Визуальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

В данной статье хочется провести параллели в таких науках как семиотика и проектирование средств визуальных коммуникаций. Понять, где применимы основные аспекты семиотики в решении задач проектирования графических средств визуальных коммуникаций. Для этого необходимо выделить основные понятия, которые объединяют теоретическую составляющую семиотики, как науки, и практические принципы проектирования визуальных коммуникаций, как прикладной дисциплины.

Файлы: 1 файл

В данной статье хочется провести параллели в таких науках как семиотика и проектирование средств визуальных коммуникаций.docx

— 489.33 Кб (Скачать файл)

В данной статье хочется  провести параллели в таких науках как семиотика и проектирование средств визуальных коммуникаций. Понять, где применимы основные аспекты  семиотики в решении задач  проектирования графических средств  визуальных коммуникаций. Для этого  необходимо выделить основные понятия, которые объединяют теоретическую  составляющую семиотики, как науки, и практические принципы проектирования визуальных коммуникаций, как прикладной дисциплины.     

Под семиотикой, согласно Ю.М. Лотману, следует понимать науку о знаках и коммуникативных знаковых системах, используемых в процессе общения. Здесь следует отметить два основных понятия, которые и являются ключевыми в подходах и принципах единых для семиотики и проектирования визуальных коммуникаций – это коммуникативные знаковые системы и процессы общения.     

Процессы общения могут  осуществляться через устную речь и  письмо, передаваться и приниматься  посредством визуализации изображений, предметов, жестов (движений), а так  же через непосредственные контакты с предметами и людьми. Чтобы понять общие принципы процессов общения в рамках проектирования визуальных коммуникаций, необходимо определить местоположение  и значение аспектов семиотики  в общей системе коммуникаций (Рис.1. Общая система коммуникаций).     

Чтобы понять, что такое  визуальные коммуникации, необходимо разобраться, что такое общая  система коммуникаций. Так же мы должны учитывать, что речь идёт об искусственно созданных человеком  коммуникациях. Общую систему коммуникаций можно разделить на три основных вида (Рис.1. Общая система коммуникаций): 
     - Вербальные коммуникационные виды; 
     - Визуальные коммуникационные виды; 
     - Тактильные коммуникационные виды.     

В свою очередь виды коммуникаций подразделяются на процессуальные типы. Под процессом здесь понимается метод воспроизведения  коммуникативного вида. Например: 
     - Вербально-фонетический тип, вербально-графический тип; 
     - Визуально-предметный тип, визуально-графический тип, визуально-динамический тип; 
     - Тактильно-предметный тип, тактильно-динамический тип.

     

Исходя из вышесказанного, Общую систему визуальной коммуникации можно описать в следующей  схеме:  Субъект (Автор) --- Вид коммуникации (Идея) --- Тип коммуникации(Процесс) --- Результат коммуникации (Оъект). 
    Коммуникативный вид визуально-графической системы выстраивается в следующую цепочку: Автор (Дизайнер-график) --- Коммуникативный вид (Визуальный) --- Процессуальный тип (Визуально-графический) --- Объективный результат (Графика). Так же не составляет труда выстроить другие визуально-коммуникативные системы.

Визуальные коммуникации часто относят к области графического дизайна, так как в большинстве  случаев в процессе работы над  созданием визуальных элементов  в коммуникативной среде проектировщиками используются графические материалы, приёмы и техники. Рассмотрим, к примеру, визуально-графический процессуальный тип визуальных коммуникаций. В данном случае элементами визуальной коммуникации будут графические элементы:  
 
      - Пиктограмма (от лат. pictus — рисовать и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.  
      - Индекс (лат. index — список, реестр, указатель) — комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности или характеризующая состояние последовательной системы.  
      - Символ. (лат. Symbol - Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет качественный характер символа.       

Семиотика, согласно теории Ч.С. Пирса, тоже классифицирует знаки  на три основные группы: Пиктограмма (качественный знак), Индекс (индивидуальный знак), Символ (обще-смысловой знак).       

 Исходя из того, что мы рассматриваем в данной статье аспекты семиотики в проектировании графических средств визуальных коммуникаций (Рис.2. Семиотика графических средств визуальных коммуникаций), то не будем рассматривать фонетические, предметные, динамические и другие процессуальные типы  коммуникативных видов, а сосредоточимся на разделе графического дизайна.

      

В общей системе коммуникаций раздел графического дизайна можно описать следующим образом: 
      1. Создание графического символа: Автор (Дизайнер-график) --- Коммуникативный вид (Вербальный) --- Процессуальный тип (Вербально-графический) --- Объективный результат (Пиктограмма, Индекс, Символ). 
      2. Создание графических средств визуальных коммуникаций: Автор (Дизайнер-график) --- Коммуникативный вид (Визуальный) --- Процессуальный тип (Визуально-графический) --- Объективный результат (Графика, Типографика, Фотографика или Графическая система, которая объединяет в себе все объективные результаты).

     

Однако здесь надо дать определение, что такое визуальная коммуникация. Визуальная коммуникация – это система композиционных элементов объединённых коммуникативными связями. Из  данного определения выходит, что процесс проектирования визуальных коммуникаций состоит из двух основных частей, составляющих суть проектирования.     

 Первая часть –  это проектирование элементов  визуальных коммуникаций, которые являются составляющими визуальной системы и используют такие понятия семиотики как пиктограмма, индекс и символ. Вторая часть – это проектирование коммуникационных связей, которые объединяют композиционные элементы визуальной системы, и использует такие аспекты семиотики, как семантика, синтактика и прагматика. 
     В основе проектирования графических элементов визуальной системы (пиктограмма, индекс, символ) лежит  решение нескольких композиционных задач. В первой степени композиция определяет особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.  Элементы визуальной системы, в отдельности, проектируются по законам композиции. Композиция, в свою очередь, имеет три основополагающих вида: 
     - Абстрактная композиция. В графическом дизайне абстрактная композиция определяет смысл знака и состав элементов, из которых он состоит. В предметном дизайне - компоновочную схему объекта. В архитектуре – схему коммуникационного процесса. 
    - Формальная композиция. В графическом дизайне формальная композиция есть искусство составления объектов проектирования на основе геометрических фигур, осуществляемый на базе определённых абстракций. 
    - Ассоциативная композиция. В графическом дизайне — это связь между элементами композиции, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.  
     При решении выше перечисленных пропедевтических задач, так же необходимо  учитывать другие особенности проектирования систем визуальных коммуникаций. Эти особенности определяются коммуникационными связями, т.е. второй частью проектирования визуальных коммуникаций. Коммуникативные связи делятся на три основных вида: 
    - Логическая связь – это смысловые, идейные, семантические отношения между визуальными элементами системы.

    

- Тектоническая  связь – это формальные, конструктивные, функциональные отношения между визуальными элементами системы.

    

- Эстетическая  связь – это ассоциативные, художественно-образные отношения между визуальными элементами системы.

    

Попробуем рассмотреть эти коммуникативные связи в аспектах семиотики (Рис.3. Синкретические взаимосвязи). Безусловно, логические связи в проектировании средств визуальных коммуникаций можно отнести к такому аспекту семиотики, как семантика. Семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому объекту. Тектонические связи - охватывает такой аспект семиотики, как синтактика. Синтактика - изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации. Такой аспект семиотики, как прагматика, исследует проблемы интерпретации знаков и знаковых систем для тех, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Каждый интерпретатор ставит перед собой свои прагматические цели и индивидуальные художественно-образные задачи, а значит, использует эстетические связи.

    

 Из выше сказанного  следует, что аспекты семиотики  играют значимую роль в процессах  проектирования средств визуальных  коммуникаций. Синкретический подход  в применении аспектов семиотики  для проектной деятельности дизайнеров  и архитекторов даёт более  эффективные результаты.


Информация о работе Визуальные коммуникации