Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:06, реферат
Цель данной работы:
-изучить характерные черты математического моделирования;
-отразить прикладные возможности математики.
Введение……………………………………………………………….3
Основная часть
1.Основные характерные черты моделирования…………………………...4
2.Эволюционный процесс в моделировании………………………………..9
3.Основы математического моделирования………………………………...13
4. Требования, предъявляемые к математическим моделям………………16
4.1 Составление математических моделей…………………………………..18
4.2 Элементарные математические модели………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………………...…………31
В задаче математического моделирования «кроме объекта моделирования и модели, обязательно присутствует субъект моделирования, лицо, усилиями и в интересах которого осуществляется модель». Роль субъекта моделирования оказывается решающей, ибо именно его цели, интересы и предпочтения формируют модель.
Создание модели
нужно не само по себе, а
для решения практических
Например, проведение экспериментальных исследований на крупных высокотемпературных агрегатах связано с большими организационными и техническими трудностями. Поэтому возникает необходимость в разработке математических моделей, значительно сокращающих объём трудоёмких и дорогостоящих промышленных экспериментов, на долю которых остаётся лишь сбор исходной информации для расчёта, проверка адекватности математических моделей и внедрение результатов моделирования. Для формулировки граничных условий необходим детальный расчёт внешнего теплообмена. Одним из наиболее распространённых методов расчёта внешнего теплообмена является зональный метод, рассматривающий перенос тепла излучением, конвекцией и турбулентной теплопроводностью, т.е. учитывающий неравномерность распределения температур, скоростей и концентраций в рабочем пространстве топки.
3.Основы математического моделирования.
Приведем пример простейшей математической модели. Представим себе, что нужно определить площадь пола комнаты. Реальный объект – пол комнаты – заменяется абстрактной математической моделью – прямоугольником.
Математическая модель, основанная на некотором упрощении, никогда не бывает тождественна рассматриваемому объекту, не передаёт всех его свойств и особенностей, а является его приближённым отражением. Однако в результате замены реального объекта соответствующей ему моделью появляется возможность математически сформулировать задачу его изучения и воспользоваться для анализа его свойств математическим аппаратом, который не зависит от конкретной природы данного объекта. Этот аппарат позволяет единообразно описать широкий круг фактов и наблюдений, провести их детальный количественный анализ, предсказать, как поведёт себя объект в различных условиях, т.е. прогнозировать результаты будущих наблюдений.
Моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, совокупности уравнений, алгоритмов и программ. Возможности моделирования, то есть перенос результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал основаны на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые интересующие исследователя черты объекта. Моделирование как форма отражения действительности широко распространено, и достаточно полная классификация возможных видов моделирования крайне затруднительна, хотя бы в силу многозначности понятия "модель", широко используемого не только в науке и технике, но и в искусстве, и в повседневной жизни.
Классификация в любой области знаний чрезвычайно важна. Она позволяет обобщить накопленный опыт, упорядочить понятия предметной области.
Существует несколько подходов к классификации моделей.
Основные:
Классификация по области использования:
Классификация с учётом фактора времени и области использования:
Классификация по способу представления:
4. Требования, предъявляемые к математическим моделям.
К математическим моделям
предъявляются следующие
Универсальность математической
модели характеризует полноту
Точность математической модели оценивается степенью совпадения значений выходных параметров реального объекта и значений тех же параметров, рассчитанных с помощью модели.
Адекватность математической модели – это ее способность отражать заданные свойства объекта с погрешностью, не выше заданной.
Экономичность математической модели характеризуется затратами вычислительных ресурсов на ее реализацию. Если работа с математической моделью осуществляется вручную, то ее экономичность определяется затратами личного времени проектировщика. Если модель используется при автоматизированном проектировании, то затратами машинного времени и памяти компьютера.
К математическим моделям предъявляется и целый ряд других требований, среди которых следует выделить следующие:
Вычислимость, т.е. возможность ручного или с помощью ЭВМ исследования качественных и количественных закономерностей функционирования объекта (системы).
Модульность, т.е. соответствие конструкций модели структурным составляющим объекта (системы).
Алгоритмизируемость, т.е. возможность разработки соответствующих алгоритма и программы, реализующей математическую модель на ЭВМ.
Наглядность, т.е. удобное визуальное восприятие модели.
Задачи математического моделирования
Существует два основных класса задач, связанных с математическими моделями: прямые и обратные. В первом случае все параметры модели считаются известными, и нам остается только исследовать её поведение. Например, определение частоты колебаний гармонического осциллятора при известном значении параметра k - прямая задача математического моделирования.
Порой требуется решить обратную задачу: какие-то параметры модели неизвестны (например, не могут быть измерены явно), и требуется их найти, сопоставляя поведение реальной системы с её моделью. Ещё одна обратная задача: подобрать параметры модели таким образом, чтобы она удовлетворяла каким-то заданным условиям — такие задачи требуется решать при проектировании систем.
4.1 Составление математических моделей.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.
Математическая модель - модель, в которой для описания свойств и типичных черт объекта используются математические символы.
Покупая в магазине разные продукты, мы автоматически занимаемся простейшим математическим моделированием. Запомнив цену каждого продукта, мы (или кассир) складываем абстрактные числа, оплачиваем сумму и затем по каждому чеку (числу на чеке), получаем конкретный продукт.
Такую же простейшую схему математического моделирования мы много раз применяли в курсе алгебры при решении текстовых задач. Мы перекладывали практическую задачу на математический язык, решали математическую задачу, а затем интерпретировали математический результат.
Процесс математического моделирования - это процесс построения математической модели. Он состоит из следующих этапов:
1.Переложение практической задачи на математический язык: составление уравнений, неравенств, системы уравнений и неравенств и т. д.
2.Решение математической задачи: уравнения, неравенства, системы и т. д.
3.Интерпретация математического результата: переход от найденных чисел (корней уравнений, решений неравенств) к их практическому смыслу в данной задаче.
4.Проверка результата практикой.
Первые три этапа
мы все применяли при решении
текстовых алгебраических задач. И
если мы не допустили ошибок, что
проверяется непосредственно
Чтобы проверить теоретические выводы о конструкции самолета, строят его модель - единственный (а не серийный) настоящий самолет - и сначала проверяют его испытанием в аэродинамической трубе. Затем проводят испытания в настоящем полете. Во время испытания выявляются недостатки, уточняются условия задачи, уточняются и проверяются все три этапа ее решения. Затем снова эксперимент, и так до получения хорошего для практики результата.
Таким образом, вырисовывается
следующая схема
Реальный Мир |
1 этап – абстракция |
Математическая модель |
4 этап эксперимент |
2 этап решение математи- ческой проблемы | |
Выводы о реальном мире |
3 этап – интерпретация |
Математические выводы |
Рассмотрим пример.
Задача. Два художника купили по одинаковому количеству краски. Первый из них половину всей краски купил по a рублей за тюбик, а другую половину – по b рублей за тюбик. Второй половину всех денег за покупку истратил на тюбики по a рублей, а другую половину денег – на тюбики по b рублей. Кто из них заплатил за покупку меньше?
Решение.
I. Введем обозначения:
S - число тюбиков, купленных каждым художником;
х рублей – сумма, затраченная на покупку первым художником;
y рублей - сумма, затраченная на покупку вторым художником.
По условию задачи имеем:
S/2 a + S/2 b = x, (1)
y/ 2a + y/ 2b =S, (2)
Итак, нужно выяснить, какое из чисел, x или y, меньше другого, если положительные числа a, b, x, y, S удовлетворяют равенствам (1), (2). Эта математическая задача и есть математическая модель данной практической задачи.
Некоторые задачи, решаемые методом моделирования.
Задача о рекламе.
Средства массовой информации дают рекламные объявления для ускорения сбыта некоторой продукции, которая есть в продаже. Последующая информация о продукции распространяется среди покупателей посредством общения друг с другом. По какому закону распространяется известие о наличии этой продукции?
Решение.
Пусть N – число потенциальных покупателей данной продукции и в момент времени t об ее наличии в продаже знают х (t) покупателей. Хотя на самом деле число покупателей целое, но для абстрактной математической модели можно считать, что функция х (t) может принимать все значения от 0 до N.
Статистика показывает, что с большой степенью достоверности скорость изменения функции х (t) прямо пропорциональна как числу знающих о продукции, так и числу не знающих. Если условится, что время отсчитывается после рекламных объявлений, когда о товаре узнало N /g человек, то приходим к дифференциальному уравнению
x '(t) = k·x(t)·( N – x(t)) (3)
с начальными условиями х = N / g при t = 0. В уравнении (3) коэффициент k – это положительный коэффициент пропорциональности, который определяется экспериментально и зависит от интенсивности рекламы и скорости распространения слухов.
Интегрируя уравнение (1), находим, что
1 / N· ln (x /(N – x)) = k·t + С.
Полагая NC = C1, приходим к равенству
x / (N – x) = AеN·k· t , где А = еC1 .
Если последнее уравнение разрешить относительно х, то получим соотношение
х (t) = N· A·е N·k··t / (A·еN·k·t + 1) = N / (1 + Р·е –N·k·t ), (4)
где Р = 1/ A.
Если учесть теперь начальные условия, то уравнение (4) перепишется в виде
х (t) = N / (1 + (g -1)·e–N·k·t )
Задача (химия и технология производства).
Через сосуд ёмкостью а литров, наполненный водным раствором некоторой соли, непрерывно протекает жидкость, причем в единицу времени втекает b литров чистой воды и вытекает такое же количество раствора.
Информация о работе Основные характерные черты математического моделирования