Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа
В работе приводится теоретический материал на тему «Транспортная задача», решение задачи о получении оптимального плана грузоперевозок, описывается технология использования электронных таблиц Excel для нахождения оптимального решения
ВВЕДЕНИЕ
1 ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1 Постановка транспортной задачи
1.2 Метод северо-западного угла нахождения опорного решения
1.3 Метод потенциалов нахождения оптимального решения
2 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ПОЛУЧЕНИИ ПЛАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
2.1 Математическая модель задачи
2.2 Получение опорного плана грузоперевозок
2.3 Получение оптимального плана грузоперевозок
3 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ПОМОЩЬЮ НАДСТРОЙКИ EXCEL «ПОИСК РЕШЕНИЯ»
3.1 Табличное представление модели
3.2 Настройка модели
3.3 Решение задачи
3.4 Анализ решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Циклом в таблице транспортной задачи называется ломаная линия, вершины которой расположены в занятых клетках таблицы, а звенья – вдоль строк и столбцов, причем в каждой вершине цикла встречается ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое – в столбце. Если ломаная линия, образующая цикл, пересекается, то точки самопересечения не являются вершинами.
Условимся отмечать знаком «плюс» те вершины цикла, в которых перевозки необходимо увеличить, а знаком «минус» – те вершины, в которых перевозки необходимо уменьшить. Цикл с отмеченными вершинами будем называть означенным. Перенести какое-то количество единиц груза по означенному циклу – это значит увеличить перевозки, стоящие в положительных вершинах цикла, на это количество единиц, а перевозки, стоящие в отрицательных вершинах уменьшить на то же количество. Очевидно, при переносе любого числа единиц по циклу равновесие между запасами и заявками не меняется: по-прежнему сумма перевозок в каждой строке равна запасам этой строки, а сумма перевозок в каждом столбце – заявке этого столбца.
Полученный новый опорный план транспортной задачи снова проверяют на оптимальность.
2 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ПОЛУЧЕНИИ ПЛАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
2.1 Математическая модель
У поставщиков сосредоточено соответственно 60, 40, 20 единиц некоторого однородного груза, который необходимо добавить потребителям ,,, в количестве 40, 30, 30 и 50 единиц. Данные о стоимости перевозок единицы груза от поставщиков к потребителям приведены в таблице. Составить такой план перевозок от поставщиков к потребителям, при котором суммарные затраты на перевозку груза будут минимальны.
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Запасы | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | ||
A1 |
2 |
3 |
5 |
1 |
60 |
A2 |
3 |
4 |
9 |
4 |
70 |
A3 |
2 |
5 |
2 |
5 |
20 |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |
Обозначим через количество единиц груза, перевозимого из пункта в пункт
Тогда
2 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
3 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
5 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
3 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в
4 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
9 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
2ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
2ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
5 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
2ден. ед. – стоимость перевозки груза из в ,
5 ден. ед. – стоимость перевозки груза из в .
Суммарная стоимость перевозок равна:
(2+3+5++3+4+9+2+2+5+2+5) ден. ед.
Так как суммарная стоимость перевозок должна быть минимальной, то задача сводится к минимизации целевой функции:
2+3+5++3+4+9+2+2+5+2+5
Опишем систему ограничений:
1) (2 + 3+ 5 + ) ед. груза – мощность поставщика ,
(3 + 4+ 9 + 2) ед. груза – мощность поставщика ,
(2 x31 + 5 x32 + 2 x33 + 5 x34) ед. груза – мощность поставщика .
Так как мощности поставщиков ограничены и заданы условием задачи, то:
2) (2 + + ) ед. груза – потребность пункта ,
( + + ) ед. груза – потребность пункта ,
( + + ) ед. груза – потребность пункта ,
( + + ) ед. груза – потребность пункта .
Так как потребности пунктов ,,, в грузе ограничены и заданы условием задачи, то:
3) Условие неотрицательности
Таким образом, математическая модель задачи имеет вид:
=(2+3+5++3+4+9+
+2+2+5+2+5)
при ограничениях:
.
Суммарная мощность поставщиков равна: 60+70+20=150 (ед. груза)
Суммарный спрос потребителей равен: 40+30+30+50=150 (ед. груза)
Это закрытая модель.
2.2 Получение опорного плана грузоперевозок
Для составления исходного плана перевозов используем метод северо-западного угла:
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Запасы | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | ||
A1 |
2 40 |
3 20 |
5 |
1 |
60 |
A2 |
3 |
4 10 |
9 30 |
4 30 |
70 |
A3 |
2 |
5 |
2 |
5 20 |
20 |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |
Стоимость перевозок по этому плану
2.3 Получение оптимального плана грузоперевозок
Вычислим потенциалы и , исходя из базисных переменных. Для их нахождения используем условие .
,
Полагая, например, , найдем:
Для каждой свободной клетки вычислим относительные оценки:
Условие оптимальности плана перевозок не выполняется, поэтому построим замкнутый цикл пересчета и определим величины перераспределения груза.
Определим новое базисное решение.
Минимальной разностью является для клетки (3, 3). Отрицательная оценка показывает, что при включении в данную свободную клетку каждой единицы груза общая стоимость уменьшается на 8 единицы. Для определения количества груза , подлежащего распределению, построим замкнутый цикл (указан пунктиром в таблице). Одна из вершин цикла находится в незанятой клетке (3, 3), которую отмечаем знаком «плюс». Все остальные вершины цикла находятся в базисных клетках, с чередующимися знаками «минус» и «плюс».
|
||||||
Пункты |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Запасы | |
A1 |
2 40 |
3 20 |
5 |
1 |
60 | |
A2 |
3 |
4 10 |
9 – 30 |
4 + 30 |
70 | |
A3 |
2 |
5 |
2 + |
5 – 20 |
20 | |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |
Найдем значение , равное наименьшему из чисел, стоящих в отрицательных вершинах цикла. Значение записываем в незанятую клетку. Двигаясь далее по означенному циклу, вычитаем из объемов перевозок, расположенных в клетках, которые обозначены знаком «минус», и прибавляем к объемам перевозок, находящихся в клетках, отмеченных знаком «плюс». Элементы таблицы, не входящие в цикл, остаются без изменений. В результате получаем новую таблицу:
Пункты |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Запасы | |
A1 |
2 40 |
3 – 20 |
5 + |
1 |
60 | |
A2 |
3 |
4 + 10 |
9 – 10 |
4 50 |
70 | |
A3 |
2 |
5 |
2 20 |
5 |
20 | |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |
Стоимость перевозок по этому плану
Исследуем базисное решение на оптимальность.
Вычислим потенциалы и , исходя из базисных переменных:
,
Полагая, например, , найдем:
, |
|
, |
|
, |
|
Для каждой свободной клетки вычислим относительные оценки:
Условие оптимальности плана перевозок не выполняется, так как одна из оценок отрицательна.
Определим новое базисное решение.
Построим замкнутый цикл пересчета для свободной клетки (1, 3), для которой не выполняется неравенство, и перераспределим поставки согласно этому означенному циклу, аналогично п.3.
В клетку (1, 3) поместим груз .
После преобразований получаем новый план перевозок:
Пункты |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Запасы | |
A1 |
2 40 |
3 – 10 |
5 10 |
1 +
|
60 | |
A2 |
3 |
4 + 20 |
9 |
4 – 50 |
70 | |
A3 |
2 |
5 |
2 20 |
5 |
20 | |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |
Стоимость перевозок по этому плану
Исследуем базисное решение на оптимальность.
Вычислим потенциалы и , исходя из базисных переменных:
,
,
.
Полагая, например, , найдем:
, |
|
, |
|
, |
|
Для каждой свободной клетки вычислим относительные оценки:
Условие оптимальности плана перевозок не выполняется, так как одна из оценок отрицательна.
Определим новое базисное решение.
Построим замкнутый цикл пересчета для свободной клетки (1, 4), для которой не выполняется неравенство, и перераспределим поставки согласно этому означенному циклу, аналогично п.3.
В клетку (1, 4) поместим груз .
После преобразований получаем новый план перевозок:
Пункты |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
Запасы | |
A1 |
2 – 40 |
3 |
5 10 |
1 + 10 |
60 | |
A2 |
3 +
|
4 30 |
9 |
4 – 40 |
70 | |
A3 |
2 |
5 |
2 20 |
5 |
20 | |
Потребности |
40 |
30 |
30 |
50 |
150 |