Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:04, контрольная работа
Решение задачи линейного программирования графическим методом.
Конец итераций: индексная строка не содержит отрицательных элементов - найден оптимальный план
Окончательный вариант симплекс-таблицы:
Базис |
В |
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
x4 |
164.29 |
0 |
0.0714 |
0 |
1 |
0.21 |
-1.14 |
x3 |
64.29 |
0 |
0.0714 |
1 |
0 |
0.21 |
-0.14 |
x1 |
57.14 |
1 |
1.29 |
0 |
0 |
-0.14 |
0.43 |
F(X3) |
542.86 |
0 |
3.71 |
0 |
0 |
0.14 |
1.57 |
Оптимальный план можно записать так:
x4 = 164.29
x3 = 64.29
x1 = 57.14
F(X) = 5*57.14 + 4*64.29 = 542.86
Задание 3. К прямой задаче линейного программирования, полученной при выполнении задания 2, составить двойственную задачу. Найти оптимальный план двойственной задачи из решения прямой.
Составим двойственную задачу к прямой задаче.
3y1 + 2y2 + 3y3≥5
4y1 + 3y2 + 4y3≥3
y1 + 6y2 + 2y3≥4
400y1 + 500y2 + 300y3 → min
y1 ≥ 0
y2 ≥ 0
y3 ≥ 0
Решение двойственной задачи дает оптимальную систему оценок ресурсов.
Используя последнюю итерацию прямой задачи, найдем оптимальный план двойственной задачи.
Из теоремы двойственности следует, что Y = C*A-1.
Составим матрицу A из компонентов векторов, входящих в оптимальный базис.
Определив обратную матрицу D = А-1 через алгебраические дополнения, получим:
Как видно из последнего плана симплексной таблицы, обратная матрица A-1 расположена в столбцах дополнительных переменных.
Тогда Y = C*A-1 =
Оптимальный план двойственной задачи равен:
y1 = 0
y2 = 1/7
y3 = 14/7
Z(Y) = 400*0+500*1/7+300*14/7 = 5426/7
Задание 4. Имеется три завода, объем производства которых соответственно равен тонн в сутки. Эти заводы ежедневно удовлетворяют потребности четырех строительных объектов в количествах тонн в сутки соответственно. Стоимость перевозки (тыс.руб.) перевозки единицы продукции с каждого завода на каждый строительный объект задана матрицей тарифов С=(Сij), i=1..4, j=1..3. Найти такой план транспортировки груза, чтобы общие затраты на перевозки грузов были минимальными.
Математическая модель транспортной задачи:
F = ∑∑cijxij, (1)
при условиях:
∑xij = ai, i = 1,2,…, m, (2)
∑xij = bj, j = 1,2,…, n, (3)
Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4 |
2 |
30 |
2 |
12 |
10 |
16 |
8 |
40 |
3 |
4 |
13 |
14 |
10 |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
Проверим необходимое
и достаточное условие
∑a = 30 + 40 + 80 = 150
∑b = 20 + 70 + 10 + 50 = 150
Этап I. Поиск первого опорного плана.
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1[20] |
5 |
4 |
2[10] |
30 |
2 |
12 |
10 |
16 |
8[40] |
40 |
3 |
4 |
13[70] |
14[10] |
10 |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 5, а должно быть m + n - 1 = 6. Следовательно, опорный план является вырожденным.
Строим новый план.
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4 |
2[30] |
30 |
2 |
12 |
10[20] |
16 |
8[20] |
40 |
3 |
4[20] |
13[50] |
14[10] |
10 |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
В результате получен первый
опорный план, который является допустимым,
так как все грузы из баз
вывезены, потребность магазинов
удовлетворена, а план соответствует
системе ограничений
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 6, а должно быть m + n - 1 = 6. Следовательно, опорный план является невырожденным.
Этап II. Улучшение опорного плана.
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
v1=-5 |
v2=4 |
v3=5 |
v4=2 | |
u1=0 |
1 |
5 |
4 |
2[30] |
u2=6 |
12 |
10[20] |
16 |
8[20] |
u3=9 |
4[20] |
13[50] |
14[10] |
10 |
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij
Выбираем максимальную оценку свободной клетки (1;3): 4
Для этого в перспективную клетку (1;3) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-».
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4[+] |
2[30][-] |
30 |
2 |
12 |
10[20][-] |
16 |
8[20][+] |
40 |
3 |
4[20] |
13[50][+] |
14[10][-] |
10 |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
Цикл приведен в таблице (1,3; 1,4; 2,4; 2,2; 3,2; 3,3; ).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 3) = 10. Прибавляем 10 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 10 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план.
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4[10] |
2[20] |
30 |
2 |
12 |
10[10] |
16 |
8[30] |
40 |
3 |
4[20] |
13[60] |
14 |
10 |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
v1=-5 |
v2=4 |
v3=4 |
v4=2 | |
u1=0 |
1 |
5 |
4[10] |
2[20] |
u2=6 |
12 |
10[10] |
16 |
8[30] |
u3=9 |
4[20] |
13[60] |
14 |
10 |
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij
Выбираем максимальную оценку свободной клетки (3;4): 10
Для этого в перспективную клетку (3;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-».
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4[10] |
2[20] |
30 |
2 |
12 |
10[10][+] |
16 |
8[30][-] |
40 |
3 |
4[20] |
13[60][-] |
14 |
10[+] |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
Цикл приведен в таблице (3,4; 3,2; 2,2; 2,4; ).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 4) = 30. Прибавляем 30 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 30 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план.
1 |
2 |
3 |
4 |
Запасы | |
1 |
1 |
5 |
4[10] |
2[20] |
30 |
2 |
12 |
10[40] |
16 |
8 |
40 |
3 |
4[20] |
13[30] |
14 |
10[30] |
80 |
Потребности |
20 |
70 |
10 |
50 |
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
v1=-4 |
v2=5 |
v3=4 |
v4=2 | |
u1=0 |
1 |
5 |
4[10] |
2[20] |
u2=5 |
12 |
10[40] |
16 |
8 |
u3=8 |
4[20] |
13[30] |
14 |
10[30] |