара, рекламы и лоббизма, заставляя профессионалов
искать простые и надежные пути к успеху.
III. Заключение.
Слово "коммуникация" произошло от
лат. communico — 'делаю общим, связываю, общаюсь',
следовательно, СМИ, в которых опубликованы
материалы всех видов массовых коммуникаций,
направлены в целом на взаимодействие
с аудиторией, точнее — ее активной частью,
публикой. Решая свои задачи, СМИ вступает
в диалог с рециепиентом, получая с его
стороны необходимую для получения успешного
результата информацию. Только такая взаимовыгодная
форма общения СМИ и их коммуникантов
дает возможность для эффективной трансляции
информации как основного необходимого
продукта потребления постинустриального
общества.
IV.
Список литературы.
[1] Краткая литературная энциклопедия,
т.6, стлб.73. — М.: Сов. энциклопедия, 1971.
[2] Статья propaganda в Британской энциклопедии
(англ.).
[3] Федеральный закон Российской Федерации
от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
[4] Коконосенко С. Г. Основы журналистики,
гл. Аудитория СМИ.
[5] Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики:
Учебное пособие, гл.9, стр.277 - М.: Изд. РИП-холдинг,
2002.
[6] Социальная психология.Словарь / Под.
ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь
в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко.
Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР
СЭ, 2006. — 176 с.; гл.2 Человек и социум: поведение,
деятельность, общение.
[7] Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская
Е. Интернетско-русский разговорник - ©
Яндекс, 2001; раздел Интернет как средство
маркетинга и PR.
Информация о работе Типы и виды аудитории массовой коммуникации