Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:54, реферат
Рассмотрим способ № 1: Известно, что графиком линейного уравнения является прямая. Вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений сводиться к определению числа общих точек прямых, являющимися графиками уравнений системы. Рассмотрим три случая расположения прямой.
РАЗБОР МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ
НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕИЙ.
Основная цель при решении систем линейных
уравнений - решить эту систему, то есть
найти все ее решения или доказать, что
решений нет. Для решения системы уравнений
с двумя переменными используются:
1) графический способ;
2) способ замены переменной и алгебраического
сложения и вычитания;
3) способ почленного умножения и деления;
4) способ подстановки.
Все эти способы используются во всех
предметах, где необходимы знания математики:
алгебра, физика, химия, геометрия.
Рассмотрим способ №
1: Известно, что графиком линейного
уравнения является прямая. Вопрос о числе
решений системы двух линейных уравнений
сводиться к определению числа общих точек
прямых, являющимися графиками уравнений
системы. Рассмотрим три случая расположения
прямой.
^ Случай 1: Прямые, которые являются
графиком функции, входящих в данную систему,
пересекаются.
Решим эту систему:
Уравнениями у=-1,1х+12 и у=-
^ Случай 2: Прямые, являющиеся
графиками уравнений системы, параллельны.
Решим систему уравнений:
Прямые, являющиеся графиками линейных
функций у=-0,4х+0,15 и у=-0,
^ Случай 3: Прямые, являющиеся
графиками уравнений системы, совпадают.
Очевидно, что графики уравнений совпадают.
Это означает, что любая пара чисел (х; у), в которой х - произвольное число, а у = - 2,5х - 9, является решением системы.
Система имеет бесконечно много решений.
Во время решения систем нелинейных уравнений
данным способом вызывает у учащихся трудности
по ряду причин:
1) не умение, выражать одну переменную
через другую;
2) не правильное построение системы координат
(различный единичный отрезок на осях
ординат и абсцисс).
Рассмотрим способ №
2( замена переменной): Легче всего это сделать решив
задачу, что мы сейчас и сделаем:
Условие задачи: Ученик
задумал два числа. Первое число на 5 больше
второго. Если от удвоенного первого числа
вычесть утроенное второе число, то получится
25. Какие числа задумал ученик?
Решение: Пусть х - первое число, у - второе число. По условию задачи
составим систему уравнений.
В первом уравнении выразим х через у: х=у+5.
Подставив во второе уравнение вместо
переменной х выражение х = у + 7, получим
систему
Очевидно, что получившееся второе уравнение
является уравнением с одной переменной.
Решим его:
Подставив в первое уравнение системы
вместо переменной у ее значение, равное
6, получим:
Ответ: ученик задумал числа равные
-6 и -11, т. е. пара чисел (-6; -11) является решением данной системы.
Во время решения систем нелинейных уравнений
данным способом вызывает у учащихся трудности
по ряду причин:
1) не умение, выражать одну переменную
через другую;
2) не умение, подставить уже полученную
переменную (забывают или не видят).
Рассмотрим способ №
2( алгебраическое сложение): Как
и в методе подстановки, мы переходим от
данной системы к другой, равносильной
ей системе, в которой одно из уравнений
содержит только одну переменную.
Решим систему уравнений:
В уравнениях этой системы коэффициенты
при у являются противоположными
числами ( +3y и -3y). Сложив
почленно левые и правые части уравнений,
получим уравнение с одной переменной:
Заменим одно из данных нам уравнений
системы, например первое, уравнением
2x = 18. Получим систему:
Полученная система равносильна данной
системе. Решим полученную систему:
Из уравнения ^ 2х=18 находим, что х=9. Подставив это значение х в уравнение 4х-3у=12, получим
уравнение с переменной у.
Решим это уравнение:
Пара чисел (11; - 9) - решение полученной системы,
а значит, и данной нам системы.
Воспользовавшись тем, что в уравнениях
данной нам системы коэффициенты при у являются противоположными числами,
мы свели ее решение к решению равносильной
системы, в которой одно из уравнений содержит
только одну переменную.
Геометрически равносильность систем
означает, что графики уравнений 4x + 3y = 12 и -2x - - 3у=38 пересекаются.
Во время решения систем нелинейных уравнений
данным способом вызывает у учащихся трудности
только по одной причине:
1) не умение, подставить уже полученную
переменную (забывают или не видят).
Рассмотрим способ №
3: Если при решении систем уравнений
учащийся не может ни заменить переменную,
ни алгебраически сложить, то можно прибегнуть
к этому способу. Разберём на примере.
Решим систему уравнений:
Домножим верхнее уравнение на 3. Получим:
Очевидно, что и в первом и во втором уравнениях
есть 3y, только с разными занками. Дальше
решаем так же, как и прошлой системе (
см. 3 разбор).
В конце получаем, что пара чисел (4,2; -4,8)
является решением данной нам системы.
Во время решения систем нелинейных уравнений
данным способом вызывает у учащихся трудности
только по ряду причине:
1) не видят, что и на сколько надо домножить;
2) не умение, подставить уже полученную
переменную (забывают или не видят).
Рассмотрим
способ подстановки:
Этот метод или способ решения
систем уравнений используется
чаще всех. Грубо говоря, этот
способ мы разобрали во всех
остальных, т.к. заменяя одну
систему на равносильную ей, мы
находим одну переменную, а затем
подставляем её значение в
одно из уравнений данной нам
системы. А следовательно, возникающие
проблемы при решении систем уравнений
этим способом такие же, как и у всех остальных
методов:
1) не умения, выражать одну переменную
через другую;
2) не умение, подставить уже полученную
переменную;
Итак, из всего выше сказанного можно сделать
вывод:
во время решения систем нелинейных уравнений
у учащихся возникают проблемы по ряду
двум причинам:
1) не умения, выражать одну переменную
через другую;
2) не умение, подставить уже полученную
переменную;
3) не видят, что и на сколько надо домножить.
. Для каждого метода будет представлено
по примера и решение одного из них, в качестве
примера как их решать тем или иным методом.
1) Метод замены переменной
и алгебраического сложения и вычитания:
Для начала метод алгебраического
сложения.
Пример №1:
Решение:
Можно заметить, что в двум уравнениях
присутствует одна и та же переменная: 3y, только с разными знаками. Следовательно,
их можно алгебраически сложить и мы получим
равносильную систему:
Итак, мы нашли значение первой переменной: x = 1. теперь подставляем это значение в любую
из уравнений, чтобы найти значение второй
переменной:
Получили: y = 0.
Ответ: (1; 0).
Метод алгебраического вычитания почти
такой же как и метод алгебраического
сложения, только вместо того, чтоб складывать
уравнения, мы вычитаем одно из другого.
Теперь разберём последовательность решения
методом замены переменной:
Пример №2:
^ Решение:
Объяснение:
Вначале я перенёс одну переменную из
уравнения 1 вправо и получил: x = 1 –y. Затем, я подтсавил полученное
значение во второе уравнение и нашёл
значение переменной y: y = 0. после этого. Я подставил это
значение во второе уравнение и получил
значение переменной x: x = 1.
^ Ответ: (1, 0).
Теперь потренируйтесь самостоятельно.
Пример №3 (метод алгебраического
сложения):
У вас должен получиться ответ: (2; -0,(3) ).
Пример №4 (метод замены переменной):
Правильный ответ: (7; 1).
2) Метод почленного умножения
и деления:
Пример№1:
Решение:
Домножим первое уравнение на два и получим:
Теперь вычтем из первого уравнения второе
(включаем в решение метод алгебраического
вычитания). Затем решаем всё как и в прошлых
примерах: находим значение одной переменной,
затем второй и пишем ответ.
Ответ: (1; 1).
Метод почленного деления очень похож,
но вместо умножения каждого члена уравнения
на какое-либо число мы на него их делим.
Теперь потренируйтесь.
Пример №2 (метод почленного деления):
Правильный ответ: (1; 1).
Пример №3 (метод почленного умножения):
У вас должен получиться ответ: (3 -4) и (-3; 4).
3) Метод
графического решения.
Пример №1:
Решение:
Для начала перенесём переменную x в правую
сторону, чтобы получить уравнение функции:
Теперь начертим графики полученных функций:
Функция №1:
Функция №2:
Теперь найдём их пересечение:
Ответ: (0; 0).
Теперь потренируйтесь сами.
Приметр№2:
Правильный ответ: (3; 1).
Пример №3:
У вас должен получиться ответ: (-2; -1) и (-1; 0).
Информация о работе Разбор методов системы нелинейных уравнений