Организация образовательной среды на уроках математики в первом классе при формировании понятия числа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить организацию образовательной среды на уроках математики в первом классе при формировании понятия числа. Задачи исследования:
изучить историю развития понятия числа, теорию формирования натурального ряда чисел, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме преподавания числа в начальных классах;
изучить опыт учителей начальных классов по изучению числа в начальных классах;
выявить особенности формирования понятия числа у младших школьников;
провести исследование и экспериментальную работу по данной проблеме, апробировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
1.1 Понятие нумерации чисел
1.2 Методика изучения числа в пределах 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Теоретико-множественный подход к изучению понятия числа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения

Файлы: 1 файл

Математика- курс.раб.docx

— 90.75 Кб (Скачать файл)

Выявлено, что в процессе изучения детьми отрезка натурального ряда чисел, ученики должны усвоить называние и запись чисел (с помощью цифр), принципы построения натурального ряда чисел, счет, присчитывание и отсчитывание, сравнение чисел, сложение и вычитание в пределах 10.

Эффективность применения понятия целого неотрицательного числа, в начальной школе зависит от применения более интересных и разнообразных методов работы, от использования знаний и опыта младших школьников, и опоры на них.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1.  Теоретико-множественный подход к изучению понятия числа

  

Программа (традиционная) предусматривает постепенное расширение области рассматриваемых чисел. Концентризм в построении программы неразрывно связан с особенностями десятичной системы счисления и нумерации чисел.

В качестве первого такого концентра выделен «Десяток», о котором в дальнейшем пойдет речь. При изучении этой темы дети знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда и действиями сложения и вычитания в этих пределах. [20, с.117]

На примере первых десяти чисел натурального ряда дети знакомятся с принципами его построения. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за данным, достаточно прибавить единицу к данному числу и что поэтому числа в натуральном ряду возрастают. Эти знания они применяют для сравнения чисел. Они узнают далее, что каждое число (кроме единицы) может быть представлено в виде суммы двух или нескольких слагаемых. Здесь выясняется, что каждое число может быть не только названо, но и записано, что для записи чисел существуют специальные знаки - цифры.

Все эти знания, относящиеся к нумерации, имеют общее значение, дети с самого начала должны подводиться к пониманию общности получаемых выводов.

Наряду с упражнениями, при выполнении которых дети получают число в результате счета предметов, довольно скоро включаются упражнения, которые должны показать детям получение числа в результате измерения (знакомство с сантиметром и измерением отрезка с помощью линейки).

В теме «Десяток» происходит знакомство с числом и цифрой нуль. Таким образом, уже с первых шагов дети имеют дело с расширенным натуральным рядом, хотя и знакомы еще с очень коротким его отрезком.

При переходе к рассмотрению чисел в пределах 100, 1000 и многозначных чисел каждый раз должен осуществляться перенос приобретенных ранее знаний нумерации на новую область чисел. Вместе с тем переход от одного концентра к другому всегда оказывается связанным с введением тех или иных принципиально новых для учащихся знаний.

Каждое дальнейшее расширение области чисел, как правило, всегда связывается с введением новых единиц измерения величин и установления соотношения между ними. Это создает условия, необходимые для того, чтобы подмеченная аналогия в получении чисел при счете и при измерении могла быть в дальнейшем использована.

Итак, выделение концентров в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. Благодаря концентрическому построению программы возникает возможность рассредоточить трудности, в связи с чем в процессе обучения математики можно значительно увеличить долю самостоятельного участия детей в рассмотрении вопросов нумерации, которые при расширении области чисел могут быть ими усвоены на основе «переноса» приобретенных ранее знаний.

Очень важно продуманно и целенаправленно использовать в процессе изучения натурального ряда чисел наглядные пособия. Это одно из условий, помогающих сформировать у детей нужные знания, умения и навыки. Отметим другие моменты, которые должны учитываться при изучении натурального ряда чисел. Учителю следует обратить внимание на речевой опыт, которым располагают многие дети уже ко времени поступления в школу, который быстро обогащается в школьные годы. Дети легко самостоятельно подмечают принцип образования названий чисел и сами догадываются, как будут называться следующие числа (по аналогии). [23, с.37]

Учитывая это обстоятельство, в процессе обучения нужно стремиться к тому, чтобы усвоение последовательности соответствующих числительных всегда несколько опережало ту область чисел, которая рассматривается в данный момент основательно.

Приступая к изучению первых десяти чисел, дети должны уже к этому времени более или менее уверено знать названия этих чисел, порядок их следования при счете. Забегание вперед создает условие для переноса изученных операций (операции счета предметов, присчитывание и отсчитывание по 1 и другие) на несколько расширенную область чисел. Это очень важно в качестве психологической подготовки детей к работе с большими числами.

В упражнениях, направленных на усвоение последующих чисел в натуральном ряду, специальное внимание приходится уделять гибкости в ее усвоении. Известно, что дети испытывают затруднения воспроизвести эту последовательность в обратном порядке, при выполнении заданий, требующих умений назвать ряд натуральных чисел, начиная с любого заданного, назвать число, непосредственно ему предшествующее. В результате изучения нумерации чисел дети должны не только усвоить соответствующие общие положения, но и овладеть важнейшими умениями и навыками. В учебниках математики для начальных классов намечена система упражнений, необходимых для сознательного усвоения детьми всех основных вопросов, связанных с изучением натурального ряда чисел.

В изучении нумерации чисел в пределах 10 выделяют подготовительную работу и ознакомление с соответствующими числами. 

В подготовительный период, который длится в течение первой учебной недели, выполняются упражнения следующих видов:

1) счет предметов;

2) сравнение групп предметов;

3) знакомство с количественными  и порядковыми значениями чисел;

4) рассмотрение порядковых  отношений чисел;

5) рисование бордюров;

6) оперирование группами  предметов.

На первой неделе занятий дети учатся работать со счетным материалом, с книгой. На этих уроках должно быть отработано умение вести счет различных объектов, при котором используются числа натурального ряда в пределах 10. дети должны усвоить, что, отвечая на вопрос «Сколько?», предметы можно считать в любом порядке, а на вопрос «Который по счету?» - в определенном порядке. Они должны научиться понимать термины «выше», «ниже», «направо», «налево», «справа налево» и т.п., а также выражения, отражающие порядковые отношения: «следовать за», «стоять перед», «находиться между». Дети должны научиться сравнивать две группы предметов. Формирование соответствующих умений и навыков на этих уроках только начинается, оно будет продолжено на уроках по теме «Нумерация». Эти ЗУН необходимы для перехода к изучению нумерации.

Приведем примеры некоторых упражнений, которые формируют эти умения и навыки на данном этапе. Упражнение 1.

На наборном полотне расположены квадраты разных размеров, красного и синего цвета.

Учитель спрашивает:

- Сколько больших квадратов?

- Сколько маленьких?

- Сколько красных квадратов?

- Сколько желтых?

- Сколько квадратов на  верхней полке?

- Сколько на нижней?

- Сколько всего квадратов?

Затем дети сами учатся задавать вопросы, работая по учебнику.

Упражнение 2.

На наборном полотне стоят различные предметы. Учитель спрашивает: «Сколько игрушек на полке?» Ученик, касаясь указкой каждого предмета, считает. Допустим, что Саша считал игрушки справа налево и всего насчитал 6 игрушек. Другого ученика учитель просит посчитать слева направо. После чего учитель подводит детей к выводу о том, что результат счета не изменится от того, как мы будем считать.

Во время работы над темой «Нумерация чисел от 1 до 10» основное значение придается не только вопросам, связанным с получением каждого нового числа, с выяснением соотношений, существующих между смежными числами ряда, с рассмотрением состава чисел из двух слагаемых. Большое внимание также уделяется работе, направленной на подготовку детей к изучению действий сложения и вычитания. Данная работа очень важна, так как является основной для изучения натурального ряда впоследствии.

При рассмотрении каждого из чисел прежде всего должно быть выяснено, как оно может быть получено. Для того чтобы подчеркнуть принцип построения натурального ряда чисел, важно начать с получения числа путем прибавления единицы к предыдущему числу. Важно познакомить детей с получением любого числа и вычитанием единицы из числа, которое идет при счете сразу же после него.

Получение числа прибавлением единицы к предыдущем или вычитанием единицы из последующего легко связать со сравнением этих чисел. Так, например, на уроке, посвященном ознакомлению детей с числом 4, начинать работу полезно с повторения того, как получали рассматривавшиеся ранее числа. Предложить детям выставить на верхней полочке наборного полотна три треугольника и поставить рядом соответствующую цифру, а на нижней - столько же кругов, спросим: «Сколько выставлено кругов? Добавьте еще один круг к тем трем, которые уже стоят. Сколько теперь стало кругов? Как получили четыре круга? (к трем прибавили один). Учитель показывает цифру, которой записывается число 4, выставляет ее на наборное полотно. «чего больше кругов или треугольников?» Далее проводится ряд аналогичных упражнений, после чего делается вывод, что 3 меньше, чем 4, 4 больше, чем 3. Далее вводятся знаки > и <.

В ходе таких демонстраций и самостоятельных практических работ дети знакомятся сразу и с получением числа прибавлением единицы к предыдущему, и - вычитанием единицы из следующего за ним, и с количественными отношениями между соседними числами ряда, и с местом, занимаемым данным числом в натуральном ряду, и с обозначением числа с помощью печатной и письменной цифры. Упражняются в записях с использованием знаков действий (+ и -) и отношений (>, < и =).

Каждое новое число с самого начала выступает как продолжение изученного отрезка натурального ряда чисел. Чтобы у детей не сложилось такого впечатления, что числа образуются только с помощью прибавления и вычитания единицы, очень важно показать им различные способы получения чисел из двух и более слагаемых.

Огромное значение имеет усвоение детьми на память состава чисел из двух слагаемых, т.к. программа предусматривает ознакомление детей в теме «Десяток» с приемами прибавления и вычитания числа по частям (по 1 и группами), приемом вычитания, основанном на связи его со сложением. В программе выделена специальная тема «Сложение и вычитание в пределах 10». Требование усвоения на память состава числа из двух слагаемых целесообразно отнести только к наиболее легким случаям состава чисел (для 2,3,4,5), а по отношению к числам 6-10 эта задача при изучении темы «Нумерация» не ставится.

На уроках, посвященных ознакомлению с цифрами и числами первого десятка, используются задания следующих видов:

1) образование чисел с  использованием отсчитывания и  присчитывания по одному;

2) обозначение чисел печатными  и письменными цифрами;

3) установление места  изучаемого числа в натуральном  ряде чисел;

4) сравнение чисел, запись  сравнения с помощью знаков >,<,=;

5) решение выражений и  задач на сложение и вычитание.

С помощью этих заданий учащиеся овладевают следующими ЗУН:

· усвоить последовательность первых десяти чисел и уметь воспроизводить ее как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Знать какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности. Знать место числа 0 среди изученных чисел;

· уметь считать различные объекты и устанавливать порядковый номер данного предмета из группы в пределах 10;

· научиться писать и читать цифры, соотносить цифру и число предметов;

· по отношению к каждому из чисел знать как оно получено: прибавлением единицы к предыдущему числу или вычитанием единицы из следующего за ним в ряду чисел. Усвоить состав чисел в результате сложения двух чисел;

· научиться сравнивать любые два числа. Уметь записать результат сравнения чисел, используя знаки сравнения.

Приведем пример упражнений, в процессе выполнения которых у детей формируются вышеперечисленные ЗУН.

Упражнение 1. «Назовите число»

Цель этого упражнения заключается в закреплении знания последовательности чисел от 1 до 10 (и в обратном порядке).

Вариант 1. Учащиеся называют числа от 1 до 10 через один, т.е. один, три, пять, семь, девять. Затем в обратном порядке.

Вариант 2. В игровой ситуации. Учитель вводит сказочную ситуацию: «В лесной школе урок математики вел медведь Михаил Михайлович. Белки и зайцы учились называть числа от 1 до 10. Зайцы произносили число 1 громко, белки произносили число 2 тихо и т.д. давайте все вместе, как зверюшки называли числа, повторим».

Упражнение 2.

У детей ряд предметов (грибы, мячики, и т.д.) и под каждым предметом стоит цифра от 1 до 10. Учитель предлагает детям показать шестой то гриб, то девятый. Важно, чтобы дети не считали, а ориентировались по цифрам. Затем учитель использует не порядковые, а количественные числительные: покажите пять мячей, восемь. Дети должны действовать, ориентируясь по цифрам. Затем учитель называет один раз порядковое, другой раз количественное числительное: покажите пятый мячик, покажите пять мячиков.

Упражнение 3. «Соедини точки».

Учитель делает индивидуальные карточки с изображением предметов в виде основных контурных точек. Ученик получает такую карточку (смотри рисунок ниже). Задание состоит в том, чтобы последовательно соединить точки и определить, какой предмет изображен. Учитывая то, сколько чисел дети изучили.

Информация о работе Организация образовательной среды на уроках математики в первом классе при формировании понятия числа