Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:46, реферат
В силу ограниченности ресурса и невозможности удовлетворить все запросы одновременно некоторые из них могут получить отказ в его предоставлении, другие могут быть поставлены в очередь. теория систем массового обслуживания изучает такие ситуации с целью нахождения оптимальных способов распределения ресурсов между пользователями и оптимальных дисциплин доступа пользователей к ресурсу.2
Введение.
История и основные понятия теории систем массового обслуживания
Классификация СМО и их основные элементы.
Элементы практического применения теории систем массового обслуживания
Системы массового обслуживания на современном этапе
Заключение
Список литературы
Для решения данной задачи необходимы прежде всего хронометражные замеры о потоке требований на обслуживание в единицу времени. Если хронометраж осуществляется в течение 10 дней каждые 15 минут за смену (кроме начала и конца рабочего дня), то за этот период времени было произведено 300 наблюдений (30 наблюдений, умноженное на 10 дней). Время наблюдений (T) составит 4500 мин (15 ×300). Причем таких промежутков, когда на склад никто не приходил или приходил только один рабочий, не наблюдалось, приход двух рабочих отмечался один раз, трех – три раза и т. д. (табл. 1).
Частота прихода двух рабочих при 300 наблюдениях равна 0,33 , трех – 1 и т. д.
Для определения среднего числа приходов в единицу времени ( ) исчисляется полное число приходов (N) как сумма произведений числа приходов (количества пришедших в кладовую рабочих) на наблюдаемое число приходов.
Таким образом, среднее число требований на обслуживание, т. е. среднее число приходов в единицу времени ( ), составит:
= = =0,903 чел. – мин.
Чтобы определить распределение вероятностей для длительности обслуживания при предположении, что закон распределения экспоненциальный, вычислим среднюю продолжительность одного обслуживания (Тобсл); она равна 1,6 мин.
После этого можно установить интенсивность обслуживания (µ):
µ= ; µ= =0,625 чел. – мин.
В случае, когда <µ, увеличение очереди не возникает, так как удовлетворение требований происходит не ранее их поступления. В данном примере > (0,903>0,625) и в кладовой образуется очередь.
Точно определить величину очереди как случайную нельзя. Можно вычислить вероятность того, что в момент времени (t) очередь будет характеризоваться числом требований Pn(t):
Pn(t)= (1- ); P0(t) =(1- ); = ,
где P0(t) – вероятность отсутствия очереди.
В тех случаях, когда 1, вероятность отсутствия очереди ( 0) обычно берется из графиков (в данном примере =1,445).
Для построения таких графиков воспользуемся таблицей значений Р0 для различных значений и n (n –количество кладовщиков в инструментальной кладовой).
Таблица 2. – Значения Р0 для различных значений и n
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
… |
1 2 3 4 |
0,33 |
0,363 0,111 |
0,367 0,130 0,037 |
0,367 0,134 0,046 0,013 |
0,367 0,135 0,049 0,016 |
0,367 0,135 0,049 0,017 |
0,368 0,135 0,050 0,018 |
По данным табл.2 , в данном случае рассматривается многолинейная система, когда n 1 (количество кладовщиков превышает единицу).
Определим среднее время ожидания (Tс), которе складывается из среднего времени ожидания обслуживания в очереди (Тож) и среднего времени обслуживания (Тобсл):
Tс= Тож + Тобсл.
В том случае, когда в системе работает n кладовщиков, среднее время ожидания в очереди определяется по формуле при n =2:
Тож = = = 1,613;
Tс = 1,613+1,6=3,213 мин;
при n=3
Тож = = = 0,199;
Tс = 0,199 +1,6 =1,799 мин;
при n=4
Тож = = = 0,035;
Tс = 0,035 +1,6 =1,635 мин и т. д.
Предположим, что у рабочего потери от простоев составляют 5, а содержание кладовщика – 4 ден. ед. в единицу времени. За период времени Т в систему поступает Т заявок, т. е. 1,445Т заявок.
Потери вследствие простоя рабочих при различном числе кладовщиков, расходы на заработную плату кладовщиков, а также суммарные затраты и потери приведены в табл.3.
Таблица 3
Количество кладовщиков |
Потери от простоя Рабочих |
Затраты на содержание кладовщиков |
Суммарные затраты и потери |
2 3 4 |
3,213*1,445*5Т=23,214 Т 1,799*1,445*5Т=12,998Т 1,635*1,445*5Т=11,813Т |
8Т 12Т 16Т |
31,214Т 24,998Т 27,813Т |
Из табл. 3 следует, что экономически выгоднее в инструментальной кладовой иметь трех кладовщиков, поскольку суммарные затраты будут наименьшими (min 24,998Т).
Современный этап развития теории систем массового обслуживания характеризуется значительным увеличением числа теоретических исследований и их практическим применением в экономике, программировании, медицине, биологии, страховании, социологии, радиоэлектронике, электротехнике, геофизике, геологии и т.п.
В настоящее время
появилось большое количество литературы,
посвященной непосредственно те
Победителем XXIII конкурса студенческих работ стал Владимир Валериевич Плизга, студент Новосибирского государственного технического университета, с работой "Построение моделей систем массового обслуживания средствами пакета MATLAB+Simulink". В работе рассматривается применение инженерного пакета MATLAB и входящего в его состав комплекса Simulink для моделирования систем массового обслуживания (СМО). В качестве примера выполняется построение и моделирование СМО с параметрами M/M/1/10, однако серьезное внимание также уделяется возможностям усложнения модели с минимальными трудозатратами. Для построения модели используется библиотека SimEvents,
а также стандартные блоки Simulink, обеспечивающие удобное задание параметров и наглядное снятие результатов.5
Теория систем массового обслуживания широко применяется для обучения персонала, так в 2009году доктором технических наук, профессором Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии А.Ф. Рогачым проведено исследование экономических систем массового обслуживания с использованием компьютерных тренажеров с WEB-интерфейсом. Рассмотрено создание и применение компьютерных модельных тренажеров для исследования экономических систем массового обслуживания (СМО) при обучении и переподготовке менеджеров. Тренажеры разработаны на базе алгоритмических экономико-математических моделей СМО и оснащены созданным на основе гипертекстовых технологий WEB-интерфейсом для коллективного дистанционного использования.6
Заключение
В реферате рассмотрены классические понятия теории системы массового обслуживания. Описаны типичные элементы, из которых состоят системы массового обслуживания (входящий поток, его описание и основные особенности, очередь и ее дисциплина, обслуживающие приборы и особенности механизма обслуживания, входящий поток).
Задача теории систем массового обслуживания состоит в выработке рекомендаций по рациональному построению систем массового обслуживания рациональной организации их работы и регулирования потоков заявок с целью обеспечения более высокой эффективности обслуживания при малых затратах на создание и функционирование системы. Метод дает оптимальный вариант обслуживания населения, при котором время обслуживания будет минимальным, качество высоким, при этом не будет дополнительных затрат.
Однако в решении
практических задач часто возникают
ситуации, когда наблюдаемые
Список литературы.
|
Интернет ресурсы:
1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2 Щитковец Виктор. Актуарии все более актуальны/Наука и Инновации №1(59) 2008
3 Матвеев В.Ф., УшаковВ.Г. «Системы массового обслуживания», учебник для вузов Москва 1994г
4 Елена Ищенко Элита математиков собралась в Хабаровске/ Тихоокенская звезда от 12.09.2011
5 Подведены итоги XXIII конкурса методических разработок и студенческих работ образовательного математического сайта Exponenta.ru Stfw.Ru: Москва, 29 февраля 2012 года.
6 Рогачев А.Ф. Исследование экономических систем массового обслуживания с использованием компьютерных тренажеров с WEB-интерфейсом/ Экономические науки №8(57) 2009
Информация о работе История и основные понятия теории систем массового обслуживания