Вербальная и невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

1. Речевое общение как способ коммуникаций.
2. Речевая культура.
3. Невербальные элементы коммуникации.
4. Социокультурные аспекты невербальной коммуникации.

Файлы: 1 файл

деловые к.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  
Российской Федерации

ФГБОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГАУ

Кафедра управления и маркетинга в АПК

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловые коммуникации»

 

на тему: « Вербальная и невербальная коммуникация »

 

 

 

 

Выполнил: студент ЭМ/Мен-1 
заочной формы обучения

Грибанов Е. В.

Шифр 14501

Руководитель: доцент

Наролина Ю. В.

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2014

Учебное издание

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Речевое  общение как способ коммуникаций.

2. Речевая  культура.

3. Невербальные  элементы коммуникации.

4. Социокультурные  аспекты невербальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Речевое общение как способ коммуникации.

Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.

Понятие «речь» имеет несколько значений:

• особый вид человеческой деятельности;

• разновидность общения при помощи языка (то, что обычно называют стилем языка, слогом), которая характеризуется набором определенных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.);

• виды синтаксического построения высказывания (косвенная речь, прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

Нас интересует, прежде всего, первое значение. Речь – это вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельности памяти, и т.д.).

Речь всегда конкретна и индивидуальна. Выделяют следующие формы речи:

Внутренняя - Внешняя,

Письменная - устная,

Монологическая - Диалогическая.

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы – внутренней речи. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, не произносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь "работает" всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: "На языке вертится, а сказать не могу". Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

• мысленная подготовка фразы

• воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата

• звуковая или графическая фиксация мысли.

Внешняя речь существует в устной и письменной формах.

Письменная форма

1.1. Способы кодирования выраженные звуками (акустическим кодом). Выражена буквами (графическим кодом)

1.2. Механизмы порождения. Создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки Подготавливается, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию

1.3. Механизмы восприятия. Воспринимается сразу, непосредственно. Осмысливается при многократном чтении

1.4. Грамматические и лексические особенности. Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Предел количества слов для звучащей речи – от пяти до девяти. Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.

1.5. Виды норм Орфоэпические, в частности, акцентологические требования Орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования

1.6. Выразительные возможности. Обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

1.7. Характер адресата. Зависит от того, как воспринимают речь, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Речь обычно обращена к отсутствующим (адресат не оказывает влияния).

Устная форма речи

Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при "озвучивании" приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. Поэтому при подготовке устного публичного выступления следует помнить, что для устной речи характерна Словесная импровизация: свобода в выборе лексики, словесные повторы, обращения, иногда – побудительные конструкции. В процессе подготовки к будущему докладу нужно переделать письменный текст в устный – с учетом особенностей произнесения и восприятия устной речи.

 

При подготовке публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог "подделкой письменной речи под устную". Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две "стихии". Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь "приобрела перед письменной важное преимущество – моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться". Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.[2]

2. Речевая культура

Основную часть рабочего времени руководителей и управляющих компаний, а также специалистов по работе с персоналом и клиентами занимают совещания с подчиненными, коллегами или партнерами, согласования производственных моментов и другие виды делового общения. Роль вербальных коммуникаций в жизни деловых людей невозможно переоценить, ведь карьерный рост представителей многих профессий напрямую зависит от того, насколько совершенно они владеют навыками общения в профессиональной среде.

В европейских странах подготовка высококвалифицированных специалистов включает в себя обучение специфике и культуре деловой речи. Такие навыки являются основными составляющими профессиональной культуры, ведь человек, который в процессе своей рабочей деятельности будет принимать решения, должен уметь грамотно составлять документы, уметь вести переговоры с партнерами, ставить задачи и мотивировать работников. Культура речи в деловом общении во многих случаях может стать залогом успешного заключения сделок, от нее напрямую зависит эффективность работы сотрудников, а, следовательно, и прибыльность предприятия.

Речь в деловом общении имеет определенную специфику. Если в повседневной жизни, в разговорах с близкими и друзьями люди часто не задумываются о том, как они разговаривают, то в общении в рабочем процессе важны все аспекты, начиная от интонации и выражения лица говорящего и заканчивая невербальными коммуникативными приемами. Культура речи делового человека состоит из нескольких составляющих, которые характеризуют ораторские способности с разных сторон. Можно выделить основные из них:

2.1. Словарный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.

2.2. Состав речи - люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.

2.3. Грамотность - фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.

2.4. Произношение и интонация - важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь способны свести на нет интерес к говорящему.

2.5. Невербальные  составляющие - мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают его неуверенность в себе, растерянность или страх, его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится.

Речевая культура в деловом общении является решающей, ведь в процессе общения организовывается совместная деятельность, налаживаются партнерские отношения, решаются производственные вопросы. Поэтому грамотная и выразительная речь - одна из важнейших составляющих этикета делового человека и залог его успешности в карьере или в бизнесе.

Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает прежде всего ПРИВЕТСТВИЕ. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий.

Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо поприветствовать своего собеседника первым.

Существуют вполне определенные правила речевого этикета, которые касаются ОБРАЩЕНИЯ к собеседнику. Обращение «вы» свидетельствует о культуре того, кто обращается, подчеркивает уважение к партнеру или коллеге. Хорошо воспитанный и корректный деловой человек всегда пользуется этой вежливой формой обращения, независимо от того, с кем он беседует: будь то его непосредственный начальник или подчиненный, человек значительно старше его или моложе. Обращение на «ты» в деловой обстановке нежелательно. Оно допустимо лишь тогда, когда может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями.

К деловым партнерам, которые хорошо знакомы, а также к своим коллегам предпочтительно обращаться по имени и отчеству или по фамилии с добавлением слов «господин» (раньше «товарищ»). По имени можно обращаться к ближайшим коллегам, если они молоды и не возражают против такого обращения. К незнакомому человеку можно обратиться со словами: «гражданин», «господин», «сударь» или «сударыня», «девушка», «молодой человек».

 Во  время ведения делового разговора  очень важно учитывать расстояние  между собеседниками и объем  пространства общения. Здесь существует  следующий неписаный закон: расстояние  до одного метра считается  интимным (общение на таком расстоянии  обычно происходит между друзьями  или близкими людьми). Расстояние  от одного до двух с половиной  метров считается официальным. В  тех случаях, когда люди нарушают  эти «инстинктивные» границы, вам  становится не по себе, и у  вас остается неприятное ощущение  от контакта с ними (вспомните, как обычно напряженно молчат  незнакомые люди в лифте). 

Важным элементом вежливости в деловой жизни является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, с помощью которого можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими не следует пренебрегать.

Прежде всего принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого — женатому, низшего по иерархии высшему, мужчину — женщине, более молодую женщину — старшей и т.д.

Момент представления имеет важное значение. При этом следует избегать вольностей, лучше употреблять простые фразы типа: «Это Иван, мой коллега», «Представляю вам Анну» и т. п.

Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, сидящая женщина в таких случаях не встает. Представляя ближайшего родственника, говорят: «Мой отец», «Мой брат Петр», опуская фамилию. Только что прибывшие на встречу или прием не представляются лицам, которые уже покидают его.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

В деловых разговорах руководителя с подчиненными должна соблюдаться СЛУЖЕБНАЯ СУБОРДИНАЦИЯ, однако при этом всем участникам таких разговоров необходимо соблюдать вежливость. Так, в случае, когда нужно поручить подчиненному что-либо сделать, суть распоряжения лучше всего изложить в форме не приказа, а просьбы. Распоряжение, высказанное в форме просьбы, сближает людей, способствуя более уважительному отношению друг к другу. Например, вместо того, чтобы сказать: «Иван Иванович! Я требую...» (или несколько мягче: «Иван Иванович! Я прошу...»), лучше сказать: «Иван Иванович! Не смогли бы вы...»

Для подчиненного конечно же ясно, что это не просьба, а распоряжение, но современный служебный речевой этикет требует всегда, когда это возможно, придерживаться демократической формы служебного разговора. Такая форма свидетельствует, что руководитель учитывает интересы подчиненного, но, поскольку необходимо выполнить более срочную работу, он просит прервать текущую работу и заняться другой.

Разговаривая с подчиненным, естественно, необходимо быть предельно внимательным к нему и не отвлекаться от обсуждения вопроса на какие-либо посторонние дела. Так, нужно до минимума свести телефонную беседу, которая неожиданно может состояться, или диалог с третьим лицом, вторгшимся во время встречи. Особенно это относится к телефонным разговорам неслужебного характера. Такое поведение не только может быть истолковано как отсутствие должного уважения к собеседнику, но и представляет собой растрату времени самого руководителя, ибо беседа с перерывами порождает необходимость вновь возвращаться к уже рассмотренному вопросу, а следовательно, напрасную трату времени.

Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникация