Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что становление и развитие экономики России в условиях рыночных отношений требует создания и организации сбалансированного взаимодействия разнообразных, в большинстве своем новых, организационно-экономических структур, формирующих инфраструктурную основу экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4
1.1 Основные понятия рынка ………………………………………………..4
1.2 Функция рынка……………………………………………………………6
1.3 Структура рынка………………………………………………………….11

Глава II. Инфраструктура рынка………………………………………………...12
2.1 Понятие инфраструктуры ………………………………………………..12
2.2 Виды инфраструктуры…………………………………………………....19
Глава III. Особенности рынка РФ………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1 семест по микроэкономике.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «(Экономика) Финансы и кредит»

 

                           Курсовая работа                                 

                       По дисциплине:   Микроэкономика

На  тему: «  Рынок, его структура и  инфраструктура»

Вариант № 12

 

Выполнил: Калинина Валентина Владимировна

Студент 1 курса

  1 семестр

 

Проверил:                    

 

 

 

 

                                              г. Петропавловск  2013

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

 Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4        

1.1 Основные понятия рынка ………………………………………………..4        

1.2 Функция рынка……………………………………………………………6        

1.3 Структура рынка………………………………………………………….11        

 

  Глава II. Инфраструктура рынка………………………………………………...12        

2.1 Понятие инфраструктуры ………………………………………………..12        

2.2 Виды инфраструктуры…………………………………………………....19

Глава III. Особенности рынка РФ………………………………………………....24      

 

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы ……………………………………………………………...33  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

Введение.       

Цель  работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.   
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.   
             Актуальность темы определяется тем, что становление и развитие экономики России в условиях рыночных отношений требует создания и организации сбалансированного взаимодействия разнообразных, в большинстве своем новых, организационно-экономических структур, формирующих инфраструктурную основу экономики.   
Неразработанность проблемы рыночной инфраструктуры в экономической науке создает трудности для развития рыночной экономики России, отсутствием систем обоснованных рекомендаций по созданию инфраструктуры, учитывающей мировой опыт и российские особенности. Рассмотрение вопросов становления инфраструктуры рынка приобретает существенное значение для теоретического понимания и практического осмысления путей развития рыночной экономики.   
Инфраструктура по совей роли и месту в развитии экономики является одним из важнейших ресурсов национального развития, обладая определенными преимуществами по сравнению с производственными отраслями.  
    Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

 
  
  
                                       Глава I. Система рынков.

1.1 Основные понятия  рынка        

Рынок - место, где происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного

производства. Объективная необходимость рынка  вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многоугольник и столь же разнообразно его определение: "Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".        

Есть  упрощенное толкование рынка как  места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения».  Так же под словом «рынок» может предполагаться система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.       

П. Самуэльсон определяет рынок как: "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.       

Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.       

Рынок включает:       

• отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;       

• обменные процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;       

• процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;       

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;       

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.     

То, что рынок включает не только отношения  по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения (собственности, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать его в системе национальной экономики или экономической системы в целом как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.        

 

 

      

1.2 Функции  рынка

    Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей — удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.

Основная и самая  важная функция рыночной системы  — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и  предложения, которые определяют уровень  цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют  потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

Вторая функция рынка — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

Информационная функция  определяется через распределение  информации, знаний и навыков между  всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители  получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую  информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

Интегрирующая функция  состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс  активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

В экономике с развитым типом совершенной конкуренции  товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка.

Кроме вышеперечисленных  функций, рынок оценивает произведенный  продукт, его исходные ресурсы и  количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов.

Выделяют также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса  не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные  фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось.

Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения многообразных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.

 

1.3 Структура  рынка

Рынок в целом характеризуется  богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным  категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок  потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

"Рынок товаров можно  представить состоящим из товаров,  идущих в производственное потребление  (рынок средств производства), и  товаров, предназначенных для  личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненное его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и  оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых  рынков сбыта. Необходимыми условиями  конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура