Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 12:32, реферат
Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………...…..3
Задачи и содержание по ознакомлению старших дошкольников с часами……….…4
Этапы работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с часами……..…7
Методика ознакомления детей с часами………………………………………………10
Практическое задание: Составление математической сказки по ознакомлению детей с часами как прибором измерения времени……………………………………...……12
Заключение………………………………
В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.
При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др.
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе использовать компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветным значком обозначить на экране дисплея в виде различной реакции изображенного символа: например, забавного человека, радующегося или опечаленного (при правильном или отрицательном ответе).
Таким образом, использование персонального компьютера и соответствующего набора программ машиной графики позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно, без непосредственной помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни.
Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени.
Основная методика по ознакомлению с днями недели начинается с беседы.
Слово «день» дети раньше использовали для названия частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью
2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.
Ежедневно на специальном календаре выставляют символ дня недели. Для этого используются полоски разного цвета.
Необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времени года, с которыми связаны сезонные изменения.
С временами года детей можно знакомить с помощью карточек, картинок и дидактических игр. Для старшего возраста можно использовать карточки модели.
Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Заключение.
Формирование представлений о времени имеет для детей старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
В исследовании разработан
комплекс развивающих
Исследования показали, что формирование представления о времени у старших дошкольников должно осуществляться с помощью широкого использования наглядных и практических методов, и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.
Список литературы.