Вербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:09, реферат

Описание работы

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Файлы: 1 файл

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем.docx

— 158.93 Кб (Скачать файл)

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности.

 

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

 

Обычно выделяют следующие функции речи:

Коммуникативную, которая является доминирующей;

Апеллятивная - грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и звательной форме;

Экспрессивная - выражение выразительности речи;

Фактическая, т.е. контактоустанавливающая.

Метаязыковая, т.е. функция толкования.

Волюнтативная, т.е. функция волеизъявления.

 

Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь.

 

Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматриваемой модели вербальной коммуникации. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения.

 

Также психологи замечают, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида и не воспринимают то, что противоречит взглядам и убеждениям человека.

 

Чтобы придать сообщению помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна составлять от 50 до 95% запаса знан

 

Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке.

 

Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника.

 

По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:

·изменения в знаниях получателя;

·изменение установок получателя,

·изменение проведения получателя сообщения.

 

Формы речевой коммуникации.

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью.

 

Выделяют следующие типы диалога:

информативный диалог;

прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ, обещание);

диалог - обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия);

праздноречивый диалог (это может быть эмоциональное общение или интеллектуальный разговор).

 

Речь прежде всего подразделяется на внутреннюю, т.е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельностью и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению. Внешняя речь существует на основе внутренней.

 

Внешняя речь представлена в двух формах: устной и письменной.

Устная речь - это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения. Письменная речь - это речь, графически закрепленная.

 

Слушание как средство вербальной коммуникации

Слушать не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания. Уметь слушать - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Цель вербализации-поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить к себе людей, побудить их к большей душевной щедрости.


Информация о работе Вербальные средства общения