Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Математике"
Если из занятых клеток образ.цикл, то план перевозок не явл. опорным, цикл строится только для свободных клеток.
Алгоритм решения ТЗ методом потенциалов
1. Построить опорный план по 1 из правил
2. Вычислить потенциалы поставщиков и потребителей: ui(i=1,m) –поставщик, потребитель - vj(j=1,n). ui+ vj=Сij
3. Вычислить оценки Sij=Cij-(ui+
Если все оценки Sij≥0, то полученный план явл. лптимальным,
Если все Sij>0, то получ. оптим. план единственный.
Если хотя бы 1 оценка Sij=0, имеем бесчисленное множество оптимальных планов с 1 и тем же значение целевой функции.
27. Матричные игры с нулевой суммой
Теорию игр определяют как раздел математики вырабатывающий оптимальные правила поведения для каждой стороны участников в конфликтной ситуации.
Совокупность правил однозначно определяющей последовательность действий стороны в конфликтной ситуации есть стратегия.
Игра – совокупность предварительно оговоренных правил и условий.
Если n партнеров в данной игре, то осн. содержание теории игр состоит в как должен вести партию j (j=1.k), для достижения благоприятного исхода.
Предполагается, что в конце партии каждой игры получим сумму – vj (j=1,n) – выигрыш.
vj (j=1,n) могут быть положительными, отрицательными, =0.
В большинстве случаев имеются игры с 0 суммой, v1+v2+…. +vn=0. Сумма выигрыша от одного партнера переходит к другому не поступая из внешних источников.
Игра с нулевой суммой предполагает, что сумма выигрыша каждой партии равна 0.
В экономических задачах сумма выигрыша игры, в которой участвуют 2 игрока – парные, с большим числом – множественные.
Принятие игроком того или иного решения и его реализация наз.- ходом.
В зависимости от количества стратегий игры делятся на конечные и бесконечные.
В зависимости от взаимоотношения игроков игры делятся на кооперативные, коалиционные и бескоалиционные.
Если игроки не имеют право вступать в соглашения, такая игра относится к бескоалиционным.
Если вступают в соглашения – коалиционной.
Кооперативная игра – заранее определяют коалиции.
28 Чистые и смешанные стратегии и их свойства
Если в игре каждый из
противников применяет только одну
и ту же стратегию, то про саму игру
в этом случае говорят, что она
происходит в
чистых стратегиях, а используемые игроком А и игрокомВ пара стратегий называются чистыми стратегиями.
Определение. В антогонистической игре пара
стратегий (Аi, Вj) называется равновесной
или устойчивой, если ни одному из игроков
не выгодно отходить от своей стратегии.
Применять чистые стратегии имеет смысл
тогда, когда игроки А и В располагают сведениями о действиях
друг друга и достигнутых результатах.
Если допустим, что хотя бы одна из сторон
не знает о поведении противника, то идея
равновесия нарушается, и игра ведется
бессистемно.
Определение. Случайная величина, значениями
которой являются чистые стратегии игрока,
называется его смешанной стратегией.
Таким образом, задание смешанной
стратегии игрока состоит в указании тех
вероятностей, с которыми выбираются его
чистые стратегии.
Будем обозначать смешанные стратегии
игроков А и В соответственно
SA=||p1,p2,...,pm||, SB=||q1,q2,...,qn||,
где pi - вероятность применения игроком А чистойстратегии Аі;
,qj - вероятность применения игроком
В чистой стратегии Bj;
В часном случае, когда все вероятности,
кроме одной, равны нулю, а эта одна - единице,
смешанная стратегия превращается в чистую.
Применение смешанных стратегий осуществляется,
например, таким образом: игра повторяется
много раз, но в каждом партии игрок применяет
различные чистые стратегии, но с относительными
частотами их применения, равными pi и qj.
Смешанные стратегии в теории игр представляют
собой модель изменчивой, гибкой тактики,
когда ни один из игроков не знает, какую
чистую стратегию выберет противник в
данной партии. Если игрок А применяет смешанную стратегию
SA=||p1, p2, ..., pm||,
а игрок В смешанную стратегию SB=||q1,
q2, ..., qn||, то средний выигрыш
(математическое ожидание) игрока А определяется соотношением
.Естественно, что ожидаемый
проигрыш игрока В равен такой же величине.
Итак, если матричная игра не имеет седловой
точки, то игрок должен использовать оптимальную
смешанную стратегию, которая обеспечит
максимальныйвыигрыш .nЕстестве
Игра m × n в
общем случае не имеет наглядной геометрической
интерпретации. Ее решение достаточно
трудоемко при больших m и n,
однако принципиальных трудностей не
имеет, поскольку может быть сведено к
решению задачи линейного программирования.
Покажем это. Пусть игра m × n задана
платежной матрицей p = (aij ),
i = 1, 2, ..., m; j = 1, 2, ..., n. Игрок А обладает
стратегиями A1 ,
A2 , ..., Am , игрок В —
стратегиями B1 ,
B2, ..., Bm . Необходимо определить
оптимальные стратегии S*A =
( p*1 , p*2 , ... , p*m ) и S*B =
( q*1 , q*2 , ... , q*n ), где p*i, q*j —
вероятности применения соответствующих
чистых стратегий Ai , Bj, p*1 + p*
Оптимальная стратегия S*A удовлетворяет следующему требованию. Она обеспечивает игроку А средний выигрыш, не меньший, чем цена игры v, при любой стратегии игрока В и выигрыш, равный цене игры v, при оптимальной стратегии игрока B. Без ограничения общности полагаем v > 0: этого можно добиться, сделав все элементы aij ≥ 0. Если игрок А применяет смешанную стратегию S*A = ( p*1 , p*2 , ... , p*m ) против любой чистой стратегии Bj игрока В, то он получает средний выигрыш, или математическое ожидание выигрыша aj = a1j p1 + a2j p2 +...+ am j pm , о = 1, 2, ..., n (т.е. элементы j-го столбца платежной матрицы почленно умножаются на соответствующие вероятности стратегий A1 , A2 , ..., Am и результаты складываются).
Для оптимальной стратегии S*A все средние выигрыши не меньше цены игры v, поэтому получаем систему неравенств:
|
(3.11) |
Каждое из неравенств можно разделить на число v > 0. Введем новые переменные:
x1 = p1/v, x2 = p2/v , ..., pm/v |
(3.12) |
Тогда система (11) примет вид:
|
(3.13) |
Цель игрока А —
максимизировать свой гарантированный
выигрыш, т.е. цену игры v.
Разделив на v ≠ 0 равенство p1 +
p2 + ...+ pm = 1 , получаем, что
переменные x1 (i
= 1, 2, ..., m) удовлетворяют условию: x1 +
x2 + ...+ xm = 1/v. Максимизация
цены игры v эквивалентна
минимизации величины 1/v,
поэтому задача может быть сформулирована
следующим образом: определить значения
переменных xi ≥ 0, i = 1, 2,
..., m, так, чтобы они удовлетворяли
линейным ограничениям (13) и при этом линейная
функция
Z = x1 + x2 + ...+ xm, |
(3.14) |
обращалась
в минимум. Это задача линейного
программирования. Решая задачу (3.13)—(3.14),
получаем оптимальное решение p*1 +
p*2 + ...+ p*m и оптимальную стратегию SA .
Для определения оптимальной стратегии S*B =
(q*1 +
q*2 + ...+ q*n) следует учесть,
что игрок В стремится
минимизировать гарантированный выигрыш,
т.е. найти
. Переменные q1 ,
q2 , ..., qn удовлетворяют неравенствам:
|
(3.15) |
которые следуют
из того, что средний проигрыш игрока В не
превосходит цены игры, какую бы чистую
стратегию не применял, игрок А.
Если обозначить
yj = qj/v, j = 1, 2, ..., n, |
(3.16) |
то получим систему неравенств:
|
(3.17) |
Переменные yj (1,
2, ..., n) удовлетворяют условию
.
Игра свелась к следующей задаче
Определить значения переменных yj ≥
0, j = 1, 2, ..., n, которые удовлетворяют
системе неравенств (3.17) и максимизируют
линейную функцию
Z' = y1 + y2 + ...+ yn, |
(3.18) |
Решение задачи линейного программирования (3.16), (3.17) определяет оптимальную стратегию S*B = (q*1 + q*2 + ...+ q*n) . При этом цена игры
v = 1 / max, Z' = 1 / min Z |
(3.19) |
Составив расширенные матрицы для задач (3.13), (3.14) и (3.17), (3.18), убеждаемся, что одна матрица получилась из другой транспонированием:
Таким образом, задачи линейного программирования (3.13), (3.14) и (3.17), (3.18) являются взаимно-двойственными. Очевидно, при определении оптимальных стратегий в конкретных задачах следует выбрать ту из взаимно-двойственных задач, решение которой менее трудоемко, а решение другой задачи найти с помощью теорем двойственности. Приведем примеры экономических задач, которые описываются игровыми моделями т х п и могут быть решены методами линейного программирования.
Пример 1
Обозначив xi = pi/v, i = 1, 2, 3 и yj = qj/v , j = 1, 2, 3, составим две взаимно-двойственные задачи линейного программирования (см. (3.13)-(3.14) и (3.17)-(3.18)).
Пример 2
При решении произвольной конечной игры размера m × n рекомендуется придерживаться следующей схемы:
На практике реализация
оптимального решения
в смешанных стратегиях может происходить
несколькими путями. Первый состоит в
физическом смешении чистых стратегий Ai -
в пропорциях, заданных вероятностями pi .
Другой путь — при многократном повторении
игры — в каждой партии чистые стратегии
применяются в виде случайной последовательности,
причем каждая из них — с частотой, равной
ее вероятности в оптимальном решении.
30 Типовые задачи дискретного программирования (задача о рюкзаке, о назначении, задача коммивояжера).
задачи дискретного программирования
Под задачей дискретного
F(x0) = min f(x), x є G,
множество допустимых решений которой
конечно, т.е. О ≤ |G| = N < ∞, где |G| — число
элементов множества G. В силу конечности
G все допустимые решения можно пронумеровать:
x1, x2, . . . . ., xN, вычислить f(xi), i= 1,2,..., N, и найти
наименьшее значение.
Во многих задачах условия дискретности
отделены от других условий, т.е. если х
= (х1, х2, ... ,хn), то xj є Gj = (х j 1, хj2, ...,хjki), kj
> 2. Поэтому N = =
=
> 2n, отсюда видно, что с ростом числа
переменных объем вычислительной работы
резко возрастает.
Задача о рюкзаке. Контейнер оборудован m отсеками вместимостью для перевозки n видов продукции . Виды продукции характеризуются свойством неделимости, т.е. их можно брать в количестве 0, 1, 2, ... единиц. Пусть - расход i-го отсека для перевозки единицы j-ой продукции. Обозначим через полезность единицы j-ой продукции. Требуется найти план перевозки, при котором максимизируется общая полезность рейса.
Модель задачи примет вид: при ограничениях на вместимости отсеков условии неотрицательности
условии целочисленности - целые .
Когда для перевозки имеется один отсек и каждый вид продукции может быть взят или нет, то модель задачи принимает вид:
.
Задача о назначении.Имеет n исполнителей, которые могут выполнять n различных работ. Известна полезность , связанная с выполнением i-м исполнителем j-й работы . Необходимо назначить исполнителей на работы так, чтобы добиться максимальной полезности, при условии, что каждый исполнитель может быть назначен только на одну работу и за каждой работой должне быть закреплен только один исполнитель.
Математическая модель задачи примет вид: Каждый исполнитель назначается только на одну работу:
На каждую работу назначается только один исполнитель:
Условия неотрицательности и целочисленности , .
Задача коммивояжера
Коммивояжер должен посетить один, и только один, раз каждый из n городов и вернуться в исходный пункт. Его маршрут должен минимизировать суммарную длину пройденного пути.
Математическая модель задачи:
Условия неотрицательности и целочисленности
, .
Добавляется условие прохождение маршрута через все города, т.е. так называемое условие цикличности. Иначе, маршрут должен представлять собой замкнутую ломаную, без пересечений в городах-точках.
31 Классификация
математических моделей
Под задачей дискретного программирования (дискретной оптимизации) понимается задача математического программирования
F(x0) = min f(x), x є G,
множество допустимых решений которой
конечно, т.е. О ≤ |G| = N < ∞, где |G| — число
элементов множества G. В силу конечности
G все допустимые решения можно пронумеровать:
x1, x2, . . . . ., xN, вычислить f(xi), i= 1,2,..., N, и найти
наименьшее значение.
Во многих задачах условия дискретности отделены от других условий, т.е. если х = (х1, х2, ... ,хn),
то xj є Gj = (х j 1, хj2, ...,хjki), kj > 2. Поэтому N = = = > 2n, отсюда видно, что с ростом числа переменных объем вычислительной работы резко возрастает.
Дискретные оптимизационные задачи
Дискретные оптимизационные задачи находят широкое применение в различных областях, где используются математические методы для анализа происходящих там процессов. Необходимость решения таких задач приводит к тому, что дискретная оптимизация становится важным элементом образования специалистов, связанных с её применением при решении задач, возникающих в приложениях. Поэтому нам представляется, что технология решения задач дискретного программирования должна стать одной из важных составных частей современного математического образования для специалистов по прикладной математике.