Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрен алгоритм решения задач с применением симплексного метода.
Перед нами стоит несколько задач: введение понятия «симплексный метод», обозначение условий применения данного метода на практике, особенности решения, а также алгоритм решения задач различными способами (графический, алгоритмический, матричный) и предоставление практического решения реальной производственной задачи.
Введение………………………………………………………………………………..3
1 Описание симплексного метода..…………...……………………………...……….4
2 Алгоритм решения задач симплексным методом……………………...…………..9
2.1 Графический метод……………………………………………………………….16
2.2 Табличный симплекс – метод……………………………………………….…...21
2.3 Алгоритм метода искусственного базиса………………...…………….……….25
2.4 Двойственный симплекс-метод………………..………………………………...26
3 Решение реальной производственной задачи…………………………………….28
3.1 Постановка задачи………………………………………………………………..28
3.2 Решение задачи…………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………………..40
Базис |
9 |
10 ( |
16 ( |
0 ( |
0 ( |
0 ( | ||
0 ( |
72 |
9 |
9 |
0 |
1 |
0 | ||
16 ( |
24 |
1 |
0 |
0 | ||||
0 ( |
108 |
0 |
0 |
1 | ||||
384 |
3 |
-2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
При этом в столбце записываем коэффициент С3=16, стоящий в столбце вводимого в базис вектора . Затем заполняем элементы столбцов для векторов, входящих в новый базис. В этих столбцах на пересечении строк и столбцов одноименных векторов подставляем единицы. Что же касается остальных элементов, то будем полагать, что они равны нулю.
Для определения остальных элементов таблицы 3.2.3 применяем правило треугольника. Вычислим элементы, стоящие в столбце вектора . Первый из них находится в первой строке этого столбца. Для его вычисления находим три числа:
1) Число, стоящее на месте этого элемента в предыдущей таблице. В нашем случае это число, стоящее в таблице 3.2.2 на пересечении столбца вектора и первой строки (360);
2) Число, стоящее в той же строке что и искомый элемент, а также в столбце вектора, вводимого в базис из предыдущей симплекс-таблицы. В нашем случае это число, стоящее в таблице 3.2.2 на пересечении столбца вектора и первой строки (12);
3) Число в строке введённого в базис вектора и в столбце искомого элемента в текущей симплекс-таблице. В нашем случае это число, стоящее в таблице 3.2.3 на пересечении столбца вектора и второй строки (24).
Вычитая из первого числа произведение двух других, находим искомый элемент: 360-12*24=72.
Записываем его в первой строке столбца вектора таблицы 3.2.3. Аналогичным образом находим и все остальные элементы:
180 - 3*24 = 108;
18 - 12*3/4 = 9;
15 - 12*1/2 = 9;
0 - 12*1/8 = -3/2;
5 - 3*3/4 = 11/4;
3 – 3*1/2 = 3/2;
0 – 3*1/8 = -3/8.
По окончании расчёта всех элементов таблицы 3.2.3 в ней получены новый опорный план и коэффициенты разложения векторов ( ) через базисные векторы , , и значения и . Как видно из этой таблицы, новым опорным планом задачи является план Х = [0; 0; 24; 72; 0; 108]. При данном плане производства изготовлены 24 изделия C и остаётся неиспользованным 72 кг сырья I вида и 108 кг сырья III вида. Стоимость всей производимой при этом плане продукции равна 384 руб. Указанные числа записаны в столбце вектора таблицы 3. Как видно, данные этого столбца по-прежнему представляют собой параметры рассматриваемой задачи, хотя они были значительно изменены. Изменились данные и других столбцов, а их экономическое содержание стало более сложным.
Так, например, возьмём два столбца вектора . Число 1/2 во 2-й строке этого столбца показывает, на сколько следует уменьшить изготовление изделий С, если запланировать выпуск одного изделия В. Числа 9 и 3/2 в первой и третьей строках вектора показывают соответственно, сколько потребуется сырья I и II вида при включении в план производства одного изделия В. Это обеспечит увеличение выпуска продукции в выражении стоимости на 2 руб. Другими словами, если включить в план производства продукции одно изделие В, то это потребует уменьшения выпуска изделия С на ½ ед. и потребует дополнительных затрат 9 кг сырья I вида и 3/2 кг сырья III вида, а общая стоимость изготовляемой продукции в соответствии с новым оптимальным планом возрастёт на 2 руб. Таким образом, числа 9 и 3/2 выступают как бы новыми «нормами» затрат сырья I и III вида на изготовление одного изделия В (как видно из таблицы 3.2.2, ранее они были равны 15 и 3), что объясняется уменьшением выпуска изделий С.
Такой же экономический смысл имеют и данные столбца вектора таблицы 3.2.3. Несколько иное экономическое содержание имеют, числа записанные в столбце вектора . Число 1/8 во 2-й строке этого столбца, показывает, что увеличении объёмов сырья II вида на 1 кг позволило бы увеличить выпуск изделий С на 1/8 ед. Одновременно потребовалось бы дополнительно 3/2 кг сырья I вида и 3/8 кг сырья III вида. Увеличение выпуска изделий С на 1/8 ед. приведет к росту выпуска продукции на 2 руб.
Из изложенного выше экономического содержания данных таблицы 3.2.3 следует, что найденный на II итерации план задачи не является оптимальным. Это видно и из четвертой строки, поскольку в столбце вектора этой строки стоит отрицательное число -2. Значит, в базис следует ввести вектор , то есть в новом плане следует предусмотреть выпуск изделий В. При определении возможного числа изготовления изделий В следует учитывать имеющееся количество сырья каждого вида, а именно: возможный выпуск изделий В определяется как для , то есть находим:
.
Следовательно, исключению из базиса подлежит вектор , иными словами, выпуск изделий ограничен имеющимися в распоряжении предприятия сырьём I вида. С учётом имеющихся объёмов этого сырья предприятию следует изготовить 8 изделий . Число 9 является разрешающим элементом, а столбец вектора и первая строка являются направляющими.
4) Составляем таблицу для третьей итерации.
Таблица 3.2.4. Симплекс-таблица для третьей итерации.
Базис |
9 |
10 |
16 |
0 |
0 |
0 | ||
10 |
8 |
1 |
1 |
0 |
0 | |||
16 |
20 |
0 |
1 |
0 | ||||
0 |
96 |
0 |
0 |
1 | ||||
400 |
5 |
0 |
0 |
0 |
В таблице 3.2.4 сначала заполняем элементы первой строки, которая представляет собой строку вновь вводимого в базис вектора р2. Элементы этой строки получаем из элементов первой строки таблицы 3.2.3 делением последних на разрешающий элемент (то есть на 9). При этом в столбце Ск данной строки записываем С2=10.
Затем заполняем элементы столбцов-векторов базиса и по правилу треугольника вычисляем элементы остальных столбцов.
В результате получаем новый опорный план Х = [0; 8; 20; 0; 0; 96] и коэффициенты разложения векторов через базисные векторы p2, p3, p6 и соответствующие значения и .
Проверяем, является ли данный опорный план оптимальным или нет. Для этого рассмотрим четвертую строку таблицы 3.2.4. В этой строке среди чисел отрицательных нет. Это означает, что найденный опорный план является оптимальным и . Следовательно, план выпуска продукции, включающий изготовление 8 изделий В и 20 изделий С, является оптимальным. При данном плане выпуска изделий полностью используется сырьё I и II вида и остаётся неиспользованным 96 кг сырья III вида, а стоимость производимой продукции равна 400 руб.
Оптимальным планом производства продукции не предусматривается изготовление изделий А. Введение в план выпуска продукции изделий вида А привело бы к уменьшению указанной общей стоимости. Это видно из четвертой строки столбца , где число 5 показывает, что при данном плане включение в него выпуска единицы изделия А приводит лишь к уменьшению общей стоимости на 5 руб.
Ответ: Х = (0; 8; 20), fmax=400.
План выпуска продукции, включающий изготовление 8 изделий В и 20 изделий С, является оптимальным.
Заключение
Применение экономико-математических методов и моделей позволяет существенно улучшить качество планирования и получить дополнительный экономический эффект без вовлечения в общественное производство дополнительных ресурсов, что чрезвычайно важно в условиях перехода экономики на преимущественно интенсивный путь развития.
В настоящее время область возможного применения экономико-математических методов в планировании чрезвычайно велика и с каждым годом она расширяется. Однако область фактического их применения в практике плановых расчетов намного скромнее. Это объясняется трудностями широкого внедрения экономико-математических методов.
Линейное программирование представляет собой наиболее часто используемый метод оптимизации. К числу задач линейного программирования можно отнести задачи:
Симплексный метод, позволяюший решить любую задачу линейного программирования, универсален. В настоящее время он используется для компьютерных расчетов, однако несложные примеры с применением симплекского метода можно решать и вручную.
С теоретической точки зрения симплекс-метод является не эффективной вычислительной процедурой, так как при каждой итерации в базисе изменяется только одна переменная.
Вычислительную эффективность симплекс-метода можно оценить с помощью 2-х параметров:
1) число итераций, необходимых для достижения оптимума;
2) общие затраты машинного
Подведем итог нашей работы.
В данной работе было введено понятие «симплексный метод», условия применения метода при решении реальных задач, особенности решения различными вариациями симплекс-метода (табличный симплекс-метод, графический, метод искусственного базиса, двойственный симплекс-метод).
Также была представлена производственная задача с использованием табличного симплексного метода на нахождение оптимального плана производства изделий, при котором общая стоимость всей произведенной предприятием продукции была бы максимальной. В результате получен оптимальный план выпуска продукции, включающий изготовление 8 изделий В и 20 изделий С.
При данном плане выпуска изделий полностью используется сырьё I и II вида и остаётся неиспользованным 96 кг сырья III вида, а стоимость производимой продукции равна 400 руб.
Список используемой литературы
1. Андронов Сергей Александрович. Методы оптимального проектирования. Под ред. А. В. Семенчук. – СПб.: Лаборатория компьютерно-издательских технологий, 2001. – 168 с.
2. Н. И. Глебов, Ю. А. Кочетов, А. В. Плясунов. Методы оптимизации. Учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2000. 105 с.
3. www.simplexwin.narod.ru/Simpl_
4. ru.wikipedia.org/wiki/
5. www.math.nsc.ru/LBRT/k5/opt.
6. www.np.vspu.ac.ru/doc/
1 Данный метод был разработан американским математиком Джорджем Данцигом в 1947 году.
2 Альберт Вильям Таккер (1905–1995) — американский математик.
Информация о работе Алгоритм решения задач симплексным методом