Математика в стихах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.

Файлы: 1 файл

Математика должна быть увлекательной.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

Математика должна быть увлекательной.

 

Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а  как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как  с инструментами, с помощью которых  можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.     

 

Джон ДЬЮИ

«Математика – это скучная  и сухая наука, где нет места  творчеству». Вам приходилось слышать  подобные высказывания учащихся или  их родителей? Конечно же, да. Большинство  людей не любят, а значит, и не понимают наш предмет, потому что  видят в нем только пугающие формулы, скучные формулировки теорем и долгие их доказательства. Отчасти такое  мнение о математике формируется  в среднем школьном звене. Если у  младших школьников преобладает  общая (академическая) заинтересованность учебными предметами, старшие школьники  мотивированы к учебе приближающимися  экзаменами и предстоящим поступлением, то учащиеся среднего звена имеют  не очень высокую учебную активность. Почему же так происходит? Ответ  на этот вопрос дал 

 

профессор  Мичиганского, Колумбийского и Чикагского университетов Джон Дьюи ( «Мое педагогическое кредо» 1897г.).  В сжатом виде концептуальные положения его теории выглядят следующим образом:

 

«Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

 

«Усвоение знаний есть процесс  неуправляемый, часто спонтанный.

 

«Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

 

Условиями, необходимыми для  успешного усвоения учебного материала  он видит в следующем:

 

§ проблематизация учебного материала;

 

§ активность ребенка;

 

§ связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

 

Лично для меня особенно важными  кажутся два последних условия. Работая над проблемой повышения  активности детей и концентрации их внимания на изучаемом материале, я открыл для себя, что удерживать класс в рамках изучаемой темы можно с помощью разнообразия форм подачи учебного материала. Согласитесь, что не всегда в учебнике можно  найти задачу, интересную для детей, особенно если перед этим уже были решены две – три задачи. Здесь  сказывается и усталость, и знаменитое ученическое «надоело», и другие факторы. Вот здесь мне на помощь и приходят задачи – «шутки», задачи-«страшилки» и задачи в стихах. Понятно что, используя такие приемы, мы автоматически снимаем нервное напряжение со своих учеников, активизируем их внимание. Задачи - «шутки» и «страшилки» иногда придумывают сами ученики (чем не математическое творчество?). А вот задачи в стихах я пишу для учащихся сам. С некоторыми из них хотелось бы познакомить наших читателей.

sss

 

Белка съела два орешка,

 

Потеряла восемь в спешке,

 

Посидела, поскучала,

 

И еще шесть штук собрала.

 

А на сколько стало меньше

 

Этих сладеньких орешков?

 

sss

 

У Емели щука есть

 

Что желанья исполняет.

 

Но «заказы» не считает,

 

Знает, что во вторник –  шесть,

 

В среду на два больше стало,

 

А в четверг уже на три.

 

В пятницу - опять как в  среду,

 

А в субботу до обеда

 

Было только просьбы две 

 

У Емели в голове.

 

Щука всё тогда исполнила!

 

Только щука не запомнила

 

Сколько всех желаний было,

 

Оттого и загрустила…

 

Сколько ж высказал Емеля

 

Тех желаний за неделю?

 

sss

 

Сколько лет жила ворона,

 

Та, что старше в двадцать раз,

 

Чем безрогая корова,

 

Что старик на луге пас?

 

А старик коровы старше

 

Лишь на 45 годков.

 

Старику ж в задаче нашей 

 

60. Ответ каков?

 

sss

 

Кот Матроскин пёк в   печи

 

Для знакомых калачи:

 

Эти три, что с пылу –  с жару

 

Получил за службу Шарик.

 

Дядя Фёдор съел лишь два

 

(Он осилил их едва).

 

Взял один калач галчонок,

 

Кот Матроскин взял один,

 

Остальное всё взял Печкин,

 

Этот чудный господин.

 

Подсчитайте-ка, ребятки,

 

Сколько было калачей,

 

Если Печкину досталось

 

Столько, как команде всей.

 

sss

 

Крокодил пришел к врачу:

 

«Зубки полечить хочу;

 

Слева шесть зубов болят,

 

Справа все болят подряд

 

Между пятым и двадцатым».

 

Подсчитайте-ка, ребята,

 

Сколько там больных зубов.

 

Кто ответить мне готов?

 

sss

 

Дятел делает дупло

 

И стучит он всем назло

 

Сорок раз в одну минуту.

 

Я считать удары буду.

 

Интересно, сколько раз

 

Я услышу стук за час?

 

А за три часа? За сутки?

 

Подсчитайте-ка, малютки.

 

sss

 

Винни-Пух и Пятачок

 

Вместе делали уроки:

 

Четверть часа стих учили,

 

За пол-часа пример решили,

 

Ровно 36 минут

 

Рисовали лес и пруд.

 

Сочинение писали

 

27 минут. Устали.

 

Тут часы отбили семь.

 

Мой вопрос понятен всем:

 

Сколько было времени,

 

Когда уроки они не делали?

 

sss

 

Медведя лет пяти-шести

 

Учили как себя вести:

 

«Разрежь арбуз частей на шесть

 

(и часть одну ты можешь  съесть),

 

Пятую часть остатка

 

Пусть скушают зайчата,

 

А нового остатка половину

 

Раздай ты обезьяне и дельфину,

 

И, наконец, оставшуюся часть

 

Ты должен на двоих волчат раздать».

 

Задумался мишутка в этот раз:

 

«Не обделю ли я кого подчас?»

 

sss

 

Для синичек под окном

 

Смастерил Алёша дом.

 

Корма положил немало:

 

Для пяти синиц хватало 

 

Аж на целых двадцать дней!

 

Но проныра- воробей

 

Разузнал о той харчевне

 

И с друзьями пир затеял:

 

За пять дней вдесятером

 

Те опустошили дом.

 

Лёша в следующий раз

 

Для тех воробьев запас

 

Сделал на двенадцать дней.

 

Не вернулся воробей:

 

Шесть синичек прилетели,

 

Пировали,  как хотели.

 

Сколько ж длилась та пирушка 

 

У синичек тех подружек?

Еще один интересный прием, который  вполне применим для снятия как физической так и эмоциональной нагрузки – это веселые физкультминутки. Детям они очень нравятся, поэтому приведу несколько текстов таких разминок

 

Коль писать мешает нос,

 

Значит это сколиоз

 

Вас сгибает над тетрадкой

 

(Позвоночник не в порядке).

 

Мы ему сейчас поможем:

 

Руки за голову сложим,

 

Повороты влево – вправо,

 

И наклоны влево – вправо,

 

Ручки к солнцу потянулись,

 

Мы назад еще прогнулись,

 

Повращаем мы плечами,

 

Чтоб они не подкачали.

 

Улыбнулись всем, кто рядом.

 

Вот! Уже другой порядок!

 

А теперь повыше нос:

 

Нам не страшен сколиоз.

 

Сядем ровно, ручки - в руки,

 

Продолжаем путь в науке.

 

sss

 

Ручки в сторону, друзья!

 

Долго так сидеть нельзя,

 

Ведь теперь уже не модно 

 

Быть горбатым Квазимодо.

 

Вы давно уже устали,

 

Значит, дружно с места  встали,

 

Руки мы на пояс ставим,

 

Начинаем повороты:

 

Вот он влево, вправо вот он,

 

Снова влево, снова вправо.

 

Мы слегка размялись, браво!

 

А теперь, (О, Боже мой!)

 

Как фашисты под Москвой

 

Мы сдаемся: руки вверх!

 

Потянулись, и прогнулись,

 

И в исходное вернулись.

 

Сделаем пять раз. Успехов!

 

Молодцы! Устали? Нет

 

Спинку выпрямили? Да

 

Значит, сядем все на место,

 

И продолжим, как всегда.


Информация о работе Математика в стихах