Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа
Программа начинает свое действие с ввода первоначальных данных, а точнее с ввода координат начальных точек и шага.
Работа продолжается после нажатия любой клавиши. Выполняется расчет первых 2 точек методом Рунге-Кутта 4 порядка и координаты точек передаются в неявный метод Адамса 3 порядка. Вычисляются первые 400 точек и строятся графики функций r(t) и f(t). Клавиша Enter является сигналом для продолжения вычислений, после нажатия которой вычисляются следующие 400 точек и строятся графики.
Введение…………………………………………………………….....
4
1
2
Постановка задачи………………………………………………….....
Теоретические предпосылки…………………………………………
5
7
3
Тестирование………………………………………………………….
11
4
Блок схема……………………………………………………………..
14
Приложение А Текст программы…………………………………...
16
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра программного обеспечения вычислительной техники
и автоматизированных систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Численные методы»:
Исследование и решение задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений
ОГУ 231000.62.5012.129 ПЗ
______________Тишина Н.А.
«__»____________________2012г.
студент гр.11Пинж(б)РПИС
«__»____________________2012г.
Оренбург 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра программного обеспечения вычислительной техники
и автоматизированных систем
Задание на курсовую работу
Исследование и решение задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений
Реализовать один из методов решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений
Входные данные: ввод с клавиатуры координат начальной точки и шага.
Дата выдачи задания “___ ”____________2012г.
Руководитель
Исполнитель
Студент группы 11ПИНЖ(б)РПИС Лапшин А.А.
Срок защиты работы “___”______________2012г.
Оренбург
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 | |
1 2 |
Постановка задачи………………………………… Теоретические предпосылки………………………………………… |
5 7 |
3 |
Тестирование……………………………………………… |
11 |
4 |
Блок схема…………………………………………………… |
14 |
Приложение А Текст программы…………………………………... |
16 |
Введение
Курсовая работа написана на языке программирования C++, с использованием стандартного модуля “math.h”, в котором собраны математические функции, необходимые для функционирования программы, дополнительного модуля “graphics.h”, необходимого для построения графика, и модуля “iomanip.h”, отвечающего за форматированный ввод файлового потока.
Программа начинает свое действие с ввода первоначальных данных, а точнее с ввода координат начальных точек и шага.
Работа продолжается после нажатия любой клавиши. Выполняется расчет первых 2 точек методом Рунге-Кутта 4 порядка и координаты точек передаются в неявный метод Адамса 3 порядка. Вычисляются первые 400 точек и строятся графики функций r(t) и f(t). Клавиша Enter является сигналом для продолжения вычислений, после нажатия которой вычисляются следующие 400 точек и строятся графики.
Выход осуществляется посредством нажатия клавиши Esc, после нажатия которой, все найденные координаты записываются в файл Результат.txt.
Изучить метод Адамса для решения обыкновенных дифференциальных
уравнений, выполнить его программную реализацию.
Рассмотрим простую экосистему, состоящую из кроликов, для которых имеется неограниченный запас пищи, и лис, которые для пропитания охотятся за кроликами. Классическая математическая модель, принадлежащая Вольтерра, описывает эту систему двумя нелинейными уравнениями первого порядка:
dr/dt = 2r -αrf, r (0) = r0,
df/dt=-f + αrf, f(0) = f0.
Здесь t-время, r = r (t) - число кроликов, f = f(t)- число лис и α - положительная константа. При α = 0 две популяции не взаимодействуют, и кролики делают то, что у кроликов получается лучше всего, а лисы вымирают от голода. При α > 0 лисы встречают кроликов с вероятностью, пропорциональной произведению числа тех и других. В результате таких встреч число кроликов убывает, а число лис (по менее очевидным причинам) возрастает.
Исследуйте поведение этой системы для α = 0.01 и различных значений r0 и f0, простирающихся от 2 или 3 до нескольких тысяч. Нарисуйте графики наиболее интересных решений. Начертите также график с осями r и f. Поскольку мы умалчиваем о единицах измерения, нет причин ограничивать r и f только целыми значениями.
(а) Вычислите решение для r0 = 300 и f0 = 150. Вы должны обнаружить, что поведение системы периодично с периодом, очень близким к 5 единицам времени. Иными словами, r(0) ≈ r(5) и f (0) ≈ f(5).
(б) Вычислите решение для r0 = 15 и f0 = 22. Вы должны получить, что число кроликов в конечном счете становится меньше 1. Это можно интерпретировать так, что кролики вымирают. Найдите начальные условия, которые обрекают на вымирание лис. Найдите начальные условия с r0 = f0, при которых вымирают оба вида.
(в) Может ли какая-либо компонента точного решения стать отрицательной? Может ли стать отрицательным численное решение? Что произойдет в этом случае? (На практике ответы на последние два вопроса могут зависеть от заданных вами границ погрешностей.)
Многие инженерные задачи приводят к необходимости поиска решения дифференциальных уравнений, удовлетворяющих определенным условиям. Однако получить точное решение дифференциального уравнения удается лишь в отдельных случаях, но даже при этом часто получают выражение, содержащее искомую функцию в неявном виде, что затрудняет ее использование. Поэтому в данной работе рассматривается один из способов решение дифференциальных уравнений – метод Адамса.
Дифференциальные уравнения
Методы их решения подразделяются на два класса:
Применение аналитических
Обыкновенными дифференциальными уравнениями описывают задачи движения системы взаимодействующих материальных точек, сопротивление материалов и многое другое. Ряд важных задач для уравнений в частных производных также сводятся к задачам для обыкновенных дифференциальных уравнений. Таким образом, решение обыкновенных дифференциальных уравнений занимает важное место среди прикладных задач физики, химии, техники.
Конкретная прикладная задача может приводить к дифференциальному уравнению любого порядка или системе уравнений любого порядка. Однако обыкновенные дифференциальные уравнения n-го порядка можно с помощью замены свести к эквивалентной системе n уравнений первого порядка.
Различают три основных типа задач для решения обыкновенных дифференциальных уравнений: задачи Коши, краевые задачи и задачи на собственные значения. В этой курсовой работе будут рассматриваться методы решения задач Коши.
Пусть задано дифференциальное уравнение первого порядка в виде
(1.1)
и начальное условие
(1.2)
Задача Коши состоит в том, чтобы найти функцию
,
являющуюся решением уравнения (1.1) и удовлетворяющую условию (1.2).
методы решения можно условно разбить на точные, приближенные и численные. К точным относятся методы, с помощью которых можно выразить решение дифференциального уравнения через элементарные функции. Приближенные методы – это методы, в которых решение получается как придел некоторой последовательности. Численные методы – это алгоритмы вычисления приближенных значений искомого решения на некоторой выбранной сетке значений аргумента. Решение при этом получается в виде таблицы.
Этот метод разработан Адамсом в 1855 г. по просьбе известного английского артиллериста Башфорта, занимавшегося внешней баллистикой. Впоследствии этот метод был забыт и вновь открыт в начале века норвежским математиком Штермером.
Пусть для задачи Коши найдены каким-либо способом (например, методом Эйлера или Рунге-Кутта) три последовательных значения искомой функции,
где h – шаг изменения .
Вычислим величины
,
,
,
.
Метод Адамса позволяет найти решение задачи, то есть функцию в виде таблицы. Продолжение вычисленный функции из четырех точек осуществляется по экстраполяционной формуле Адамса, в данном случае 3 порядка:
(1.3)
затем уточнение проводится по интерполяционной формуле Адамса 3 порядка:
(1.4)
Метод Адамса легко распространяется на системы дифференциальных уравнений.
Из теории приближенных методов известно, что при шаге интегрирования h имеет место оценка
,
так что погрешность одного шага вычислений имеет порядок . Суммарная погрешность за n шагов будет порядка . Отсюда, если увеличить n в два раза. То погрешность уменьшиться примерно в 16 раз. Поэтому для оценки приближенного решения , полученного с шагом h, повторяют вычисление с шагом 2h и за абсолютную погрешность принимают число
,
где – приближенное решение с шагом 2h.
Приведенная оценка является оценкой метода и не учитывает погрешность при округлении.
Программа протестирована на различных наборах входных данных.
Первый пункт задания: r0=300, f0=150, a=0.01, t=0, t=t+h, h=0.1
Рисунок 1 Таблица значений r и f
Рисунок 2 График r(t) и f(t)
Было подтверждено периодичность системы с периодом. То есть r(t)≈r(t+const) и f(t)≈f(t+const)
Пример 2: r0=20, f0=30, h=0.1
Рисунок 3 Таблица значений r и f
Рисунок 4 - График r(t) и f(t)
Пример 3: r0=40, f0=3, h=0.01
Рисунок 5 Таблица значений r и f
Рисунок 6 График r(t) и f(t)
При r0=15, f0=22, h=0.1, a=0.01 наблюдается падение r, то есть r принимает значения меньше 1. Это говорит о том, что жертва, в данном случае кролик, вымирает. При r0=2, f0=3, а=0.01, h=0.1 наблюдается обратная ситуация.
Не исключено, что компонента может
принять отрицательное
Погрешность вычислений определяется по формуле Δy=1/15*|yi-yh|, где yi значение вычисленное с шагом h, а yh значение вычисленное с шагом 2h.
Рисунок 7 Основная функция main()
Рисунок 8 Функция p_dr (int i,double *r,double *f,double a)
Рисунок 9 Функция ratio_f (int i,double *r, double *f,double a,double h)
Приложение А
Текст программы
#include <iostream>
#include <conio.h>
#include <fstream>
#include <math.h>
#include <windows.h>
#include <graphics.h>
#include <iomanip.h>
#define eps 0.001
using namespace std;
double func_dr (double r, double f,double a);
double func_df (double r, double f,double a);
double ratio_r (int i,double *r, double *f,double a,double h);
Информация о работе Исследование и решение задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений