Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:32, доклад
Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, проявления которой мы условно называем «синдром математической одаренности».
Определение понятия «Математические
способности».
Математические способности
- сложное структурное психическое образование,
своеобразный синтез свойств, интегральное
качество ума, охватывающее разнообразные
его стороны и развивающееся в процессе
математической деятельности. Эти компоненты
тесно связаны, влияют друг на друга и
образуют в своей совокупности единую
систему, проявления которой мы условно
называем «синдром математической одаренности».
Если под математическими способностями
подразумевать все индивидуально-психологические
особенности человека, способствующие
успешному овладению математической деятельностью,
то нужно вычленить такие группы способностей:
самые общие способности (условия), необходимые
для успешного осуществления любой деятельности:
¾ трудолюбие;¾ настойчивость;¾ работоспособность;
кроме того, хорошо развитые произвольная
память и произвольное внимание, интерес
и склонность заниматься данной деятельностью;
общие элементы математических способностей ¾ те общие
особенности мыслительной деятельности,
которые необходимы для очень широкого
круга деятельности; специфические элементы
математических способностей ¾ особенности умственной деятельности,
которые свойственны только математику,
специфичные именно для математической
деятельности в отличие от всех других. Последние и есть собственно математические
способности.
Математические способности ¾ это сложное, интегрированное образование,
основными компонентами которого являются:
¾ способность к формализации математического
материала;
¾ способность к обобщению математического
материала;
¾ способность к логическому рассуждению;
¾ способность к обратимости мыслительного
процесса;
¾ гибкость мышления;
¾ математическая память;
¾ стремление к экономии умственных сил.
При разработке занятий по развитию математических
способностей следует учитывать не только
возрастные и индивидуально типологические
особенности детей, но и соблюдать определенные
условия, чтобы это развитие было максимально
возможным:
¾ деятельность должна вызывать у ребенка
сильные и устойчивые положительные эмоции;
¾ деятельность должна быть по возможности
творческой;
¾ деятельность должна быть ориентирована
на “зону ближайшего развития” ученика.
Развитие способностей школьника не могло
бы протекать и даже начинаться без постановки
и решения самых разнообразных задач.
Задача – это начало познавательного,
поискового и творческого процесса. Однако
в широкой практике школьного обучения
в большинстве случаев используются репродуктивные
задачи, ориентирующие на однозначные
ответы, не активизирующие мыслительную
деятельность ученика. Математические
способности школьников проявляются именно
в решении познавательных задач.
Развитие математических способностей
личности требует длительной, целенаправленной
работы. Следовательно, давать новые задачи
необходимо не сами по себе, в определенной
системе, приводящей к интенсивному общему
развитию детей. Система познавательных
задач, стимулирующая учебно-познавательную
деятельность, развивающая гибкость и
нестандартность мышления, должна, по
нашему мнению, отвечать следующим требованиям:
Информация о работе Определение понятия «Математические способности»