Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 01:33, реферат
Великий немецкий философ И. Гёте говорил: «научиться можно только тому, что любишь». Заслуга Лобачевского состоит как раз в том, что он прививал любовь к своей науке, преданность своему делу!.. Николай Иванович много внимания уделял педагогике, разрабатывал различные приемы преподавания, которыми пользовались и после него.
Введение
Великий немецкий философ И. Гёте говорил: «научиться можно только тому, что любишь». Заслуга Лобачевского состоит как раз в том, что он прививал любовь к своей науке, преданность своему делу!.. Николай Иванович много внимания уделял педагогике, разрабатывал различные приемы преподавания, которыми пользовались и после него.
Он справедливо считал, что "охота в ученике чему-нибудь учиться всегда более происходит от его собственных успехов, и, следовательно, от способа преподавания". Ученики Лобачевского посвятили себя не только математике:
Иосиф Больцани – доктор физики и химии;
Николай Зинин – химик-органик;
Александр Попов – математик;
Эраст Янишеский – профессор физико-математических наук.
Лобачевский стал для студентов словно вторым отцом. Особенно сильно он опекал способных юношей из малообеспеченных семей, заботился о сиротах. Он лично участвовал в судьбе своих учеников, решал житейские проблемы и вопросы дальнейшего трудоустройства. Он мог запросто пригласить бедного студента к себе на чай, на праздничный ужин, а летом – в загородное имение.
Николая Ивановича студенты любили и уважали куда больше, чем остальных преподавателей. В науку, ранее считавшуюся статичной, он внес новые черты и акценты, сделал её опытной наукой, свободной наукой.
Он стремился расширить и углубить познания студентов, отходит от норм, даёт им больше знаний, чем это делали раньше его предшественники. Так он кроме математических лекций читал студентам лекции по астрономии, в которые включил теорию о вековом изменении орбит, теорию приливов и отливов, теории возмущенного движения комет и спутников планет.
Описание
Первыми учениками Лобачевского еще в 1816 г. стали Александр Токарев и Николай Пикторов. Лобачевский занимался с ними дополнительно в свободные часы, официально закрепил их за собой, уведомив Совет университета о своем решении. Николай Иванович готовил своих выдающихся учеников к преподавательской деятельности в родной alma mater, тем самым продолжал развивать Казанский университет. Лобачевский сам вел арифметику в высшем классе, в среднем – его ученик Н. Юферов, а в младшем начальном на первых ступенях изучения – Токарев. Такая система преподавания давала свои результаты.
Лобачевский создавал свои учебники
с учениками. Так два года они
совместно трудились над
Успешно реализуя принцип научности в обучении студентов, Лобачевский опирался на достижения новейших трудов европейских ученых- математиков. Так, преподавая чистую и прикладную математику (механику), а также астрономию, в качестве руководств рекомендовал труды выдающихся ученых: Монжа, Коши, Гаусса, Лагранжа, Лапласа, Фурье, Пуассона и другие. Это способствовало научному росту работавших вместе с ним молодых преподавателей. В частности, адъюнкты Н.Д.Брашман, Н.О.Юферов, М.И.Мельников, П.И.Котельников читали математику студентам по тем же руководствам, что и он, а механику - по конспектам самого Н.И.Лобачевского.
Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы - одно из важных условий стимулирования и поддержания активности обучаемого. Этим мастерством в полной мере обладал Н.И.Лобачевский. У него была манера задавать множество вопросов, прежде чем подпустить студента к доске, к решению задачи, изучая экзаменующегося с разных сторон в отношении его знаний и изобретательности.
Н.И.Лобачевский предлагал приучать учащихся думать и действовать самостоятельно, что, по его мнению, в значительной мере зависит от таланта преподавателя вызвать интерес к учению. Он справедливо считал, что "охота в ученике чему-нибудь учиться всегда более проиходит от его собственных успехов, и, следовательно, от способа преподавания".
В эти тяжелые для Н.И.
Котельников указывал на необходимость связи теории и практики в процессе обучения. "В деле преподавания математики, - говорил он, - педагогу предстоит двойная задача. В его глазах математика есть не только наука, но в то же время искусство". Действительно, процесс подготовки специалиста состоит из двух частей: овладения системой знаний (теоретическая подготовка) и формирования умений и навыков (практическая подготовка). Эти виды подготовки тесно переплетаются. Далее 11.И.Котельников поясняет: "Как наука, она требует систематического изложения, логически необходимой связи между ее частями, неумолимой строгости в доказательствах истин, ею исповедываемых; она призывает к деятельности мыслительную способность учащегося, следит за основательностью его суждений и ставит ему в непременную обязанность совершенное понимание и отчетливое усвоение изучаемого. Но, с другой стороны, та же математика требует чисто механического упражнения в производстве вычислений, в разнообразной комбинации алгебраических выражений, в черчении сложных геометрических фигур и проч. Здесь она, как искусство, имеет целью научить ловкости, быстроте, а главное, безошибочности в решении практических задач. Кто от природы имеет наклонность к математическим знаниям, тот обыкновенно старается усвоить себе обе стороны науки" .
Основная заслуга Котельникова в отношении Лобачевского состояла в том, что никто иной, как он был в Казанском университете в числе первых, кто к полной мере понял всю глубину и значение научных проблем, методических взглядов, развиваемых Лобачевским и оказал ему моральную, научную, профессиональную поддержку и помощь.
В конце ноября 1830 г., то есть
через четыре месяца после начала
учебного года саратовская гимназия
направила в университет
После окончания университета в 1833 г. со степенью кандидата Н.Н.Зинин был оставлен в университете повторителем при профессоре физики Э.А.Кнорре. Пятнадцать лет с момента ухода Ф.К.Броннера из университета в 1817 г. кафедра физики оставалась вакантной; занятия на ней в этот период вели по совместительству Н.И.Лобачевский, А.Я.Купфер, А.В.Кайсаров. Даже последовавшее назначение на кафедру профессора Э.А.Кнорра в 1832 году не решило проблемы ее надежного замещения, так как профессор-иностранец в любое время мог покинуть Казань.
Однако Н.Н.Зинин не закрепился на кафедре физики. С перемещением в августе 1834 г. Н.Д.Брашмана в Московский университет ему было поручено чтение аналитической статики, динамики и гидравлики. Между тем, в это время он уже работал над магистерской диссертацией "О химическом сродстве и, вообще, о силах, имеющих влияние на химическое соединение и разложение". С назначением в Казанский университет в августе 1835 г. адъюнкта Н.И.Котельникова Н.Зинин был освобожден от преподавания этих курсов с поручением ему преподавания химии. Через два месяца после защиты в октябре 1836 г. магистерской диссертации он был избран адъюнктом по кафедре химии. После защиты докторской диссертации Н.Н.Зинин был утвержден экстраординарным профессором по кафедре технологии. В январе 1848 г. он перешел на службу в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию на кафедру химии в звании ординарного профессора. С именем академика Николая Николаевича Зинина связывается основание Казанской школы химиков и технологов. Его ученик А.М.Бутлеров сказал, что «Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь», что «его труды впервые заставили ученых Западной Европы отвести русской химии почетное место».
На год позже Н.Зинина в университет поступил не менее талантливый студент Александр Попов. Еще в гимназические годы математическая наука стала для него на всю жизнь страстно любимым предметом. В 1831 году на публичном собрании вятской гимназии он представил небольшое собственное сочинение "О взаимном тяготении небесных тел", показав тем самым свою математическую одаренность. Блестяще сдав вступительный экзамен в университет, по ходатайству Н.Д.Брашмана, преподававшего тогда аналитическую механику, гидростатику и гидродинамику, А.Попов сразу же был зачислен в него. После окончания в 1835 г. университета с серебряной медалью и степенью кандидата он был направлен учителем в первую Казанскую гимназию. За три года освоив с педагогической точки зрения курс низшего математического класса гимназии, он был определен учителем математики и физики в высшие классы той же гимназии. Продолжая совершенствовать свое педагогическое мастерство, он не прекращал заниматься научной деятельностью, основательно изучая наследие Г.Галилея, в частности, его механику. В июне 1838 года трудам Галилея Попов посвятил специальную речь, произнесенную на торжественном собрании гимназии. За пять лет он стал одним из самых уважаемых преподавателей гимназии. В это время Лобачевский убедил его заняться подготовкой к экзамену на степень магистра. За два ода он справился с этой задачей. Сдав экзамен и защитив диссертацию на тему: «Теория волнения каплеобразных жидкостей», он был в феврале 1843 года утвержден в степени магистра математических наук, оставаясь служить в гимназии.
Попов унаследовал у своего учителя методику преподавания математики. Он также заботился о доступности своего устного и письменного изложения лекций. Издавая сборник своих лекций но вариационному исчислению, в предисловии этой работы он писал: «Труд мой заключался собственно в том, чтобы изложить всякую лекцию ясно и не спешно. При таком преподавании молодые люди записывают самые выражения профессора, и с удовольствием составляют лекции».
Заключение
Имя Лобачевского прославляет нашу Нижегородскую область, Казань и Казанский университет, всю Россию и математику как науку в целом.
Прошло уже 220 лет со дня
рождения Николая Ивановича
В его честь до сих пор
называют университеты и гимназии,
его имя встречается в
Такие люди, как Лобачевский, можно ставить в пример молодым. На Лобачевского можно и нужно равняться. Он своим примером может научить преданности любимому делу, стойкости, новаторской смелости и решительности.
Николай Иванович – удивительная личность! Редко в ком сочетаются гениальность и хорошие человеческие качества: доброта, чуткость, любовь к ближнему… Стоит вспомнить и то, каким любящим мужем и порядочным семьянином он был!..
Уважения, почета и признания заслуживает этот выдающийся человек, яркая звезда, вспыхнувшая на небосклоне российской математики!..