Внутриличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы – является рассмотрение основ внутриличностного конфликта.
Для реализации вышепоставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие внутриличностного конфликта;
2. Ознакомиться с видами внутриличностных конфликтов;
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…….3-4
1. Понятие внутриличностного конфликта……………………………….5-8
2. Виды внутриличностных конфликтов……………………………...…9-12
3. Механизмы психологической защиты……………………………….13-15
4. Причины внутриличностного конфликта…………………………....16-18
5. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов…………………………………………………………………...19-21
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конфликтология реферат.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек имеет возможность для сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для выработки адекватной самооценки, для самореализации.

Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций. Такой конфликт угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

 

  1. Механизмы психологической защиты

Психологическая защита – нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

У человека на подсознательном уровне существует большое число защитных механизмов, которые до известной степени способствуют снятию внутреннего напряжения. Они также помогают справиться с возникшими трудностями, подсказывают возможные решения проблемы, дают передышку и убежище от неприятностей, «охраняют самоуважение». Но все это происходит за счет определенного отказа от реальности или ее искажения.

Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее:

1. Отрицание – один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами. Их игнорированием.

2. Проекция – сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

3. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудач, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

4. Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя.

5. Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

6. Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

7. Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

8. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. 9. Аннулирование – поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

10. Сублимация – удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

11. Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы:

  • дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
  • дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
  • преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо;
  • переоценка ценностей, всей мотивационной системы;
  • самодискредитация (искупление вины).

12. Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

13. Компенсация – онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

14. Идентификация – моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

15. Фантазия – бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.9

 

 

 

  1. Причины внутриличностного конфликта

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.10

При рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

  • внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  • внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  • внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой;
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.11

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены:

  • положением личности в группе;

Эти причины могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. Можно выделить 4 вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

  1. Физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая и т.п.;
  2. Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);
  3. Биологические ограничения;
  4. Социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

 

  • положением личности в организации;

На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

  1. Противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;
  2. Противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда;
  3. Противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;
  4. Противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения;
  5. Противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой;
  6. Противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;
  7. Противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности;
  8. Противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.  
  • положением личности в обществе.

Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.12

 

 

 

 

5. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

При дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности. 

Выделим и рассмотрим основные способы:

    1. Познай самого себя.

Первое и исходное условие профилактики  внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя». Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно, прежде всего, осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п.. Необходимо, прежде всего, создать правильный «Я-образ», только тогда личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. 

    1. Адекватно оценивайте себя.

Это условие предупреждения внутриличностного конфликта непосредственно примыкает к предыдущему. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конфликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармонических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов. Тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.

От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Самооценка личности непосредственно связана с уровнем ее притязаний, степенью трудности достижения тех целей, которые она перед собой ставит

    1. Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности.

После того как вы «покопались в себе» и адекватно оценили себя,  попытайтесь сформулировать и взять на вооружение основополагающие жизненные ценности. Отсутствие таких основополагающих ценностей делает человека несвободным и нестабильным, подверженным ситуативным и временным влияниям. Без таких ценностей, личность не может развиваться нормально.

    1. Используйте свой жизненный опыт.

Важный способ профилактики внутриличностных конфликтов — формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Необходимо как можно чаще отмечать: что, когда, при каких обстоятельствах, и каким образом нам удалось, а в чем мы потерпели фиаско. Рекомендуется также записывать наблюдения и выводы и детально их анализировать.

    1. Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех.

Анализируя свой жизненный опыт и делая выводы на  будущее, ориентируйтесь на успех. Если вас постоянно будет сопровождать чувство страха потерпеть неудачу, то вообще не следует начинать никакое дело. В этом случае вы обречены на неудачу и на внутриличностный конфликт с самого начала, а точнее, даже не начав еще деятельности. Механизм возникновения внутриличностного конфликта у людей, ориентирующихся на неудачу, заключается в том, что они  выбирают либо непомерно завышенный, либо сильно заниженный уровень требований. Для них типичны спады активности, отступления.

Информация о работе Внутриличностный конфликт