Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:31, курсовая работа
Если по оптимальной производственной программе какие-то два вида продукции не должны выпускаться, то в таблице исходных данных вычеркнуть соответствующие два столбца, составить математическую модель задачи оптимизации производственной программы с двумя оставшимися переменными, сохранив прежнюю нумерацию переменных и решить графически.
Задание на курсовую работу 3
Линейная производственная задача 6
Двойственная задача 13
Задача о «расшивке узких мест производства» 15
Транспортная задача линейного программирования 17
Динамическое программирование. Распределение капитальных
вложений 21
Матричная игра как модель конкуренции и сотрудничества 24
Анализ доходности и риска финансовых операций 28
ξ | 0 100 200 300 400 500 600 700 |
F3(ξ) | 0 20 35 49 60 69 75 83 |
х3(ξ) | 0 0 100 100 100 200 300 400 |
В таблице 6 заполняем только одну диагональ для значения ξ = 700.
0 100 200 300 400 500 600 700 | ||
|
0 20 35 49 60 69 75 83 | |
0
100 200 300 400 500 600 700 |
0
26 30 35 40 45 48 50 |
80 68 50 |
Наибольшее число на этой диагонали:
Zmax = 101 тыс. руб.,
причем четвертому предприятию должно быть выделено
х4* = х4(700) = 100 тыс. руб.
На долю остальных трех предприятий остается 600 тыс. руб. Из таблицы 5 видно, что третьему предприятию должно быть выделено
х3* = х3(700 – х4*) = х3(600) = 300 тыс. руб.
Продолжая обратный процесс, находим
х2* = х2(700 - х4* - х3*) = х2(300) = 300 тыс. руб.
На долю первого предприятия остается
х1* = 700 - х4* - х3* - х2* = 700 – 100 – 300 – 300 = 0 тыс. руб.
Таким образом, наилучшим является следующее распределение капитальных вложений по предприятиям:
х1* = 0; х2* = 300; х3* = 300; х4* = 100.
Оно обеспечивает производственному объединению наибольший возможный прирост прибыли 101 тыс. руб., который можно найти по формуле
Zmax = f1(x1*)+ f2(x2*)+ f3(x3*)+ f4(x4*),
Zmax = 0+45+30+26 = 101 тыс. руб.
МАТРИЧНАЯ
ИГРА КАК МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ
И СОТРУДНИЧЕСТВА
Игроки Первый и Второй играют в матричную игру с матрицей
А = .
Пусть стратегия Первого есть Р, а Второго – Q. Тогда математическое ожидание выигрыша Первого игрока (его средний выигрыш) равно
М(Р, Q) = ,
Р*(р1, р2) и Q*(q1, q2, q3, q4) – оптимальные стратегии Первого и Второго игроков.
ν = М(Р*, Q*) – цена игры.
Прежде чем искать оптимальную стратегию проверим, нет ли седловой точки
так как при ее наличии матричная игра имеет решение в чистых стратегиях. Видим, что седловой точки нет.
Обозначим искомую оптимальную стратегию Первого игрока (х, 1-х).
Обозначим νj(x) – средний выигрыш Первого в расчете на партию, когда он использует стратегию (х, 1-х), а Второй игрок – j-ю чистую стратегию. Имеем
ν1(x) = -1х - 5(1-х) = 4х - 5
ν2(x) = -2х+3(1-х) = -5х+3
ν3(x) = -2х+4(1-х) = -6х+4
ν4(x) = 3х - 2(1-х) = 5х-2.
Построим
графики этих функций.
Находим нижнюю огибающую семейства четырех прямых над отрезком [0; 1]
Это ломаная АВС. Отыщем ее высшую точку. Это точка В. Она и дает решение игры. Ее координаты определяются решением уравнения ν2(x) = ν4(x), т.е. -5х+3 = 5х – 2, откуда х* = 1/2, ν = ν2(x*) = ν4(x*) = 1/2.
Таким образом, оптимальная стратегия Первого игрока есть Р* = (1/2; 1/2), а цена игры ν = 1/2.
При этой стратегии Первого игрока Второй не выбирает первый и третий столбцы. Обозначим вероятность выбора Вторым игроком второго столбца через у, а четвертого столбца - через (1-у). Учтем, что, например, р1* = х*>0 и воспользуемся утверждением о том, что если рк*>0, то М(k, Q*) = ν. Получим М(1, у*) = ν, то есть -2у*+3(1-у*) = ν = 1/2,
-5у*+3 = 1/2
откуда у* = 1/2.
Таким образом, оптимальная стратегия Второго игрока есть Q* = (1/2; 1/2).
Найдем дисперсию выигрыша Первого игрока при оптимальных стратегиях, а затем из нее выразим риск игры при оптимальных стратегиях.
D* = - ν2
D*
= 4*1/2*1/2+9*1/2*1/2+9*1/2*1/2+
r = = = 5/2.
Если Первый играет с оптимальной стратегией Р*, а Второй отвечает j-той чистой стратегией и при этом qj* > 0, то из теории матричных игр с нулевой суммой известно, что выигрыш Первого при таких стратегиях по прежнему равен цене игры ν, а дисперсия выигрыша Первого при этом равна Dj = - ν2
Если Первый игрок играет с стратегией Р*, а второй отвечает второй чистой стратегией, то дисперсия в этом случае находится по формуле:
D2 = 4*1/2+9*1/2 – 1/4 = 25/4, откуда r2 = = 5/2.
Аналогично находим риск игры, когда Второй оптимальной стратегии Первого игрока отвечает четвертой чистой стратегией:
D4 = 9*1/2+4*1/2– 1/4 = 25/4, откуда r4 = = 5/2.
Зависимость
риска Первого в малой
Как видно из рисунка 1 при отходе Первого от своей оптимальной стратегии вправо, т.е. при увеличении вероятности выбора им первой строки, Второй начинает отвечать ему второй чистой стратегией, но при этом риск первого не изменяется и остается равным 5/2. При отходе Первого от своей оптимальной стратегии влево Второй переходит на четвертую чистую стратегию, но при этом риск игры также остается равным 5/2.
Аналогично находим риски для второго игрока
D1 = 4*1/2+9*1/2 – 1/4 = 25/4, откуда r1 = = 5/2.
D2 = 9*1/2 +4*1/2– 1/4 = 25/4, откуда r2 = = 5/2.
Зависимость
риска Второго в малой
Как видно из рисунка 2 при отходе Второго от свой оптимальной стратегии вправо, т.е. при увеличении вероятности выбора им второго столбца, Первый начинает отвечать ему второй чистой стратегией, но при этом риск Второго остается равным 5/2. При отходе второго от своей оптимальной стратегии влево Первый переходит на первую чистую стратегию, но риск второго также не изменяется и остается равным 5/2.
Так как риски при всех стратегиях игроков равны, то они могут играть:
АНАЛИЗ
ДОХОДНОСТИ И РИСКА
ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Рассмотрим финансовую операцию, доход которой есть случайная величина Q. Средний ожидаемых доход находим по формуле , где рi есть вероятность получить доход qi. А риск операции найдем по формуле
r = , где D[Q] = M[Q2] - .
Рассотрим четыре операции Q1, Q2, Q3, Q4. Найдем средние ожидаемые доходы и риски ri операций.
Ряды распределения, средние ожидаемые доходы и риски:
0 | 8 | 16 | 20 |
1/2 | 1/8 | 1/8 | 1/4 |
Q1:
= 0*1/2+8*1/8+16*1/8+20*1/4 = 8
r1 =
M[Q12] = 0*1/2+64*1/8+256*1/8+400*1/4 = 140
r1
=
2 | 12 | 18 | 22 |
1/2 | 1/8 | 1/8 | 1/4 |
Q2:
=2*1/2+12*1/8+18*1/8+22*1/4 = 10,25
M[Q22] = 4*1/2+144*1/8+324*1/8+484*1/4 = 181,5
r2 =
0 | 4 | 10 | 14 |
1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 |
Q3:
=0*1/4+4*1/4+10*1/4+14*1/4 = 7
M[Q32] = 0*1/4+16*1/4+100*1/4+196*1/4 = 78
r3
=
2 | 6 | 12 | 20 |
1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 |
Q4:
=2*1/4+6*1/4+12*1/4+20*1/4 = 10
M[Q42] = 4*1/4+36*1/4+144*1/4+400*1/4 = 146
r4
=
Нанесем средние ожидаемые доходы и риски r на плоскость.
Получили
четыре точки. Чем правее точка, тем более
доходная операция, чем выше точка – тем
более она рискованная. Поэтому необходимо
выбирать точку правее и ниже. В нашем
примере 4-я точка доминирует над 1-й. Но
1-я и 3-я, 1-я и 2-я, 3-я и 2-я, 3-я и 4-я операции
несравнимы: там где доходность больше,
больше и риск.
Рисунок
1
В данном случае точками, не доминируемыми никакими другими, то есть оптимальными по Парето являются 2-я, 3-я и 4-я.
Для нахождения лучшей операции применим взвешивающую формулу
φ(Q) = 2Q – r