Типы конфликтных личностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:45, доклад

Описание работы

Наверное, трудно себе представить человека, который хотя бы раз не участвовал тем или иным образом в конфликте. Конфликты в жизнь людей приходят по их собственной вине или по не зависящим от них причинам. Конфликтуют люди с близкими и любимыми, а также с малознакомыми и незнакомыми людьми. Иногда конфликты разрушают жизнь человека, а в лучшем случае просто портят настроение.

Файлы: 1 файл

Типология конфликтных личностей.docx

— 25.44 Кб (Скачать файл)

Типы конфликтных личностей

Наверное, трудно себе представить человека, который хотя бы раз не участвовал тем или иным образом в конфликте. Конфликты в жизнь людей приходят по их собственной вине или по не зависящим от них причинам. Конфликтуют люди с близкими и любимыми, а также с малознакомыми и  незнакомыми людьми. Иногда конфликты разрушают жизнь человека, а в лучшем случае просто портят настроение.

Все люди разные и по-разному реагируют на конфликтную ситуацию. Иногда конфликт на работе отравляет жизнь, а конфликты в семье доводят до изнеможения. От того, как человек воспринимает ситуацию, зависит психическое, а порой и физическое здоровье. Попав в конфликтную ситуацию, человек чувствует, что мог бы и не попасть в нее, сумев сохранить свое эмоциональное равновесие. Но это очень сложно сделать рядом с конфликтной личностью, которая, как спичка, зажигает неконтролируемые эмоции и ломает заготовленные фразы, слова, которые должны были не позволить втянуться в какую-то ненужную борьбу.

Психологи описывают много различных классификаций типов личностей, которые считаются конфликтными. В данной работе будут представлены классификации, предложенные Робертом М. Брэмсоном, американским конфликтологом Джини Г. Скоттом, а также наиболее признанная сообществом конфликтологов классификация.

 

Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

В своей работе "Общение с трудными людьми" Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них. 

1) "Агрессивисты" – они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают. 

2) "Жалобщики" – у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность. 

3) "Молчуны" – спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) "Сверхпокладистые" – они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд. 

5) "Вечные пессимисты" – всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать "нет", поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится. 

6) "Всезнайки" – считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом "превосходстве" знали и другие. Они могут действовать как "бульдозер", расталкивающий всех на своем пути со своими "знаниями". Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли. 

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов: 

1) "Максималисты" – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости. 
2) "Скрытные" – держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно. 

3) "Невинные лгуны" – заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет;  
4) "Ложные альтруисты" – якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации. 

Встречаются "игроки" различных типов, например, такие люди, которые говорят и поступают в стиле "да, но…", описанные Эриком Берном в его книге "Игры, в которые играют люди". Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку. 

От типов людей, трудных в общении, следует перейти непосредственно к классификации типов конфликтных личностей, предложенному Джини Г. Скотом.

Тип "паровой каток"/"шермановский танк". Это люди грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу. Они могут вести себя так потому, что убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. В то же время, некоторые из таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для "парового катка" подрыв его имиджа – ужасная перспектива.

Тип "скрытый агрессор"/"снайпер". Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Обычно он полагает, что такое его поведение полностью оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он выполняет роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Он может также вести себя таким образом потому, что не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто.

Тип "разгневанный ребенок"/"взрывной человек". Человек, относящийся к этому типу людей, не является злым по своей природе; он взрывается, как ребенок, у которого плохое настроение. Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, муж может взорваться, ревнуя свою жену, боясь потерять ее и опасаясь утратить контроль; или начальник может вспылить, чувствуя, что подчиненные совсем отбились от рук.

"Жалобщик". В действительности жалобщики бывают двух типов: реалистичные и параноидные, которые жалуются на воображаемые обстоятельства. Жалобщики обоих типов часто бывают охвачены некоторой идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир в целом – во всех грехах. В некоторых случаях вы можете столкнуться с жалобщиком только как благодатный слушатель. В других – как предмет его жалоб и обвинений.

Тип "молчун"/"тихоня". Люди этого типа могут быть скрытными по многим причинам, и чем особенно разочаровывает общение с ними, так это тем, что причины их скрытности вам неизвестны. Ключом к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него, является преодоление этой замкнутости.

Тип "сверхпокладистый". Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении с ними, потому что они всегда уступают, чтобы помочь и тем самым понравиться другим людям. Но время от времени они создают проблемы: вы полагаетесь на такого человека, который соглашается с вами во всем, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом. Сотрудник берет на себя какую-то работу – и не выполняет ее; друг соглашается сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находит причину для отказа.

Наиболее же общей классификацией является следующая:

Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Конфликтная личность демонстративного типа выделяется такими чертами поведения и характера:

  • хочет быть главным во всем;
  • относится к другим исходя из их отношения к нему;
  • прекрасно приспосабливается к новым условиям и ситуациям;
  • больше всего выражено эмоциональное поведение;
  • дальнейшие действия планирует исходя из сложившейся ситуации;
  • никогда не уходит от конфликтов.

Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность ригидного типа отличается от других такими чертами:

  • подозревает всех вокруг;
  • считает себя лучше всех;
  • требует от окружающих признания своей значимости;
  • не принимает во внимание изменения обстановки;
  • не учитывает мнения других людей;
  • не умеет и никогда не критикует себя;
  • обижается даже на пустяки.

Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Неуправляемый тип конфликтной личности можно определить по следующим признакам:

  • действует на основе импульса, из-за чего практически не контролирует себя;
  • его поведение невозможно предсказать;
  • не умеет и не хочет себя контролировать;
  • в своих неудачах обвиняет других;
  • не умеет планировать свою жизнь и действия.

Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Этот тип конфликтной личности выделяется такими чертами поведения:

  • в работе учитывает даже самые незначительные вещи;
  • обладает завышенными требованиями к себе и к окружающим;
  • постоянно переживает за все;
  • на его поведение и самочувствие влияют даже мелкие детали;
  • может прекратить общаться с людьми, если ему показалось, что его обидели;
  • не проявляет свои эмоции.

«Бесконфликтный». Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Конфликтную личность этого типа можно определить по таким признакам:

  • обладает внутренними противоречиями;
  • ему легко навязать свое мнение;
  • его поведение зависит от мнения окружающих;
  • для него ориентацией в жизни является сиюминутный успех;
  • главная цель – достичь компромисса;
  • не думает о причинах и последствиях своих действий.

 

Конфликтная личность неблагоприятно влияет на психологический климат в группе. Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный человек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавшегося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существенно легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость системы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застывшая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяснении поступков окружающих, порождая конфликты.

Информация о работе Типы конфликтных личностей