Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:46, доклад
Когда я впервые узнала имя Диофанта, меня заинтересовал этот человек как математик. Я прочитала много литературы про Диофанта и узнала, что он – великий математик, создавший «Арифметику» в 13-ти томах, именно у Диофанта впервые появляется буквенная символика. Диофант сформулировал правила алгебраических опeраций со степенями неизвестной, соответствующие нашим умножению и делению степеней с натуральными показателями и правила знаков при умножении. Всё, что я узнала о Диофанте, я решила изложить в проекте, ведь у меня было достаточно информации о нём.
1. Введение.
2. Цель работы.
3. Жизнь Диофанта.
4. Главные достижения Диофанта
5. Неопределенные уравнения первой степени.
6. Неопределенные уравнения второй степени.
7. Применение диофантовых уравнений в жизни.
8. Вывод.
9. Литература.
Областная конференция
«Киселевские чтения XI »
Диофант и его уравнения
Выполнила
учащаяся 8 «А» класса
МКОУ Бобровская СОШ №1
Яковлева Марина Владимировна
Руководитель
Бобылкина Елена Александровна,
учитель математики
МКОУ Бобровская СОШ №1.
2013 г.
Содержание
1. Введение.
2. Цель работы.
3. Жизнь Диофанта.
4. Главные достижения Диофанта
5. Неопределенные уравнения первой степени.
6. Неопределенные уравнения второй степени.
7. Применение диофантовых уравнений в жизни.
8. Вывод.
9. Литература.
1. Введение.
«Язык алгебры – уравнения. Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический»
И. Ньютон
Когда я впервые узнала имя Диофанта, меня заинтересовал этот человек как математик. Я прочитала много литературы про Диофанта и узнала, что он – великий математик, создавший «Арифметику» в 13-ти томах, именно у Диофанта впервые появляется буквенная символика. Диофант сформулировал правила алгебраических опeраций со степенями неизвестной, соответствующие нашим умножению и делению степеней с натуральными показателями и правила знаков при умножении. Всё, что я узнала о Диофанте, я решила изложить в проекте, ведь у меня было достаточно информации о нём.
2. Цели работы.
1. Узнать о Диофанте и его уравнениях
2. Научиться решать диофантовы уравнения
3. Найти применение диофантовым уравнениям в жизни.
3. Жизнь Диофанта.
В III—IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. До нас дошли шесть из тринадцати книг «Арифметики», написанных Диофантом. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице - надписи, составленной в форме математической задачи. Эта надпись дает возможность определить продолжительность жизни математика, которого позднее назвали «отцом греческой алгебры»
Надпись на гробнице Диофанта
Прах Диофанта гробница
покоит: дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил
ребенком
И половину шестой встретил с пушком на
щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался
мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный
сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое
горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Определим сколько лет прожил Диофант.
Пусть Диофант прожил x лет.
Составим и решим уравнение:
Умножим обе части уравнение на 84, чтобы избавиться от дробей:
Диофант прожил 84 года
4. Главные достижения Диофанта
Одним из главных достижений Диофанта было написание - Арифметика в 13 книгах.
К сожалению, сохранились только 6 первых книг из 13.
Лист из Арифметики (рукопись XIV века).
В верхней строке записано уравнение:
У Диофанта впервые появляется буквенная символика. Он ввел обозначения: неизвестной z, квадрата d , куба c , четвертой dd (квадратоквадрат), пятой dc (квадратокуб) и шестой степеней ее, а также первых шести отрицательных степеней, т. е. рассматривал, величины, записываемые нами в виде x6, x5, x4, x3, x2, x, x-1, x-2, x-3, x-4, x-5, x-6. Диофант применял знак равенства (символ i) и знак для обозначения вычитания.
Диофант сформулировал правила алгебраических опeраций со степенями неизвестной, соответствующие нашим умножению и делению степеней с натуральными показателями (для m + n 6), и правила знаков при умножении. Это дало возможность компактно записывать многочлены, производить умножение их, оперировать с уравнениями. Он указал также правила переноса отрицательных членов уравнения в другую часть его с обратными заиками, взаимного уничтожения одинаковых членов в обеих частях уравнения.
5. Неопределенные уравнения первой степени
1) Неопределенные уравнения первой степени вида ax + by = c
Методы решения уравнения первой степени:
1)Метод перебора
2)Метод «спуска»
Задание 1:
Найти все натуральные значения переменных х и у, которые являются решением уравнения: 4,5х+6у=57.
Решение:
Метод перебора
Помножим обе части уравнения на 2, чтобы избавиться от дробных чисел, получим: 9х+12у=114.
Выразим у через х:
Далее воспользуемся методом перебора (учитывая, что х и у - натуральные).
подставляя вместо х числа, удовлетворяющие равенству, получили некоторые значения у.
Метод «спуска»
1) Если свободный
член с неопределенного
2) Если коэффициенты a, b являются взаимно простыми числами, то уравнение имеет, по крайней мере, одно целое решение.
2) Неопределенные уравнения первой степени вида ax + by + cz= d. Задание 2:
Найти целые решения уравнения:
Решение:
Выразим переменную у через z и x
Введём замену
Придавая z и t целые значения, получим решение исходного уравнения:
t |
0 |
1 |
2 |
z |
1 |
2 |
3 |
x |
-4 |
-3 |
-2 |
y |
27 |
23 |
21 |
6. Неопределенные уравнения второй степени вида x2 + y2 = z2
Один из путей решения уравнения в целых числах оказался довольно простым. Запишем подряд квадраты натуральных чисел, отделив их друг от друга запятой. Под каждой запятой запишем разность между последовательными квадратами:
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100, 121, 144, 169, 196…
3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 , 21, 23, 25, 27…
Сформулируем такую теорему:
Каждое нечетное число есть разность двух последовательных квадратов
Если х - нечетное число, то
7. Применение диофантовых уравнений в жизни
Рассмотрим задачу, с которой вполне можно встретиться в жизни.
Задача 3. На складе имеются гвозди в ящиках по 16, 17 и 40 кг. Может ли кладовщик выдать 100 кг гвоздей , не вскрывая ящика?
Решение.
Ящиков по 40 кг не может быть больше двух. Два быть не может , т.к. 100-80=20, а 20 кг можно набрать, только вскрыв один ящик.
Пусть 1 ящик по 40 кг. Комбинируем другие ящики. Пусть 1 ящик по 17 кг, тогда останется 43. взять по 16 кг не можем.
Пусть 2 ящика по 17 кг, тогда останется 26 кг. Целых ящиков по 16 кг не получится.
Пусть 3 ящика по 17 кг, тогда останется 9 кг, которые придется выдавать, вскрыв какой-нибудь ящик.
Значит, ящики по 40 кг нам не нужны. Перебирая варианты с ящиками по 16 кг и 17 кг, получим единственное решение : 4 ящика по 17 кг и 2 ящика по 16 кг.
Задача 3. Покупатель приобрел в магазине на 21 р. товара. Но у него в наличии денежные знаки только 5 – рублевого достоинства, а у кассира – 3-рублевого. Требуется знать , можно ли при наличии денег расплатиться с кассиром и как именно?
Решение:
Пусть x – число 5 - рублевок, y – 3 - рублевок.
Подставим в у вместо х дробь 3/2t
По условию x > 0, y > 0.
Кроме того, t – четное, иначе ни x, ни y не будут целыми.
При t = 4, 6, 8, … имеем:
9. Вывод
Диофантовы уравнения и их решения и по сей день остаются актуальной темой. Как я убедилась, с помощью неопределенных уравнений разрешаются проблемы, ставшие у нас на пути.
Умение решать такие уравнения позволяет найти остроумные и сравнительно простые решения казалось бы «неразрешимых» задач, а в практической деятельности значительно сэкономить затраты средств и времени.
Проведя данное исследование, я овладела новыми математическими навыками, рассматривая некоторые методы решения неопределенных уравнений. Решая уравнения, получала некоторые результаты, которые можно использовать как в ежедневной практической деятельности, так и при рассмотрении проблем, окружающего нас Мира. Изучая диофантовы уравнения, показала практическое им применение.
Именно Диофант положил начало всему этому большому математическому разделу, в чем его огромнейшая заслуга.
10. Используемая литература
1) Н. Я. Виленкин и др. «За страницами учебника математики»: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. Для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
2) А. О. Гельфонд. Решение уравнений в целых числах (Серия «Популярные лекции по математике»). – М.: Наука, 1983.
3) А. Жуков. Неопределенные
4) В. И. Нечаев. Простейшие неопределенные уравнения. Детская энциклопедия, т. 3 (1-е изд.), т. 2 (2-е изд.).
5) Я. И. Перельман.
6) Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры: кн. Для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990.
7) Д. Пойя. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976.
8) О.К. Плетнева, Г.Р. Рубцова - Первая летняя математическая школа. Сборник материалов, 2011